Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Методика часть 1.




ПРЕДИСЛОВИЕ

Научно-практическая задача организации в педагогическом процессе условий, обеспечивающих становление творческой личности, обусловила поиск не традиционных путей решения этой задачи.

В пособии реализуется идея систематизации знаний, основанных на инте­грации научного и художественного познания психики человека и поли вариа­тивности моделей, способов, технологий обучения, ориентированных на субъекта учебной деятельности.

Каждое занятие включает вопросы теоретического и практического харак­тера Усвоение знаний организуется как процесс их применения. При подготов­ке к такому занятию предполагается обязательное выполнение заданий, тре­бующих самостоятельной работы с первоисточниками. Мы частично отошли от традиционного конспектирования, предложив студентам различные учебные задачи, выполнение которых требует "переработки" текста, его осмысления и содействует формированию различных навыков и приемов учебной и мысли­тельной деятельности. По каждой теме одновременно предлагаются индивиду­альные задания различной степени сложности, которые выполняются по выбору.

Процедура занятия строится таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студентов, способствовать развитию пси­хологического мышления, педагогических способностей.

При разработке сценариев занятий автор стремился использовать различ­ные формы и методы работы, понимая, что каждый преподаватель сам опреде­ляет целесообразность их применения в зависимости от профиля обучения и уровня подготовки студентов.

В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент име­ет возможность проявить достаточно высокий уровень самостоятельности как в выборе типа индивидуального задания, так и в определении своей роли в про­цессе самого занятия (ведущий, эксперт, докладчик, составитель схем и кон­спектов, графических изображений и т. д.). Меняя роли и типы заданий, студент развивает познавательные процессы, речь, приобретает умения и навыки учеб­ной деятельности.

Нахождение новых технологий и оригинальных технологических процес­сов, реализация способности кодирования результатов познания и применение языковых продуктивных способов их усвоения и передачи предполагает соответ­ствующий уровень не только понятийного, но и образного, ассоциативного мышления, воображения, развитие которых активно стимулируется посредст­вом "вхождения" в эстетическую реальность.

Введение в эстетическую реальность осуществлялось посредством орга­ничного включения произведений искусства (литература, музыка, живопись) в процесс научного познания человека.

Созданные нами модели междисциплинарной интеграции (психология -искусство) многовариативны. Они различны в зависимости от формы занятий (лекция, семинар, практикум, тренинг), от частных задач и от общей цели – реализации развивающих эффектов научного и художественного познания психологии человека.

Эти эффекты обеспечиваются инициированием действия различных психологических механизмов, среди которых в творческом развитии личности зна­чимое место принадлежит механизмам синестезии, ассоциирования, апперцеп­ции и художественной рефлексии, а также широкой представленностью в познавательной деятельности эмотивного компонента.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет своеобразный "эффект синестезии" как синтез научного и художественного познания психики человека, когда усвоение определенного научного знания включается в контекст его ху­дожественного познания.

Широкий культурный контекст нередко является необходимым условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, вклю­чающего множество смысловых связей, развития способности рассматривать материал в новых, неожиданных, непривычных аспектах. Он обеспечивает сво­бодное взаимопроникновение различных знаний, научный психологический
текст может быть представлен в его философском или социологическом осмыслении и, наоборот, может иметь историческое измерение и истолкование.

Художественный текст (в широком смысле - не только литературный, но и музыкальный, живописный), включенный в научный контекст, открывает но­вые свойства и отношения, связи и эмоциональные характеристики изучаемых объектов, познание которых затруднено или вообще невозможно, пока мы не увидим его отражения в художественном образе.

Расширение эстетического компонента в креативном поле обеспечивается различными вариантами заданий, направленных на актуализацию и развитие богатств мировосприятия личности, ее познавательной и эмоциональной сфе­ры. Конструкты художников (музыкантов, поэтов, писателей) созданы из эсте­тически выразительных материалов. Их "подключенность" к научным конст­руктам, формирующимся в процессе усвоения научной информации, открывает новые аспекты развития творческой личности.

Приводимые в пособии литературно-художественные материалы могут быть использованы не только в качестве примеров, иллюстрирующих опреде­ленные психические феномены, их закономерности и свойства, но и в качестве психологических задач, диагностических и коррекционных упражнений. Количество их значительно, что позволяет каждому преподавателю варьировать их использование в зависимости от поставленных задач, потенциала и индивидуального стиля профессиональной направленности. Они ориентированы также на возрастные, индивидуальные и профессиональные особенности студентов, зону их ближайшего развития.

На занятиях предполагается достижение следующих целей:

1. цели в когнитивной (познавательной) области: запоминание и воспроизведение изученного материала, переосмысление имеющихся знаний. Включение их в новые сочетания, в контекст изученного в разных темах, перенос знаний, умений и навыков; формирование новых способов познавательной деятельности, умений и навыков структурирования изучаемого материала, выявления в психических феноменах их различных свойств и закономерностей, субъективности форм их проявления, многообразия их детерминант, овладения технологиями нахождения иллюстративных примеров, решения творческих задач, предполагающих использование усвоенных знаний, свободное оперирование ими.

Цель занятий:

• развитие умений и навыков работы с различными источниками - психологическими, философскими, литературными и т. д.;

• развитие рефлексии как способности осознавать уровень понимания изученного материала, отделять знание от незнания, определять степень его глубины и структурированности;

• способность видеть свое отличие от других по уровню усвоенности зна­ний, умению оперировать ими;

• осознавать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал;

• реализовывать идеи «плодотворной» (Э Фромм) и самоактуализирующейся личности (А. Маслоу).

Материал книги изложен по принципу спирали, что позволяет рассматри­вать различные аспекты изучаемых тем на разных уровнях, не только дополняя и углубляя научную информацию, но и варьируя способы ее усвоения.

Пособие включает приложения, что позволит преподавателю варьировать сценарии тех или иных занятий с учетом получаемой студентами специальности, и других факторов, в том числе личных пристрастий преподавателя.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

«ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.

ПСИХИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ОТРАЖЕНИЯ»

1.ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

1. Законспектируйте литературу, рекомендованную для самостоятельной работы.

2. Выпишите из учебника ключевые понятия по теме семинара.

3. Сформулируйте «трудные» вопросы.

4. Составьте логическую схему основных понятий по принципу: от общего - к частному.

5. Выполните задания № 5, 6 (Таратунский Ф.С , Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психология. Мн., 1988. С. 14).

6. Составьте 3-4 задания с выборочными вариантами ответов.

7. На основе первоисточников подготовьте письменные задания по теме семинара.

8 . Подготовьте вопросы для работы «по цепочке».

9 . Подготовьте сообщение по одной из работ, указанных в списке

Литературы.

 

II. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

1. Что изучает психология?

· Раскройте смысл положения, согласно которому в «психологии сливаются объект и субъект познания» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

· Докажите, что психика – свойство высокоорганизованной материи.

· Докажите, что психика субъективна по форме и объективна по содержанию.

· Докажите, что психика – особая форма отражения субъектом объективной реальности.

2. В чем отличие житейских психологических знаний от научных?

а)

б)

в)

г)

д)

3. В чем уникальность практических следствий психологического знания (привести примеры)?

4. Докажите, что психология - это наука не только познающая, но и созидающая человека.

5.Выпишите в логической последовательности положения, характеризующие особенности психологии как науки.

6.Дайте определение психическим явлениям?' Каково их фундаменталь­ное свойство?

7.Назовите другие формы проявления психики. Являются ли ими факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явле­ния и, наконец, - продукты материальной и духовной культуры? Обоснуйте свой ответ.

8.Объедините в логической последовательности ключевые понятия темы

9.Дайте комментарий к основным понятиям.

10. Составьте глоссарий

· отражение –

· психическое отражение –

· психика –

· высокоорганизованная материя –

· субъективный –

· психические явления –

· психические факты –


ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К.А, О субъекте психической деятельности. М., 1973. С. 13 - 64

2 . Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 215 - 331

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988 С. 7 -19.

4. Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 226 - 227, 265 - 268, 277 - 278.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Поли. собр. соч. Т.18. С. 13- 47, 71-92, 147-154, 266-281.

6. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии: Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 18-25.

7 . Психологический словарь. М., 1983. С. 241 - 242, 286 - 287, 291 - 297.

8 . Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М, 1957. С. 3 - 30,174 - 254.

9 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1983. С. 12 - 26, 34 - 40

10 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1969. С. 348 - 374.

 

Кроме самостоятельной работы по фрагментам работ и статей, помещен­ных в хрестоматии и общих для всех факультетов, каждый преподаватель рекомендует соответствующую литературу и задания к ней с учетом профиля факультета.

Для подготовки рефератов, докладов, сообщений и т. д., кроме специаль­ной психологической литературы, рекомендуется литература художественная, научно-популярная, мемуарная, публицистическая, а также новые публикации в журналах "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Новое в психо­логических исследованиях", "Вестник МГУ. Серия - Психология", "Вопросы философии", "Педагогика", "Народная асвета", "Адукацыя i выхаванне", "Пси­хология" и др.

III. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ:

1 Выписывание основных понятий и их определений.

2 Формулировка вопросов.

3 Составление цитатного плана.

4 Составление развернутого плана или тезисов

5 Составление опорных сигналов или опорных конспектов.

6 Конспектирование.

 

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Прослушав магнитофонную запись фрагмента главы романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина", дайте психологическую интерпретацию фактов поведения.

"Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; ро­зовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Гус­тые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окру­жила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала хо­лодную мраморность, чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности".

"Вронский подошел к Кити, напоминая ей о первой кадрили и сожалея, что все это время не имея удовольствия ее видеть. Кити смотрела, любуясь, на вальсировавшую Анну и слушала его. Она ждала, что он пригласит ее на вальс, но он не пригласил, и она удивленно посмотрела на него. Он покраснел и поспешно пригласил вальсировать, но только что он обнял ее тонкую талию и сделал первый шаг, как вдруг музыка остановилась. Кити посмотрела на его лицо, которое было на таком близком от нее расстоянии, и долго потом, через несколько лет, этот взгляд, полный любви, которым она тогда взглянула на него и на который он не ответил ей, мучительным стыдом резал ей сердце".

Другой пример используем, интерпретируя субъективные (или психиче­ские) явления:

"Кабинет медленно осветился внесенной свечой. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало печи с отдушником, кото­рый давно надо было починить, отцовский диван, большой стоя, на столе от­крытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. Когда он увидал все это, на него нашло на минуту сомнение в возможности устроить ту но­вую жизнь, о которой он мечтал дорогой. Все эти следы его жизни как будто охватили его и говорили ему: "Нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь такой же, каков был: с сомнениями, вечным недовольством собой, напрасными попытками исправления и падениями и вечным ожиданием счастья, которое не далось и невозможно тебе".

Но это говорили его вещи, другой же голос в душе говорил, что не надо подчиняться прошедшему и что с собой сделать все возможно'',

• "Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: " Так же крас­нел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как ис­портил порученное мне дело сестры. И что ж? - теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен ".

Но прошло три месяца, и он не стал к этому равнодушен, и ему так же, как и в первые дни, было больно вспоминать об этом. ... воспоминание об отка­зе и о роли, которую он играл при этом, мучало его стыдом. Сколько он ни го­ворил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с дру­гими такого лее рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого человека, сознанные им дур­ные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его; но воспомина­ние о дурных поступках далеко не так мучаю его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались".

И, наконец, третий пример, иллюстрирующий сложность содержания сознания (высшей формы психики), включающего и образы окружающего ми­ра, и образы-воспоминания и т.д.

"Кристоф увидел теперь реку, как живое существо - загадочное, но на­сколько же более могущественное, чем все люди, которых он знал! Он нагнул­ся, чтобы лучше видеть, прижался губами и носом к стеклу. Куда она спешит? Зачем? Она неслась так свободно, как будто сама выбирала себе дорогу. Ни­что ее не остановит В любой час дня и ночи, тучи ли, солнце ли на небе, скорбь ли, веселье ли царит в доме, река течет мимо, вперед, вперед, не замед­ляя бега; ей дела нет до наших печалей, сама она не ведает горя, она наслаж­дается своей силой. Какое счастье быть как она, бежать среди лугов, под ветвями прибрежных ив, по блестящей гальке, по светлому песку и не знать забот, не ощущать над собой ничьей власти - быть свободным!..

Кристоф с жадностью смотрел и слушал: ему казалось, что река уводит его за собой, что он уже странствует где-то далеко вместе с нею... Закрывая глаза, он видел переливы красок - синие, зеленые, желтые, красные; огромные тени пробегали над ним, вокруг расстилалась сияющая гладь... Потом его ви­дения стали отчетливее. Вот широкая равнина, камыши, нивы, волнующиеся на ветру; оттуда веет запахом свежей травы и мяты. И цветы, всюду цветы - васильки, маки, фиалки. Какая красота! Какой чудный воздух! Как было бы хорошо растянуться на мягкой густей траве!.. Кристофу весело; пожалуй, он чуточку опьянел...

Огромный поток катит свои зеленые воды - сплошной, единый, как еди­ная мысль, без ряби, без морщинки, отливая атласным маслянистым блеском. Кристоф не видит его - он закрыл глаза, чтобы лучше слышать. Немолчный гул реки заполняет его слух; у него кружится голова, его зовет, его уносит из­ вечная властительная греза, стремящаяся неведомо куда. Из плеска волн рож­даются быстрые ритмы, полные пламенного веселья, они взвиваются ввысь. И по этим ритмам, как виноградная лоза по решетке, поднимаются мелодии: се­ребристые арпеджии рояля, жалобное пение скрипок, круглые, бархатные звуки флейт... Горы и луга исчезли, река исчезла. Кругом разливается какой-то странный, нежный, сумеречный свет. Сердце у Кристофа трепещет от вол­нения. Что это перед ним? О, какие прелестные лица!.. Темнокудрая девочка манит его, томно и лукаво усмехаясь... Бледный голубоглазый юноша задумчиво смотрит на него... Еще улыбки, еще глаза - любопытные, вызывающие… … в душе остается неизъяснимое блаженство, как будто нет уже больше на свете зла, нет печалей, ничего нет... Только легкий сон, безмятежная музыка - она плывет в солнечном луче, как паутинка по ветру в погожие летние дни... Но что же это было? Чьи это лица, почему при виде их душа Кристофа пол­нится скорбным и сладким волнением? Он никогда их не видел, но они знакомы ему, он их узнает... Откуда же они возникли? Из каких темных бездн бытия? Из прошлого... или из будущего?..

Музыка нарастает, как буря, стремительные, плясовые ритмы взлетают и кружатся, все сметено их победным вихрем... Освобожденная душа уносит­ся сквозь пространство, как опьяневшая от солнца ласточка, врезающаяся в небо с пронзительным криком... О радость! Радость! Ничего больше нет!.. О нескончаемое счастье!.."

V. СЦЕНАРИЙ

ОБОБЩАЮЩЕГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ОТРАЖЕНИЯ»

Преподаватель: определите цель занятия и его конкретные задачи. Отве­ты оцениваются по 8-балльной системе. За дополнение и уточнение -до 3 баллов.

Анализируя с вами предстоящее задание, я специально не сформулировала один из важнейших вопросов, на который мы должны ответить. С.Л. Рубин­штейн говорил, что умение видеть проблему (вопрос) там, где она есть, - один из признаков развитого ума. Сформировать у себя такое умение - одна из задач, которую мы поставили перед собой и на сегодняшнем занятии. Итак, что это за вопрос?

Студенты предлагают вопросы. Совместно определяются наиболее инте­ресные из них. На один из вопросов: "В чем отличие психического отражения от других видов отражения" - ответы подаются в письменном виде.

Форма подачи материала произвольная: опорный конспект, логическая схема, перечень основных понятий и т. д.

- Далее занятие продолжает вести ..., а преподаватель в это время прове­ряет письменные ответы.

Ведущий: переходим к выполнению следующего задания. Внимательно прочтите следующие тексты и запишите на карточках номера правильных, на ваш взгляд, ответов.

1.Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психиче­ских состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2.Психология - наука, изучающая процессы активного отражения челове­ком и животными объективной реальности в форме ощущений, понятий, чувств и других проявлений психики.

3.Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психиче­ской жизни человека и животных.

4.Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, кото­рые образуют содержание отдельного "я" (т. е. сознание индивида).

5.В комплексе наук о человеке "не последнее место принадлежит психо­логии, изучающей развитие психики человека, его личности, сознания и воли, чувственно-эмоциональной сферы".

Работа выполняется в течение трех минут. Прошу поднять карточки с но­мерами ответов, которые вы записали. Ответы оцениваются по 5-балльной сис­теме. Эксперты, будьте любезны, поставьте оценки в журнал. Правильными яв­ляются ответы под номерами....

Продолжая нашу работу, рассмотрим, как вы разобрались с заданиями 5, 6 (Таратунский Ф. С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психоло­гии, с 14-15), над которыми вы работали самостоятельно. Прошу поднять карточки с номерами высказываний, с которыми вы согласны Оценка выставляется по 4-балльной системе. Итак, правильно ответили те, кто высказал со­гласие с утверждениями....

За два правильных ответа - 3 балла, за один - 2 балла.

Перед следующим заданием возьмем маленький "тайм-аут": предлагаю привести стихотворные строки (или примеры из прозы), иллюстрирующие су­ждение о том, что психическое имеет свое внешнее выражение.

Докажите, что между внутренними и внешними проявлениями психики человека существует неоднозначная связь, что их отношения не зеркальны, не всегда адекватны.

Если посчитаете нужным, воспользуйтесь следующими примерами:

Катюша Масюва сообщает Нехлюдову о своем решении остаться с Симонсоном. Он размышляет о Причинах, побудивших ее принять такое реше­ние: "... или она полюбила Симонсона ... или она продолжает любить меня и для моего же блага отказывается от меня..." Разговор, происходящий между ними, не открывает тайну истинного отношения Катюши к Нехлюдову. Но вот наступает минута прощания: "Простите, - сказала она чуть слышно. Глаза их встретились, и в странном косом взгляде и жалостной улыбке, с ко­торой она сказала зто не "прощайте", а "простите", Нехлюдов понял, что из двух предположений о причине ее решения верным было второе: она любила его и думала, что, связав себя с ним, она испортит его жизнь, а уходя с Симонсо­ном, освобождала его и теперь радовалась тому, что исполнила то, что хоте­ла, и вместе с тем страдала, расставаясь с ним".

Л, Толстой. Воскресение.

"Когда кто мне говорит, так слова, какие он произносит, самые эти слова я почти что и не понимаю. Прямо сказать, слов для меня не существует. Я их вовсе отрицаю. Они никогда не показывают мне, что, собственно, хочет человеческая душа. А вот звуки голоса - те на меня действуют. Понимаете? Звуки голоса! По ним я, словно пророк, всегда отличу, есть ли у человека сча­стье в душе или нет? Вот, например, сидит возле меня господин... говорит... а звуки голоса напряженные, неестественные... Как будто у него в душе есть что-то беспокойное, и это беспокойство он старается спрятать за этими звуками, словно боится, что, если поймет кто, что у него там в душе беспо­койство, так сейчас обидит его. А понять-то не трудно, потому что среди всех его звуков есть один, минорный. Нет-нет да и услышишь его, и он-то и есть настоящий, истинный...", - так говорит один из героев комедии В.И. Не­мировича-Данченко "Новое дело".

· Шурочка (А.Куприн "Поединок") просит Ромашова обязательно драться на дуэли с ее мужем, уверяя его, что если бы они стрелялись, "то тут было бы нечто героическое, сильное". Но Ромашов чувствует, как "между ними незри­мо проползло что-то тайное, гадкое, слизкое, от чего пахнуло холодом на его душу".

После этой маленькой разрядки перейдем к выполнению письменного задания. Объединяемся в диады. Бумага у всех приготовлена? Фамилии подпи­саны? Итак, начинаем работу. Предлагается составить:

а) письменное задание - с соответствующей формулировкой вопроса, предусматривающего нахождение одного правильного ответа среди трех, два из которых являются неполными или неправильными.

б) письменное задание - с соответствующей формулировкой вопроса – на сравнение суждений, выражающих различные - материалистические и идеалистические взгляды на психику. При выполнении задания можно пользоваться хрестоматией, словарями, учебником. Время выполнения задания - 15 минут.
Оценка задания а) - 5 баллов; задания б) - 7 баллов. в) письменное задание, предполагающее использование операций сравне­ния и обобщения. Оценка- 10 баллов.

Работы передаются на проверку группе экспертов, названных самими студентами.

Далее занятие ведет второй ведущий:

- Прошу каждого предложить группе свой, заготовленный дома вопрос.
Оценка - по 5-балльной системе - за вопрос и по 7-балльной системе – за правильный ответ.

Разрешите, я начну: "Как можно доказать вторичность психического".

Ответивший студент называет фамилию того, кто должен задавать сле­дующий вопрос. Задающий вопрос сам называет отвечающего ("цепочка"). Ес­ли студенты затрудняются в формулировке вопросов, их задает сам ведущий. Возможны следующие варианты вопросов:

- На основании чего мы можем утверждать, что психика познаваема?

- Как можно доказать, что психика является регулятором поведения человека?

- В чем проявляется активный характер психики?

-Докажите, что психике свойственно опережающее отражение действительности и др.

С Л. Рубинштейн отмечал, что в сознании отдельного индивида знание объективной реальности выступает в субъективных формах, обусловленных зависимостью не только от.... но и от ....

Сознание каждого конкретного индивида - это единство ... и ... . Поэтому отражение одного и того же объекта не тождественно у разных людей и даже у одного и того же человека.

Есть явления, которые существуют вечно.

Звезды светили всегда, и будут сиять, сверкать, переливаться, когда нас не будет. Но вместе с нами уйдет тот единственный, неповторимый смысл, кото­рый они имели для нас в нашей жизни - точно так же, как неповторимо было их восприятие И. Шмелевым или И Буниным, Б. Зайцевым или В. Брюсовым. Если хотите - познакомьтесь с этими неповторимо-прекрасными страницами, которые помогут понять многое не столько в мире природы, сколько в мире людей!

Горят холодные алмазные Плеяды

В безмолвии ночном...

И в синеве вечерней надо мною

Слезою светлой искрится звезда...

И. Бунин

Бледная даль неба, усеянная тысячами звезд, казалась бездонной; они сияли в торжественном молчании; лишь изредка одна из них стремительно покидала искрящийся хоровод и низвергалась в летнюю ночь... не ведая куда, словно человеческая жизнь, брошенная слепой силой « неизмеримую глубину неизведанных судеб (С. Цвейг).

Звезды тихонько шептались, -

Звезды смотрели на нас...

Звезды закрыли ресницы,

Ночь завернулась в туман;

Тянутся грез вереницы,

В сердце любовь и обман.

• Тихие звезды задумчиво-кротки...

• ... Яркое небо в пылающих звездах!

Звезды бесстрастно плывут в вышине...

Звезды ярки, как алмаза

Грани, в тверди слишком синей...

•... Но, таинственно-далеки,

Звезды ночи не хотели.

Уступив лучу денницы,

Опустить свои ресницы.

• Поблек предзакатный румянец.

На нитях серебряно-тонких

Жемчужные звезды повисли...

Звездам бесприютно в черной вышине...

Звезда затеплилась стыдливо...

В. Брюсов

Как видим, образы звезд, представления о них, ассоциации, с ними связан­ные, чувства, ими навеянные, - похожи и непохожи у каждого из авторов. Столь же различно и наше восприятие не только самих звезд, но и тех художе­ственных описаний, с которыми мы познакомились (см. также Приложение I).

Посмотрите на звездное небо и опишите (в любой вербальной форме -эпитеты, метафоры, сравнения, словосочетания, психологический этюд, вер­бальные и образные ассоциации и, конечно, - стихи, ритмическая проза и т.д.), как вы воспринимаете этот загадочный звездный мир¹.

А потом, анализируя работы друг друга и тем самым обмениваясь личностными смыслами, вы сможете выявить не только проявление определенных психологических закономерностей, но и получить некоторое ос­нование для заключения о психических особенностях своих однокурсников: Возвращаясь к их и своим работам, равно как и к предложенным текстам при изучении других тем (Восприятие. Память. Речь и речевые свойства личности. Воображение. Эмоции и чувства. Личность), вы получаете возможность многовариативного использования одного и того же иллюстра­тивного материала2.

Переходим к выполнению следующего задания: перед вами стоит задача привести аргументы для обоснования правильности или ошибочности приве­денных суждений:

а) физические процессы в мозгу являются причиной, производящей в душе ощущения и мысля. Они как бы превращаются и преобразовываются в эти последние и тем побуждают душу к самостоятельным и высшим проявлениям;

б) между психическим и физиологическим не существует связи в форме причины и следствия. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в мозгу и являющиеся материальной основой психических явлений, а вне человека существующую объективную действительность. Психиче­ское и физиологическое детерминированы внешними причинами;

в) явления духовной жизни находятся между собой в такой же прочной причинной связи, как и явления телесной природы, но именно потому, что

¹ Задание предлагается в качестве домашнего, прежде всего, студентам филологиче­ской и психологической специальностей.

2 Будущие филологи могут использовать приведенные тексты и на уроках литерату­ры, и на уроках русского языка,


здесь дело идет о двух замкнутых в себе причинных соединениях, переход од­ной из них в другую невозможен.

В заключение, систематизируя свои знания, каждый из вас составляет кон­трольные вопросы по изученной теме. Сложность и содержательность этих вопросов - свидетельство уровня освоенности материала. Задание выполняется письменно.

И последнее: попросим экспертов назвать итоговые баллы, полученные каждым участником занятия, исключая оценки за задания, которые будут про­верены преподавателем к следующему занятию. (В ходе занятия свои баллы может подсчитать каждый студент).

Итак, после сегодняшнего занятия первое место занимает .... В пятерке "сильнейших"

Следующее занятие пройдет в форме коллоквиума. На нем мы будем об­суждать материалы проработанных вами первоисточников (см. предложенный список литературы).

VI. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Согласны ли вы с утверждением 3. Фрейда о том, что психика шире созна­ния? Дайте обоснование своей точке зрения, используя приведенные примеры.

Всё музыка для музыкальной души. Всё, что зыблется и движется, и трепещет, и дышит, - солнечные летние дни и свист ночного ветра, струя­щийся свет и мерцание звезд, гроза, щебет птиц, жужжание насекомых, ше­лест листвы, любимые или ненавистные голоса, все привычные домашние зву­ки, скрип дверей, звон крови в ушах среди ночной тишины, - всё сущее есть му­зыка; нужно только ее услышать. И вся эта музыка живого бытия звучала в Кристофе. Все, что он видел, все, что он чувствовал, незаметно для него са­мого преображалось в мелодии. Он был как улей, полный звенящих пчел. Но ни­кто этого не замечая и меньше всех сам Кристоф.

Он в мансарде, за стареньким фортепиано, один. Сгущается вечерний сумрак. Последние отблески угасающего дня скользят по нотной тетради. До ломоты в висках всматривается он в нотные линейки, стараясь не упустить ни капли света. Нежность великих сердец, продолжающая жить на этих не­мых страницах, волнует его, как ласка. На ресницах повисла слеза. Ему чудит­ся, будто позади стоит какое-то безгранично дорогое существо и дыхание его касается щеки мальчика, и чудится ему, будто чьи-то руки ласково обнимут сейчас его за плечи. Он оборачивается, дрожа всем телом. Он чествует, тает, что в комнате кто-то есть. Любящая и любимая душа здесь, с ним ря­дом. И потому, что не может в нее проникнуть, он стонет. Но это капля го­речи, вливающаяся в его восторги, и она полна тайной сладости. Даже сама грусть светоносна. Мыслями он с любимыми учителями, с гениями, ушедшими навеки, чья великая душа воскресает в музыке. Сердце его переполнено любо­вью, и он мечтает о том счастье, которое, конечно, было уделом этих великих и славных друзей Кристофа, - счастье сверхчеловеческом, ибо и сейчас еще достаточно одного его луча, чтобы обжечься. Он мечтает стать таким же, как они, изливать вокруг сиянье той любви, самые отдаленные лучи которой озаряют нашу бедную жизнь, словно божественная улыбка. Стать богом, как они, стать источником радости, стать солнцем жизни.

Но случается - и нередко, - что во время этих игр на Кристофа вдруг словно находит какой-то странный сон, минута полного самозабвения. Тогда все окружающее исчезает; он уже не помнит, что он только что делал, не помнит даже, кто он такой. Это происходит в один миг и совершенно не­ожиданно. Идя по улице, поднимаясь по лестнице, он вдруг словно провалива­ется в пустоту. Ему кажется потом, что в эту минуту он ровно ни о чем не думал. Но когда он приходит в себя, все плывет у него перед глазами, ему странно, что он стоит, как стоял, на той же самой полутемной лестнице. Как будто за это время он прожил целую жизнь, - а он всего-то поднялся на две ступеньки.... (См. также Приложение 2.)

Вспомните ключевые слова: предсознательное - скрытые или латентные знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в созна­нии не присутствуют; бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета; надсознательное - процессы образова­ния некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее те­чение; неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровожде­ния сознательных действий).

Объясните, как меняется содержание сознания (фокус, периферия и грани­ца, за которой начинается область неосознаваемого) человека, психическое со­стояние которого описано ниже.

"Медленно идя по шоссе, с трудом волоча ноги в огромных калошах, Ро­машов неотступно глядел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарей какая-то таинственная, светозарная жизнь. Точно там, далеко-далеко за облаками и за горизонтом, пылая под невидимым отсюда солнцем чудесный, ослепительно-прекрасный город, скрытый от глаз тучами, проникнутыми внутренним огнем. Там сверкали не­стерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами, сверкали брильянты в окнах, трепета­ли в воздухе яркие разноцветные флаги. И чудилось, что в этом далеком и ска­зочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть - очарова­тельно нежны и прекрасны. Ходят они по сияющим площадям, по тенистым садам, между цветами и фонтанами, ходят, богоподобные, светлые, паяные неописуемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омрачен­ные ни скорбью, ни стыдом, ни заботой...

Неожиданно вспомнилась Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые кри­ки полкового командира, чувство пережитой обиды, чувство острой ив то же время мальчишеской неловкости перед солдатами. Всего больнее для него было то, что на него кричали совсем точно так же, как и он иногда кричал на этих молчаливых свидетелей его сегодняшнего позора, и в этом сознании было что-то уничтожатиее разницу положений, что-то принижавшее его офицерское и, как он думая, человеческое достоинство.

И в нем тотчас оке, точно в мальчике, - в нем и в самом деле осталось еще много ребяческого, - закипели мстительные, фантастические, опьяняю­щие мечты. "Глупости! Вся жизнь передо мной! - думал Ромашов, и, в увлече­нии своими мыслями, он зашагал бодрее и задышал глубже. -Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Труд! О, трудом можно сделать все, что захочешь. Взять только себя в руки. Буду зубрить, как бешеный... И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю бли­стательно экзамен. И тогда наверно все они скажут: "Что же тут такого удивительного? Мы были заранее в этом уверены. Такой способный, милый,

талантливый молодой человек".

А. Куприн. Поединок

О каких неосознаваемых механизмах сознательных действий вы можете судить на основании психологической интерпретации фрагментов текстов?

Как вы думаете, что имел в виду Г. Гейне, сказавший об игре выдающегося музыканта"... рояль исчезает, и нам открывается одна музыка"?

"Музыка словно парила е небесах; слушая ее, сам он (Моцарт - Р.Л.) испытывает физическое наслаждение и огромный душевный подъем - так бывает во время молитвы".

"Во втором отделении Моцарт сам исполнил на фортепьяно три фан­тазии; первые две публика прослушала в напряженном молчании, завороженная его божественной игрой, боясь аплодировать, словно аплодис­менты могли осквернить этот неповторимый момент. Закончив третью фантазию, Вольфганг в течение получаса импровизировал. Глубина и драма­тизм исполнения придавали музыке какую-то необычайную значительность".

"Вольфганг дал тему, и Бетховен стал ее развивать; вначале игра его поражала только своей мощью, но вскоре она обрела удивительную красоту. Бетховен приостановился, и Вольфганг дал знак продолжать; теперь игру Бетховена уже нельзя было назвать тяжелой, она сделалась просто уверенной и решительной. Импровизации Бетховена не настраивают на спокойный лад, подумал Вольфганг, но в них столько оригинальности, воображения и экспрессии! И лучше всего его звук - певучий и чистый".

