Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Gt;ава человека






Глава I. Права человека: понятие и сущность


 


боде и автономии личности, ее индивидуальности. Идея есте­ственных прирожденных прав человека призвана была поста­вить заслон всевластию государства, препятствующего разви­тию свободы, индивидуализма и автономии личности, и заложи­ла основы правового государства.

Ценность естествспноправового учения состояла в опоре на нравственные принципы п категории свободы, справедливо­сти, человеческого достоинства и счастья.

Высоко оценивая роль естественноправовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, станов­лении прав человека, нельзя сказать, что она была единствен­ной и преобладающей в определении взаимосвязей личности и государства, взаимодействии прав человека и государствен­ной власти. Ей противостоял и в значительной мере продол­жает противостоять позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности. Со­гласно этому подходу, права человека, их объем и содержа­ние определяются государством, которое "дарует" их челове­ку, осуществляя по отношению к нему иатерпалистскис фун­кции.

С таких противоположных позиций оценивались п оцени­ваются природа и сущность прав человека и взаимоотношения индивида и государства. Противостояние этих позиций насчи­тывает столетия; они были характерны и для науки XIX в. Так, Б. Чичерин писал: "Учение о неотчуждаемых и ненарушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. Необходимым его следствием является постановление фран­цузской конституции 1793 г., что коль скоро права народа на­рушены, так восстание составляет не только для всего народа, но и для каждой части народа священнейшее из прав и необхо­димейшую из обязанностей. При таком порядке каждый дела­ется судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, также как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит госу­дарству"1.

' Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. М., 1883. С. 301—302.


« 1 Попятно и генезис прав человека __ __ __ __ 23

Ы.М. Коркуиов, критически оценивая некоторые позиции школы естественного нрава1, вместе с тем резко критиковал позитивистский подход, отмечая, что для этого учения личность сама но себе — ничто. Согласно данной теории, "прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы"2.

Различные подходы к взаимодействию права и государ­ства, человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в кон­ституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпо-зитивная (естсственноправовая) концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ — позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоцени­вать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека.

Вместе с тем различия естестве!шоправового и позитивист­ского подходов к природе прав человека требуют внесения определенной ясности. Прежде всего ограничение власти госу­дарства правами человека не должно вести к предельному ума­лению его роли, которая весома не только в охране прав и сво­бод человека, но и в придании им законодательной, т. е. обще­обязательной, формы. Резкая поляризация этих учений (есте-ствсшюправовой школы и позитивизма) обусловливалась раз­личными путями осуществления буржуазных революций в раз­личных странах (например, Франции и Германии). Цель есте-ственноправовой доктрины — ограничить притязания государ­ства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнеде­ятельности индивида набором прав, которые объективно при­сущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от воли государства. Государ­ство не может не признать права человека на жизнь, достоин­ство, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права

См.: Коркуиов II,М. Лекции по общей теории права. 9-е изд. СПб., 1914. С. 98-101.

1 Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1892. С. 69.



Глава I. Права человека: понятие и сущность


 


принадлежат человеку от рождения, но "защищенность им придает юридическая форма, т. е. закон. Поэтому такие права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя их законодательное формулирование, функцию их защиты и обеспечения. Особое значение имеет запись этих прав в Конституции. Значение позитивного выражения есте­ственных прав подтверждается опытом конституционного раз­вития США. Как отмечалось выше, Конституция США 1787 г. не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в позитивном подтверждении текстом Основного закона. Их перечисление могло быть вос­принято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что при­вело бы к ущемлению тех прав, которые не вошли в синеок. Однако отсутствие в Основном законе США перечня феде­рально закрепленных прав и свобод вызвало критику этого документа. Под давлением общественного мнения вновь избран­ному Конгрессу США 1789 г. были предложены проекты по­правок, содержащих положения о политических и личных пра­вах. Десять первых поправок к Конституции, составивших фе­деральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 г.' Непосредственно к правам человека относилось 7 по­правок, предусматривавших свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жи­лища, бумаг и имущества и другие права.

Практика государств, признающих естественноправовую доктрину происхождения прав человека, отнюдь не отвергает их позитивного оформления. И естсственноправовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире не выступают как антиподы. Естественноправовая доктрина акцентирует ис­токи происхождения прав человека как условий его свободы, его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, пафос ее направлен на ограни­чение правами человека тоталитарных притязаний власти. Вме­сте с тем, не находя закрепления в позитивном законодатель­стве, права человека выступают весьма неопределенно, размыто и это затрудняет осуществление государством функции их обес-

См.: Права человека накануне XXI века. С. 224 — 245.


§ 1 Понятие и генезис прав человека 25

печения и защиты. Позитивизм в период своего возникновения (вторая половина XIX в.) резко выступал против доктрины естественного права (А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом и др.). Свою главную задачу он видел в систематизации действующе­го права. Источником права и прав человека признавалось го­сударство, которое стоит над обществом и формирует обще­обязательные законы. Позитивистские конструкции были раз­виты в нормативистскоп теории Г. Кельзена, который считал, что государство не может быть вторичным по отношению к праву, "стоять позади права", так как оно является воплощени­ем правопорядка.

