Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Философия Ф. В. И. Шеллинга.

Читайте также:
  1. Античная философия
  2. Античная философия.
  3. Ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.
  4. Арабская религиозная философия. Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс).
  5. Билет №1 Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения.
  6. Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
  7. Вопрос 10. Древнеиндийская философия
  8. Вопрос 12 Философия Античности: Платон и его теория «идей»; ее рациональный смысл. Учение об идеальном государстве Платона.
  9. Вопрос 13 Философия античности: Аристотель; его учение о форме и материи, четырех видах причин бытия и об энтелехии. Социально-политическое учение Аристотеля.
  10. Вопрос 14. Философия софистов и Сократа

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

 

Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

 

• натурфилософию;

 

• практическую философию;

 

• иррационализм.

 

2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

 

• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

 

• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

 

• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

 

• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;

 

• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

 

• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

 

3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.

 

Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.



 

Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

 

Философ приходит к следующим выводам:

 

• ход истории случаен, в истории царит произвол;

 

• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

 

• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;



 

• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

 

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 4; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия И. Г. Фихте. | Общая характеристика философии Г. В. Ф. Гегеля.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты