Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Структурный подход для исследования к-ры




Структурный подход в культурологии возникает при распространении на область изучения культуры методов современного языкознания и семиотики; эти методы, наиболее отчетливо сформулировал швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Последний предложил рассматривать язык как систему знаков, а также различать в нем план "синтагматики" (языковые высказываний на основе организованных в систему "средств" языка) и "парадигматики" (сама система этих "средств"). Важный принцип анализа системы знаков, образующих язык, — тезис Соссюра о том, что в системе (языке) каждая единица одновременно определяет и определяема другими элементами системы (то есть, крест, например, опрделяет, христианина, но в то же время значение крест определяет христианское вероучение).

Структуралисты изучают культуру как символическую систему, на основе которой человек структурирует (чаще всего бессознательно) свою деятельность и формирует представление о мире и себе. Рассмотрим одну иллюстрацию — исследование структуры мифов одним из основателей структурализма Клодом Леви-Строссом.

В статье "Структура мифов" (1955) К. Леви-Стросс рассматрвиает миф как инструмент "преодоления противоречий (вернее, "ускользания" от них) посредством прогрессирующего посредничества, то есть медиации. Например, противоположность жизни и смерти в мифах племени зуньи подменяется менее резкой противоположностью растительного и животного царства, а эта в свою очередь — противоположностью между травоядными и плотоядными; последняя же снимается тем, что мифический культурный герой представлен Койотом, у северо-западных индейцев — Вороном, то есть животными, питающимися падалью и потому способными быть медиаторами между травоядностью и в конечном счете между жизнью и смертью.

Мифологическая логика описывается Леви-Строссом как логика конкретная, логика ощущений, логика тотемическая, и логика двоичных оппозиций, метафорическая логика.. Широко оперируя бинарными оппозициями типа: высокий — низкий, небо — земля, правый — левый, мужской — женский, священный — профанный и т. п., мифологическая логика способна создавать разнообразные классификации." Эти первобытные классификации и структуируют восприятие пространства и времени первобытного человека. .

При этом Леви-Стросс исходит из того, что мифология — плод коллективно-бессознательного и потому "объективного" (в смысле отражения скрытых ментальных структур) фантазирования. Он следует здесь за теорией французской социологической школы о "коллективных представлениях", и отчасти совпадает с Юнгом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты