КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М.ВЕБЕРА?Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия. Социологическая теория М.Вебера возникла на волне антипозитивизма. М. Вебер исходил из того, что если в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъяснимое непонятно), то в социальных науках понимание непосредственно и предшествует объяснению (не поняв человеческое поведение, его невозможно объяснить). По его мнению, социология является "понимающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Наблюдая реальные действия людей, социолог должен объяснить их на основе понимания внутренних мотивов этих действий, того смысла, который вкладывается в действия самим действующим индивидом, а не наблюдателем. Человеческое действие становится социальным, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников взаимодействия М. Вебер определял с помощью понятия "ожидание". Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно совершается, например, человеком в толпе в результате неосознанного подражания или заражения общим настроением, или, если действие индивида ориентировано на ожидание определенного "поведения" не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (машин, явлений природы и т.д.). М. Вебер полагал, что все социальные явления в конечном счете формируются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, экономическая формация и другие в качестве реальных исторических сущностей, является ошибочной. Для исследования всего многообразия изменяющихся во времени и пространстве человеческих действий и на их основе всех явлений общества ученый разрабатывает концепцию «идеальных типов», которая может рассматриваться как центр его научной теории. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, извлекаемая не из эмпирической реальности, а выступающая как результат мышления, исследовательской деятельности учёного. Вместе с тем, эта теоретическая конструкция представляет собой «интерес эпохи», в котором выражается определенный синтез ценностей, характерный для какого-то времени. Необходимо подчеркнуть, что понятие «отнесение к ценности» приобрело у М.Вебера историческое измерение: ценность исторична, поскольку является установкой той или иной эпохи или свойственным ей направлением интереса. У каждого времени свои ценности, свои абсолюты. Идеальный тип близок к «идеальной модели» в естествознании, он может рассматриваться как своего рода инструмент (средство) постижения социальной реальности, «масштаб» («мерка»), с которым ученый соотносит явления реального мира. Сравнивая идеальные конструкции социальных процессов с тем, как эти процессы совершаются в действительности, можно выяснить степень отклонения фактического от идеального, а также причины этого отклонения. Через создание идеальных типов исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и получает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории. М.Вебер выделял следующие идеальные типы социального действия: традиционное, аффективное, ценностно рациональное и цвлерациональное. Типология социального действия основана на учете меры и степени рациональности в действии. Традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно"1 привычное, что говорит о том, что человек поступает "как все", так и привычное в бытовом смысле. Аффективное действие обусловлено непосредственно чув- Ценностно-рациональное, действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по М.Веберу, всегда подчинено "заповедям" или "требованиям" в повиновении которым данный человек видит свой долг Целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели. Традиционное и аффективное действия противостоят ценностно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален, так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентируется индивид, и не принимаются во внимание побочные следствия поступка, Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально, тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности. М.Вебер рассматривал рационализацию социального действия как ведущую тенденцию исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой, образ мышления людей. Таким образом, идея рациональности является стержнем веберовской "понимающей"1 социологии, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью, рациональной религией (протестантизм). Теория М. Вебера оказала огромное влияние как на развитие социологии, так и на развитие социальных наук в целом. Он показал, что социальные науки изучают как единичные исторические явления, так и проблемы общего характера на основе единого метода - метода конструирования идеальных типов (в истории разрабатываются генетические идеальные типы, а в социологии чистые идеальные типы). Благодаря им в истории определяются единственные в своем роде, уникальные обстоятельства, вызвавшие определенное событие, то есть устанавливается историческая причинность, в социологии же устанавливается закономерная взаимосвязь между несколькими явлениями {социологическая причинность), а не только дается понимающая интерпретация субъективных смыслов поведения. Вместе с тем, М. Вебер отрицательно относился к позитивистским концепциям, утверждавшим возможность достижения полной, всеохватной и законченной системы научного знания (например, как у О. Конта или Э. Дюркгейма). По его мнению, устанавливаемые социологией причинные связи имеют вероятностный характер и вовсе не являются жесткими и неотвратимыми законами.
|