КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация власти и социальное регулирование в условиях родового строя
Государство - это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаками государства считаются: 1) наличие публичной власти - соответственно аппарата управления, зафиксированного в НПА, т. е. правовые начала. 2) суверенитет - внешний (независимость от внешних факторов) и внутренний (независимость гос. власти от других негосударственных организаций, действующих внутри государства) 3) территория - наличие границ, гражданство.(устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.) Характеризуя организацию первобытного общества, следует выделять три наиболее значимые для юридической науки социальные сферы: общественного устройства; производства и распределения, материальных благ; социальной власти и управления. С точки зрения общественного устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками: - первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей; - основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации -- родовая община); - человек в первобытном состоянии не представляет своего существования вне рода, в этот период отсутствует само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью -- выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе; - половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя -- матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. С точки зрения производства и распределения, материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками: - «первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства); - распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода -- «первобытный коммунизм»); - частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут (поскольку попросту не осознают такой возможности) распоряжаться ими в эгоистических целях. С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками: - полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Здесь следует отметить, что власть -- это одна из основных функций социальной организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывая противоречивые индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения. В первобытном обществе жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования; - оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно наличный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т. п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть» в современном понимании этого явления; - социальное управление осуществляется при помощи неписаных правил поведения, передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения этих правил поведения являются запреты-табу, особенность которых заключается в отсутствии какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»); - в основу правил поведения были положены неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами; - основным принципом социального регулирования является принцип талиона -- «равным за равное (око за око, зуб за зуб)». Но при этом становятся обязательны два безусловных постулата «публичного» характера -- два древнейших табу, призванных подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность. Эти два императива гласят: 1) не убивай своих родных; 2) не вступай в половую связь со своей матерью, братьями и сестрами; нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означало смертный приговор. Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой - обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.
|