КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекции НасыровВопрос о понятии государства является дискуссионным. Это отражает многообразие и сложность этого социального явления. Многочисленные теории происхождения государства одновременно выступают отдельными подходами к сущности государства. Исследовать государство необходимо в два этапа: 1 этап. Эмпирический – описательный – т.е. необходимо выявить внешние признаки государства как особого социального явления. В научной литературе государство принято рассматривать в двух аспектах - государство рассматривается как организованное определенным образом общество (характерно для античной политико-правовой мысли). Государство – это политико-территориальная организация общества - Государство – это особая организация власти. Государство – это особая организация публичной суверенной власти имеющая специальный аппарат управления, способная устанавливать общеобязательные правила поведения. Признаки: 1. Наличие особой публичной власти С одной стороны публичность означает, что только государство может выступать от имени всего общества, но с другой стороны государство не совпадает с самим обществом и находится как бы над ним. Публичность означает также аппаратность власти 2. Государство характеризуется наличием гос. суверенитета Государственный суверенитет – это верховенство и независимость гос. власти от иной власти (создатель Жан Боден). Внутренний суверенитет – верховенство, независимость. Внешний суверенитет – независимость, равенство. В условиях глобализации важно подчеркнуть, что суверенитет понятие не количественное, а качественное (суверенитет есть или нет). Суверенитет един – все государства независимо от территории, населения, экономического и военного потенциала должны обладать одинаковым суверенитетом. Наличие у государства определенных монопольных прав (на армию, на лишение свободы) 3. Наличие особой материальной базы ( налоги, сборы). 4. Наличие четко обозначенной территории посредством которой и определяются границы реализации гос. суверенитета; 5. Наличие системы общеобязательных правил поведения, обеспеченных государством (ранее наличие права). Но это некорректно так как право выше государства, поэтому право нельзя считать признаком государства. В литературе встречаются и иные признаки государства - гражданство (подданство – особая юр. связь с государством (вытекает из суверенитета, наличии территории); - наличие гос. символов - герб, флаг, гимн. Эти символы подтверждают суверенитет. - В настоящее время дискутируется вопрос о допустимости выделения такого признака государства как наличие особой идеологии. До конца 90-х годов большинство авторов отвечали на этот вопрос отрицательно, т.к. наличие особой государственной идеологии – черта авторитарных режимов и это противоречило бы ст. 13 Конституции (гарантия идеологического многообразия). С конца 90-х годов стал обсуждаться вопрос о возможности выделения такого признака, что обосновывалось идеократическим характером рос. цивилизации. Чтобы решить коллизию со ст. 13 Конституции, речь необходимо вести не о государственной идеологии, а о национальной идее. Должна создаваться не законодательными текстами, а гуманитариями, философами, богословами. Указанные признаки характеризуют государство с внешней стороны и не раскрывают его сущности. Внутренняя характеристика государства – выявить сущность, определить назначение государства, выявить критерии оценки государства. В определении сущности государства нет единства. Крайне противоположными подходами к решению этой проблемы выступают анархизм и этатизм. Сторонники анархизма (Бакунин, Кропоткин) – государство это абсолютное зло, поэтому выступают за его уничтожение. Сторонники этатизма (Гегель) – государство безусловное благо, выступают за максимально возможное проявление (расширения) сферы его влияния. Большинство авторов признает необходимость существования государства, но расходятся в вопросе о причинах его возникновения, его назначения и пределах вмешательства в общественную жизнь. Условно можно выделить два подхода к сущности государства: 1. Классовый. Его сторонники (Маркс, Ленин) утверждают, что государство по своей сущности призвано выражать интересы не всего общества, а лишь определенной его части. При этом не отрицается, что классовое государство вынуждено реализовать и общие цели (общесоциальные) хотя бы из чувства самосохранения (поддержание правопорядка). Но даже это в интересах господствующего слоя. 2. Обще социальный. Для сторонников этого подхода, первичные сущности, назначение государства – выражать интересы общества, обеспечивать его целостность, развитие и т.д. Сторонники этого подхода не отрицают, что в прошлом и в настоящем государство в своей деятельности выражало не общие, а групповые интересы. Такие государства своей сущности не соответствуют. Вопрос неизвестно, какая теория, какой подход верен. Постановка вопроса о том какой подход истинный некорректная, эти подходы отвечают на разные вопросы. Достоинства классового подхода: более реалистичен, обобщает опыт государств прошлого и настоящего. Достоинство обще социального подхода: создает идеал государства и определяет направление его позитивного развития. В истории можно обнаружить тенденцию обще социального начала в государстве. Необходимо иметь ввиду, что сущность государства всегда противоречива: Назначение государства служить всему обществу, но осуществляется это опосредованно с помощью особой публичной организации власти. Поэтому как бы общесоциально и демократично не было организовано государство всегда существует угроза возобладания в его деятельности не общего а группового интереса.
|