КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА?С точки зрения марксизма, социальное неравенство есть явление, возникшее в определенных исторических условиях. Деление общества на классы – это результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Классы определяются исходя из факта владения или невладения частной собственностью (земля, капитал и т.д.). В любой классовой общественно-общественной формации существуют два антагонистических класса, например, при капитализме – это буржуазия и пролетариат. Классовые отношения с необходимостью предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений, происходящих в обществе. Основы современного многомерного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером. Веберовский подход к стратификации построен с учетом марксова анализа, но существенно модифицирует и развивает его. Существует два главных различия между теорией Вебера и теорией Маркса. 1. По Веберу, классовое деление проистекает не только от контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но и от экономических различий, прямо не связанных с собственностью. Такие источники включают профессиональное мастерство или квалификацию, которые влияют на виды работ, получаемой людьми. Например, квалифицированным работникам гарантирована более высокая заработная плата. 2. Наряду с экономическим аспектом стратификации Вебер учитывал такие аспекты как власть и престиж. Таким образом, Вебер полагал, что социальную структуру общества определяют 3 автономных и взаимодействующих фактора: собственность, власть и престиж. По его мнению, различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а различия в «почестях» - дают статусные группы, или страты. Он выделял следующие классы: 1. Позитивно-привилегированный класс – это класс собственников, которые живут на доходы от собственности. 2. Негативно-привилегированный класс включает в себя тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке труда. 3. Средние классы – это классы, состоящие из независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в частном и общественном секторах, лиц свободных профессий, а также рабочих. Помимо классов Вебер выделял в обществе также страты. Страта – это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученными благодаря своей позиции, а также способности достичь особого рода монополии.
3. Функционалистская теория Дэвиса и Мура. С их точки зрения, стратификация представляет собой неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. По их мнению, расслоение людей на неравные друг другу группы обусловлено тем, что: 1. Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие. 2. Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции. 3. Для побуждения одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к неравным благам. 4. Неравный доступ к благам (например, уникальный способ поддержания здоровья) приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением. 5. Престиж и уважение плюс права и преимущества создают социальное неравенство, т.е. стратификацию. 6. Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.
|