КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предцивилизационный период в Месопотамии.В XI—VIII тысячелетиях до н. э., в эпоху мезолита, в горных районах, прилегающих к долине Тигра и Евфрата, не только интенсифицируется процесс собирательства злаков, но и делаются попытки осуществить доместикацию растений и животных, о чем свидетельствуют находки серпов, зернотерок, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой располагались в пещерах, а летом — в долине, по берегам рек. Появляются первые сырцовые постройки. приручаются коза, свинья, собака; появляется лепная керамика; дома строят из глины с примесью тростника. Встречаются даже единичные металлические изделия. В конце VII— начале VI тысячелетия до н. э. племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долину, где возникает целый ряд оседлых поселков. В середине и второй половине VI тысячелетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наиболее характерного поселения — Хассу-на — носит название хассунской культуры. Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). В это время уже сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство имелись зерновые ямы и даже специальные зернохранилища. Были освоены начальные формы искусственного орошения: сооружение небольших дамб и каналов. Орудия труда остаются каменными, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига сосудов применяют специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами. В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изменения, связанные с новой культурой, называемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявляется в развитии различных производств. Халафская керамика покрывается двухцветной росписью с геометрическими и зооморфными мотивами, применяется техника глазури, изготавливаются лепные и фигурные сосуды. В поселении Арпачийя найден «дом гончара», который, видимо, обслуживал всю общину, получая за свой труд долю урожая. Высокого уровня достигло камнерезное производство. найдены алебастровые вазы, чаши, кубки, каменные подвески-печати. Камень применяется при строительстве зданий и для мощения улочек. Из меди уже изготавливаются кинжалы и долота. Однако мастера-ремесленники работают в рамках общины и обеспечивают ее своими изделиями. В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, например быка, который, видимо, был тотемом халафских племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свидетельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупокойный культ с разными типами погребений и увеличивающимся погребальным инвентарем. В это же время шло продвижение племен дальше, на юг, где образовались древнейшие поселения в Эреду, Уре, Уруке. Интенсивное освоение их обитателями болотистой низины Двуречья стало возможно лишь при создании системы мелиорации и искусственного орошения. Этот новый этап в развитии Месопотамии отличается расцветом ремесел: керамического (стандартные формы, геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (большой набор орудий из меди, знакомство с техникой литья), ткачества (находки пряслиц, прялок, игл, шил). Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10 га. Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами, возможно, резиденции вождей. Помимо культового назначения храмы играют роль административно-хозяйственных центров поселений. Видимо, в это время появляется на территории Южной Месопотамии новая этническая волна — племена шумеров, которые смешались с уже обитавшим здесь населением. Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (вторая половина IV тысячелетия ДО Н. Э.). Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами--идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце IV — начале III тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные орудия труда и оружие (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т. д.) и далее появляется бронза. В строительстве все более широко применяется обожженный кирпич. На земле Урука возносится к небу на высокой платформе так называемый «Белый храм» бога неба Ана. В Телль-Браке был возведен храм «священного ока» (в изображениях преобладал этот символ), который имел наземные и подземные помещения и интерьер которого поражал парадной отделкой из сланца, известняка, золота и серебра. В изобилии встречаются в Телль-Браке печати, служившие знаками собственности. На некоторых из них имеется изображение скованных, связанных людей, очевидно, пленников, обращенных в рабство. С целью захвата рабов и другой добычи совершаются военные походы. Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляются толстыми и высокими стенами. Встречающиеся в некоторых поселениях слои пепла, разрушенные и брошенные дома, непогребенные скелеты людей со следами насильственной смерти свидетельствуют о войнах и нашествиях.
21.Шумерская цивилизация: политическая история и социально-экономические отношения. Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича. Было так же 3 периода - I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.) - II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.) - III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.) Политическая история шумерских городов-государств три последовательных этапа: Первый этап (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением I Кишской династии. В конце первого этапа раннединастического периода начинает возвышаться Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, приобретшие черты миф ологических героев. Второй этап раннединастического периода (XXVII—XXVI вв. до н. э.) начинается с ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш, любимый герой шумерского, а затем аккадского эпоса. В борьбе с царем Киша Агой он добился освобождения Урука от кишской гегемонии. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах, позднее сам Гильгамеш был обожествлен и прославлен в замечательном памятнике древневосточной литературы. Третий этап раннединастического периода, охватывающий XXV—XXIV вв. до н. э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе ожесточенной борьбы между городами выдвигается Ур, где правит I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц. В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния должностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиозных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев. В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка — произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли.
|