КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение и пути формирования права.Право - это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между нормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права - обычным правом. Правители ранних государств, продолжая традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства - теологическую (божественную), - патриархальную, - договорную, - насилия, - психологическую, - расовую, - материалистическую (классовую) теории. Теологическая теорияисходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Теория естественного права Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Историческая теория права доказывает, что право зарождается и развивается исторически, как язык Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Психологическая теория праваСуть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Марксистская концепция происхождения правапоследовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Ученые правоведы, такие как выделяют два пути возникновения права: восточный и западный. Восточный путь происхождения права. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, Западный путь происхождения права Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права.
|