Д. Вейс. Возвышенное и земное

"Пауза, пока Рахманинов соберется и сосредоточится. И начинается волшебство. Он играет свой Второй концерт.

Что меня всегда сразу брало в плен, когда я смотрела на него играющего, это то, что в нем не было ни тени фальши, ни намека на позу и театральность. Идеально мудрая простота, предельная мужественность и целомудренность. Каждое движение четко, ясно и экономично. Досадной, так многим свойственной суетливости и в помине не было. Покой, сдержанность, кажу­щаяся холодность, сосредоточенность. А в то же время все его существо пол­но тем, что он играет. И он заставлял вас участвовать в своих радостях, тревогах, смехе, ласке. Он вел вас туда, куда он хотел, и вы шли за ним безро­потно и радостно ".

"Рахманинов, необыкновеннейший пианист нашего времени, играл транскрипцию своего поэтичнейшего романса "Сирень" так, что рояль пел под его волшебными пальцами. Ни одной певице, исполнявшей этот нежный женственный романс, - а их было много, и хороших, - не удавалось его спеть так, как играл-пел Рахманинов. Казалось - вам слышится девичий голос, поющий трогательный рассказ о весне, о грезах..."

Воспоминания о Рахманинове

 

• "... в семь часов вечера 3 августа 1829 года состоялась премьера "Виль­гельма Телля". Афиша "Королевской музыкальной академии", как тогда официально называлась Опера, объявляла о ней, не обозначив, как это было принято для первых спектаклей, имя автора...

Однако ожидаемого успеха не было. Сдержанные аплодисменты, не очень горячие отзывы. Оркестранты, критики, любители музыки были покорены трагедийной мощью, своеобразием стиля, носившего печать личности Россини, но это был другой Россини, а опера оказалась началом новой эры в музыкальном театре. Знатоки были сразу же захвачены этой несравненной музыкой. Для них это был волнующий вечер, исполненный непередаваемого восторга.

Но большинство публики встретило оперу холодно. Слишком долго ждали ее, слишком длинными были акты (опера шла почти четыре с половиной часа), слишком неожиданным и незнакомым оказался этот Россини, непохожий да­же на того, который написал 'Моисея", слишком много было новизны в стиле, музыке, слишком высоко взмыл в небо орел, чтобы за ним сразу же легко могла последовать толпа, не привыкшая к такому величию искусства и не подготов­ленная еще к напряжению, которое необходимо было, чтобы испытать ра­дость более высокого наслаждения".

А. Фраккароли. Россини

 

В чем различие сознательного и несознательного процессов?

Примером какого процесса являются нижеприведенные описания?

• "... "Ведь это - Я! Но ведь это только он решил, что я должен сидеть. Я не давал своего согласия".

- Я! - Ромашов остановился среди комнаты и с расставленными врозь но­гами, опустив голову вниз, крепко задумался. - Я! Я! Я! - вдруг воскликнул он громко, с удивлением, точно в первый раз поняв это короткое слово. - Кто же это стоит здесь и смотрит вниз, на черную щель в полу? Это - Я. О, как странно!.. Я-а, - протянул он медленно, вникая всем сознанием в этот звук.

Он рассеянно и неловко улыбнулся, но тотчас же нахмурился и побледнел от напряжения мысли. Подобное с ним случалось нередко за последние пять-шесть лет, как оно бывает почти со всеми молодыми людьми в период созре­вания души. Простая истина, поговорка, общеизвестное изречение, смысл ко­торого он давно уже механически знал, вдруг благодаря какому-то внезапному внутреннему освещению приобретали глубокое философское знамение, и тогда ему казалось, что он впервые их слышит, почти сам открыл их. ... Так и те­перь его вдруг ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности...

"Я - это внутри, - думал Ромашов, - а все остальное - это постороннее, это - не Я. Вот эта комната, улица, деревья, небо, полковой командиру пору­чик Андрусевич, служба, знамя, солдаты - все это не Я. Нет, нет, это не Я. Вот мои руки и ноги, - Ромашов с удивлением посмотрел на свои руки, поднеся их близко к лицу и точно впервые, разглядывая их, - нет, это все - не Я. А вот я ущипну себя за руку... да, вот так... это Я. Я вижу руку, подымаю ее кверху -это Я. То, что я теперь думаю, - это тоже Я. И если я захочу пойти, - это Я. И вот я остановился - это Я.

О, как это странно, как просто и как изумительно. Может быть, у всех есть это Я? А может быть, не у всех? Может быть, ни у кого, кроме меня? А что - если есть?...

"О чем я сейчас думая? - спросил самого себя Ромашов, оставшись один. Он утерял нить мыслей и, по непривычке думать последовательно, не мог сра­зу найти ее. - О чем я сейчас думал? О чем-то важном и нужном... Постой: надо вернуться назад... сижу под арестом... по улице ходят люди... в детстве мама привязывала... Меня привязывала... Да, да... У солдата тоже Я... Полков­ник Шульгович... Вспомнил... Ну, теперь дальше, дальше...

Вот пройдет еще двадцать - тридцать лет - одна секунда в том време­ни, которое было до меня и будет после меня. Одна секунда! Мое Я погаснет, точно лампа, у которой прикрутили фитиль. Но лампу зажгут снова, и снова, и снова, а Меня уже не будет. И не будет ни этой комнаты, ни неба, ни полка, ни всего войска, ни звезд, ни земного шара, ни моих рук и ног... Потому что не будет Меня..."

• "Подъезжая около пяти часов к дому, который занимали Николаевы, Ромашов с удивлением почувствовал, что его утренняя радостная уверенность в успехе нынешнего дня сменилась в нем каким-то странным, беспричинным беспокойством. Он чувствовал, что случилось это не вдруг, не сейчас, а когда-то гораздо раньше; очевидно, тревога нарастала в его душе постепенно и не­заметно, начиная с какого-то ускользнувшего момента. Что это могло быть? С ним происходили подобные явления и прежде, с самого раннего детства, и он знал, что, для того чтобы успокоиться, надо отыскать первоначальную при­чину этой смутной тревоги...

И он принялся быстро перебирать в памяти все впечатления дня в обрат­ном порядке. Магазин Свидерского; духи; нанял извозчика Лейбу - он чудесно ездит; справлялся на почте, который час; великолепное утро; Степан... Разве в самом деле Степан? Но нет - для Степана лежит отдельно в кармане при­готовленный рубль. Что же это такое? Что?...

"Ах - письмо! вдруг вспыхнуло в памяти Ромашова".

А. Куприн. Поединок

Обратите внимание, как меняется содержание сознания (фокус, периферия), и как человек выводит из подсознания латентные знания.

Вспомните содержимое некоторых глав романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" и проследите, как Раскольников приходит к своему ду­ховному очищению, "постепенному обновлению ... переходу из одного мира в другой".

"Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталки­ваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному... Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего - с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!". Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних ча­сов, что он max и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в ду­ше одной искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчи­лось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...

Он стая на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием. Oh встал и поклонился в другой

раз.

А теперь рассмотрите схему соотношения сознания и неосознаваемых процессов, предложенную Ю.Б. Гиппенрейтер (рис. 1)

Обратите внимание на стрелки и объясните, что означает их направление.

Подберите дома литературно-художественные примеры, которые можно использовать для иллюстрации этой схемы.

Когда (и всегда ли) бессознательное переходит в сознательное?

Каков механизм осознания?

Что противодействует осознанию того или иного влечения, чувства, по­ступка, мотива?

"С тех пор в продолжение трех лет Нехлюдов не видался с Катюшей. И увидался он с нею только тогда, когда, только что произведенный в офицеры, по дороге в армию, заехал к тетушкам уже совершенно другим человеком, чем тот, который прожил у них лето три года тому назад.

 

Рис 1. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов: I - неосознаваемые механизмы сознательных действий; II - неосознаваемые побудители сознательных действий; Ш - подсознательные процессы).

Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, - теперь он был развращенный, утонченный эгоист, лю­бящий только свое наслаждение. Тогда мир божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, - теперь все в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился. Тогда нужно и важно было общение с природой и с преж­де него жившими, мыслившими и чувствовавшими людьми (философия, по­эзия), - теперь нужны и важны были человеческие учреждения и общение с товарищами. Тогда женщина представлялась таинственным и прелестным, именно этой таинственностью прелестным существом, - теперь значение женщины, всякой женщины, кроме своих семейных и жен друзей, было очень определенное: женщина была одним из лучших орудий испытанного уже на­слаждения'. Тогда не нужно было денег, и можно было не взять и третьей части того, что давала мать, можно было отказаться от имения отца и от­дать его крестьянам, - теперь же недоставало тех тысячи пятисот рублей в месяц, которые давала мать, и с ней бывали уже неприятные разговоры из-за денег. Тогда своим настоящим я он считал свое духовное существо, - теперь он считал собою свое здоровое, бодрое, животное я".

Л. Толстой. Воскресение

Ознакомьтесь с примерами еще одного механизма неосознаваемых сопро­вождений сознательных действий и объясните, какие особенности психики в них обнаруживаются

... То и прелестно, что ничего не сказано ни мной, ни ею, но мы так по­нимаем друг друга в этом невидимом разговоре взглядов и интонации, что нынче яснее, чем когда-либо она сказала мне, что любит меня

Она не сходилась с Анной с самого приезда, и тут вдруг увидала и опять совершенно новою и неожиданною. Она увидала в ней столь знако­мую ей самой черту возбуждения от успеха. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения. Она знала это чувство и знала его при­знаки и видела их на Анне - видела дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую гра­цию, верность и легкость движений.

• - А вы решительно едете завтра? - спросил Вронский.

- Да, я думаю, - отвечала Анна, как будто удивляясь смелости его вопро­са; но неудержимый блеск глаз и улыбки обжег его, когда она это говорила.

Л. Толстой. Анна Каренина

 

• ... Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, - увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него; она шла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини -и не взглянула на него, только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, переви­тые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почув­ствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, та­кие чувства. На них можно только указать - и пройти мимо.

И. Тургенев. Дворянское гнездо

• - Живой!!! - смеясь и плача, закричала ему Дуняшка...

• Старик сидел маяча. Из глаз его градом сыпались слезы, а лицо было не подвижно, и ни единый мускул не шевелился на нем. Два раза он поднимал руку, чтобы перекреститься, и опускал ее, будучи не в силах донести до лба. В горле его что-то булькало и клокотало... Он оторвал пуговицы на воротнике своей старенькой рубахи, распахнул ворот и стая жадно вдыхать воздух широка открытым ртом...

М. Шолохов. Тихий Дон

И сухими пальцами мяла

Пеструю скатерть стола.

И не похожа наполет

Походка медленная эта,

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,

Неровно трудное дыханье...

• ... Мой рот тревожно заалел,

И щеки стали снеговыми...

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки...

Из стихотворений А. Ахматовой

Обратитесь к примерам, которые иллюстрируют особенности еще одного класса неосознаваемых процессов. Как они называются? В чем их отличие от процессов сознания?

"Однажды вечером я выпил, вопреки моему обыкновению, черного кофе и не мог заснуть. Идеи возникали в моей голове толпами; я чувствовал, как они как бы сталкивались до тех пор, пока две из них не сцепились, так сказать, об­разуя устойчивую комбинацию. Утром я установил существование одного класса фуксовых функций... мне оставалось только редактировать выводы, что отняло у меня всего несколько часов" (А. Пуанкаре).

"Я должен был, до того как писать, обдумать всесторонне проблему и изучать ее до тех пор, пока не представлю ее себе до тонкостей. Дойти до этого немыслимо без долгого предварительного труда. После того как исчеза­ет проистекшая отсюда усталость, должен наступить час полной духовной бодрости и спокойного самочувствия, прежде чем можно ожидать счастли­вых догадок. Чаще они приходят утром, при пробуждении, как это заметил и Гаусс. Особенно часто они возникают во время приятных восхождений на ле­систые горы в солнечную погоду" (Гельмгольц).

Д.И. Менделеев, предполагая наличие связи химических элементов, много и долго думал над этой идеей, в течение ряда месяцев пытался отыскать и выразить в виде таблицы эту закономерную связь, но ничего не выходило. "Од­нажды Менделеев провозился над искомою таблицею до утра , но и все псе ни­чего не вышло; он с досады бросил работу и, томимый желанием выспаться, тут же в рабочем кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он увидел вполне ясно ту таблицу, которая позднее была напечатана. Даже во сне радость его была настолько сильна, что он сейчас же проснулся и быстро набросал эту таблицу на первом клочке бумаги..."

• Тартини услышал во сне игру дьявола на скрипке и, проснувшись, записал музыку - лучшее из всего, что он создал ранее. Рафаэль увидел во сне образ мадонны, и этот образ настолько глубоко и отчетливо запечатлелся в его памяти, что осталось только воспроизвести его на полотне. Пушкину иногда гре­зились во сне стихи; он ночью вскакивал с постели и записывая их. М. Дессуар приводит мемуары Гретты, в которых описывается, как нерешенные вопросы преследовали художника ночью, а утром "зайдя в свой кабинет, он был изум­лен, когда нашел все затруднения разрешенными. Все сделано ночным человеком, утренний человек - порой лишь только писец".

"Душа так счастливо устроена, что, пока она подготовляет важнейшие предпосылки познавательного процесса, мы не получаем о работе, с кото­рой сопряжена эта подготовка, никаких сведений. Как постороннее существо противостоит нам эта неосознаваемая творящая для нас душа, которая пре­доставляет в наше распоряжение только зрелые плоды проведенной ею работы" (В. Вундт)1

1 Цит. по кн. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

 

VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Верно или неверно?

I

• Психология занимается изучением поведения человека.

• Психология изучает внутренние состояния человека.

• Основная задача психологии - познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется.

• Психика человека независима от внешних воздействий.

• Объективные воздействия опосредуются влиянием субъективных внут­ренних факторов.

• Внутреннее и внешнее в психике человека совпадают.

• Внутренние и внешние детерминанты являются частью системы взаимо­действующих влияний.

• Наша интерпретация внешних воздействий оказывает на нас большее влияние, чем сами воздействия

• Наше отношение к определенному воздействию более значимо для нас, чем само воздействие.

• Психические характеристики личности проявляются в ее поведении, пе­реживаниях, мотивах, ценностях и т. д.

II

• Сознание - активное и опережающее отражение субъектом объективного мира, обеспечивающее саморегуляцию поведения и деятельности.

• Сознание - неотъемлемое свойство материи.

• Сознание - идеально; это особый способ бытия объекта, его представ­ленности в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.

• Сознание человека - замкнутый внутренний мир.

• Сознание - это не только отображение и знание, но и отношение.

• Понятие психика шире сознания.

•Бессознательное - продукт вытеснения замкнутых влечений и переживаний

• Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

• Бессознательное - форма психического отражения, в котором образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии.

В заключение, используя информацию, содержащуюся в вопросах и заданиях, а также полученную в процессе семинарских (практических) занятий и самостоятельной работы, составьте обобщенный опорный конспект или логическую схему, включающие основные понятия темы.

Еще одно домашнее задание: зафиксируйте в своем психологическом дневнике результаты ваших наблюдений над собой и другими и используйте эти записи при объяснении и интерпретации изученного учебного материала.

Вы можете также написать письмо либо самому себе, либо человеку, которому вы доверяете, о своей внутренней жизни - ее сложности, противоречиво­сти, непонятности, непредсказуемости - предсказуемости и т. д. Эти примеры рефлексии и результатов самоанализа можете использовать в ответах на теоре­тические вопросы.

Вы можете сделать выписки фрагментов текстов из философской, художественной, мемуарной, биографической, эпистолярной и т. д. литературы, кото­рые подтверждают (или, наоборот, опровергают) проявление психических закономерностей и механизмов, содержат описание тех или иных психических феноменов и их объяснение.

Запищите в дневнике примеры, подтверждающие сложность взаимосвязи между внутренним и внешним проявлением психики, фиксируя внимание на их несовпадении, нетождественности

Присутствуя на уроках в школе и общаясь с учащимися в свободное время, обратите внимание, какие факты их поведения и деятельности могут служить подтверждением тех основных теоретических положений, которые вы усвоили (например, субъективность психики, ее активный и опережающий характер, ее прогностические и регулирующие функции, ее механизмы и закономерности я т. д.). Сделайте соответствующие записи в своем психологическом дневнике.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

/. ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Выполите все виды самостоятельных заданий по теме:

1. Продумайте и сформулируйте цель занятия и его конкретные задачи.

2. Определите сущность различий между ощущениями и восприятием.

3. Раскройте субъективный характер сенсорно-перцептивных процессов, их идеальность, детерминированность,

4. Подберите примеры, иллюстрирующие те или иные закономерности ощущений (адаптация, синестезия и т.д.) и свойства восприятия (целостность, константность и т.д.).

5. Раскройте особенности сенсорно-перцептивных паттернов. Подберите примеры.

6. Назовите основные принципы и законы восприятия. Подберите приме­ры, иллюстрирующие их проявление.

7*1. Рассмотрите понятие перцептивной защита. Рефлексия по поводу проявления данного феномена.

8*. Дайте характеристику подкоркового и экстрасенсорного восприятия.

9. Подготовьте психологический диктант по теме "Ощущения и восприятия".

10. Подготовьте опорный конспект по теме.

¹ Знаком * обозначены задания, необязательные для выполнения

II

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ)

Научные сообщения или реферат на темы:

1. Проблема познавательной деятельности личности в трудах современных психологов.

2 Проблема ощущений и их роль в чувственном познании мира.

3. Своеобразие восприятия мира человеком.
4 Моделирование восприятия.

5. Восприятие человека человеком.

6, Психологическое время личности

Подготовьте аналитический обзор литературы по темам, соответст­вующим профилю факультета:

а) Музыкальное восприятие

б) Восприятие литературных произведений.

в) Восприятие произведений изобразительного искусства.

г) Восприятие природы.

д) Восприятие исторических событий и личностей.

е) Восприятие пространства.

Ш

АННОТАЦИИ НА КНИГИ; ОБЗОРНЫЕ СООБЩЕНИЯ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного языкознания. М., 1977

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л., 1964.

3. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1972.
5. Бронштейн А.И. Вкус и обоняние. М.;Л., 1956.

6. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной ин­формации М., 1977.

7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.

8. Веккер Л.М. Психические процессы: В Зт. Л., 1974. Т. I.

9 Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1972.

10. Величковский Б.М., ЗинченкоВ.П., Лурия А.Р. Психология восприятия М., 1973.

11.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М., 1988.

12 Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992. С 181-238.

13. Грегори Р.Л Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М, 1970.

14. Грегори Р.Л Разумный глаз М., 1972.

15. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика М., 1977.

16. Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 52-54, 227-229.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1972.

18.Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974.

19.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.

20.Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973.

21. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси, 1976.

22.Найссер У. Познание и реальность. М„ 1971.

23.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

24.Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М., 1988.

25.Психологический словарь. М., 1983. С. 242-244, 55-58. f 26Райт Р.Х. Наука о запахах. М., 1966.

27. Рожииа Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьника

ми М., 1977.

28. Рожина Л.Н. Художественное познание человека читателями

школьниками. Мн., 1993. С 108.

29. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I, И

М, 1966.

III. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Вставьте пропущенные слова.

Ощущения и восприятия являются ... отображением объективной реаль­ности, существующей ... от....

Но ощущение - отражение ; восприятие ....

• Восприятие - не только образ, но и ... предмета, отнесение его к опреде­ленной категории.

• Всякое сложное восприятие является решением определенной ....

2. Выберите правильный ответ и дайте обосно


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Змістовий модуль 2. Теоретичні та методичні основи навчання фізики учнів старшої школи | Общие признаки воспитания
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты