КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российская правовая система в контексте мировых семей права.⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 К какой правовой семье принадлежит российское право? На этот счет существуют две точки зрения. Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которой российское право вышло из лона романо-германской правовой ссмьи (имеется в виду дореволюционный период развития российской национальной семьи), и после метаморфоз, произошедших с ним в советский период, продолжавшийся несколько десятилетий, оно постепенно возвращается в эту семью права. Вторую точку зрения отстаивает В. Н. Синюков. Суть его позиции заключается в следующем: российская правовая семья есть центр славянской правовой семьи, которая может считаться самостоятельной и своеобразной. Самобытность русской государственности состоит в традиционном вмешательстве государства во все сферы общественной жизни (право в России в основном формируется государством, по крайней мере связь права с государством всегда была тесной). У славянской группы стран прослеживаются общие условия экономического развития (большое место занимают коллективные формы хозяйствования). Отмечается и особый тип социального статуса личности (отсутствует четкая линия между интересами личности и государства). Славянские страны имеют культурно-историческую общность. Им присущи и морально-психологическая общность (доброта, жалость, коллективистское сознание и др.), и религиозно-этическая общность (в этих странах доминирует православная ветвь христианства). Однако, думается, это относится к характеристике сознания людей вообще и правосознания в частности. Все вышеперечисленное к праву как системе обязательных норм, а тем более к юридической технике, имеет косвенное отношение. Представляется, что Россия все же вливается в континентальную семью права, пусть медленно и допуская при этом отступления и ошибки. Россия должна будет решить еще много задач, чтобы стать частью континентальной семьи права. Первоочередными из них являются две: расширить использование прецедента; убрать идеологические остатки в нормативных актах (как в преамбулах, так и в содержании нормативных актов). Основные черты религиозной правовой семьи: 1) главный творец права – Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда; 2) источники права – религиозно-нравственные предписания и ценности; 3) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения; 4) особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов; 5) отсутствует деление права на публичное и частное; 6) НПА имеет вторичное значение; 7) судебная практика не является источником права. Основные черты правовой семьи традиционного права: 1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; 2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний; 3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не индивидов; 4) НПА имеют вторичное значение; 5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права; 6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласия в общине и обеспечивает ее сплоченность; 7) юридическая доктрина не играет существенной роли; 8) многие обычаи и традиции архаичны.
|