Следствием позитивистского подхода к соотношению пра­ва и государства, трактовки права как продукта суверенной го­сударственной власти явилось рассмотрение прав человека не как его естественных неотъемлемых свойств, а как "дара" госу­дарства. А поскольку содержание права трактовалось форма­листично, в отрыве от социальных условий, категорий нравствен­ности, человеческого достоинства, идей естественноправовой доктрины, а главный постулат состоял в подчинении индивида праву и обязанности беспрекословно его соблюдать, постольку права человека также служили цели подчинения индивида го­сударству, а не утверждения приоритета прав человека по от­ношению к последнему.

В современном мире позитивистский подход в области прав человека не должен дистанцироваться от нравственных катего­рий свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательную силу, права человека полу­чают дополнительную "энергию", а государство обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы. Конституцион­ная практика развитых государств в известной мере сняла про­тивостояние естсственноправового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отно­шению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству.

Об этом интересно сказал бывший председатель ФКС Гер­мании, ныне президент ФРГ Р. Герцог: "Понятие прав челове­ка несет нагрузку и в плане их происхождения и защищенно­сти. Позитивизм считает, что права действуют в силу того и в



Глава I. Права человека: понятие и сущность


 


том объеме, в каком они гарантируются государственно-право­выми нормами (норматнвистская теория Кельзена). От этих прав отличаются тс, источниками которых являются христиан­ские ценности, которые не нуждаются в государственном при­знании, а действуют как надпозитивные права. Однако особого практического значения такой подход в ФРГ не имеет, поскольку Основной закон и без того содержит широкий набор нрав и не было особой необходимости провозглашать или прибегать к понятию падпозитнвных прав, хотя в начале своей деятельнос­ти ФКС пользовался таким понятием. Основной закон исклю­чает конфликт между действующей конституцией и надпози-тивнымн правами. Догосударственные права — это те же пра­ва человека, санкционированные государством"1.

Артур Хсфлнгср (Швейцария) в статье "Иерархия кон­ституционных норм и ее функция в защите нрав человека" различает естественные права человека, основные права и пра­ва, соответствующие Конституции.

По мнению Хефлигсра, согласно теории естественного пра­ва имеются права, которые принадлежат индивиду в целях обес­печения его человеческого достоинства и которые обладают вневременным действием. Эта идея воплощена в преамбуле Всеобщей декларации прав человека.

Вместе с тем права человека, которые служат защите досто­инства индивида, почти без исключения с давних пор гаранти­рованы внутригосударственным правопорядком Швейцарии (в основном писаными нормами и лишь в незначительной части — неписаными). Принятая в 1874 г. Федеральная конституция основывается на либеральных ценностях. Поскольку права че­ловека при принятии Конституции были интегрированы во внут­ригосударственное право, постольку со временем Верховный Суд Швейцарии отказал им в признании в качестве неписаных ос­новных прав. Основные права гарантируются во внутреннем праве конституций федерации и кантонов. Это те права, на ко­торые распространяется судебная защита. Однако некоторые важные права не названы в Федеральной конституции. В таком случае Федеральный суд иногда признает неписаные основные права, ликвидируя таким образом пробелы в Конституции2.

1 ЕигорШксЬс Сгип^егссМгеИясЬпП:. 1990. Н. 19/20. 5. 483. 1 Пж1. 5. С. 475.


с 1. Понятие II генезис прав человека __ __ 27

Западногерманский ученый К. Штерн пишет: "Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них лич­ностное и естсствепноправовое начало. В качестве существен­но нового элемента выступает позитивно-правовая инстптуа-лизацня. Государственно-правовое признание и гарантирован-ность означают большой прорыв в идее прав человека... Заим­ствованные из постулатов и деклараций как права естествен­ные, они становятся правами в юридическом смысле"'.

Таким образом мы наблюдаем, как конституционная и су­дебная практика зарубежных государств смягчает противосто­яние естсствепноправовых и позитивистских подходов. При­чем практика идет по пути позитивного закрепления естествен­ных прав и принципов. Это благоприятная тенденция, снимаю­щая крайность указанных доктрин — незащищенность есте­ственных прав человека вне государственного закрепления и дистанцирование позитивистского учения от нравственных, лич­ностных, социальных ценностей.

Именно разрыв позитивизма с этими ценностями позво­лил широко использовать его тоталитарным режимам, в ча­стности Советскому Союзу, который решительно отвергал уче­ние о естественных правах и всегда выступал "благодетелем" по отношению к народу, получающему свои права и свободы по милости всесильного государства. Конституция Российской Федерации впервые в истории отечественного правового раз­вития признала, что "основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17). Вместе с тем Конституция содержит позитивное закрепление широкого перечня прав и свобод, и это идет в русле современной консти­туционной практики. Признавая естественные, неотчуждаемые права человека, законодатель стремится закрепить их в основ­ных конституционных правах и свободах и обеспечить систе­мой гарантий и механизмов защиты, также строго законода­тельно регламентированных (конституционная, судебная, адми­нистративная защита, использование института омбудсмана, пар­ламентский контроль и т. д.).

Итак, становление и развитие прав человека имеет дли­тельную историю, сопровождается борьбой доктрин и тради-

1 Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994. С. 168.



Глава I. Права человека: понятие и сущность


 


ций, характерных для той или иной страны. Несмотря на дав­ность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, формального равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным формирование правовых государств, одним из главных при­знаков которых является верховенство прав человека.

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процес­сов общественного развития, определяют его свободу и равно­правие. В идее нрав человека осуществилась кристаллизация исторического богатства гуманитарного мышления — полити­ческого, правового, нравственного, религиозного, социокультур-ного.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты