КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты философии Нового времени ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 1. Преодоление от зацикленности на сакральные вещи. Отказ от защиты безудержной веры (антипод схоластики). 2. Антиавторитарный характер (антипод схоластики). 3. Основное внимание обращается на человека и природу. Главная проблема – как познать природу и использовать ее на благо человека. 4. Механицизм. Сведение всего к количественным процессам, к механическому движению. Философия стремится работать за науку там, где наука не может дать ответ. Социальная философия – разработка проектов переустройства мира на рациональной основе (важнейший – Джона Локка). 19. Категория субстанции в философии Нового Времени.
Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц). СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — предельное основание бытия. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность 20. Основные принципы философии Декарта.
Основоположником рационального познания считается Рене Декарт. - он обосновал ведущую роль разума в познании -выдвинул учение о субстанции, будучи дуалистом, утв. Что есть 2 независимых первоначала – мыслящ. И матер. Субстанции -стал автором теории дуализма, чем пытался примерить матер. И идеал. Направления -вывдинул теорию о научном методе познания
То что в основе бытия и познания лежит разум,т доказал так: - в мире сущ. Много вещей и явлений, которые непонятны человеку Зато абсолютно в любом явлении в любой вещи можно усомниться
Сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нужд. В доказательстве Сомнение-свойство мысли
Т.к. мыслить может только реальный человек, следовательно мышление – основа бытия
Субстанция – все что существует, не нужд. Для своего сущ. Ни в чем кроме себя
Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2:
При этом выд. Коренный свойства каждого рода субстанций: - протяжение (мат) -мышление (дух)
Человек – единственное существо, в котором соед и сущ. Обе субстанции, это позволяет возвыситься человеку на природой, следовательно – поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не может быть первична.
Декарт считает, что активно применив научный метод в процессе познания , можно значительно продвинуть вперед познават. Процесс. В качестве данного научного метода он предполагает дедукцию-метод познания от общего к частному.
Целями познания явл: -расширение и углубление знаний человека об окр. Мире -исп. Этих знаний для извлечения максимальной выгоды для природы и человека -изобретение новых технических средств -усовершенствование природы человека 21. Бэкон о методе познания. Учение об идолах.
Основателем эмпирического -опытного- направления в философии считается ФренсисБэкон. Суть основной философской идеи – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительный опыт
Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинные знания не могут быть самоцелью. Гл. задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретеиям, развивать экономику, господствовать над природой
Бэкон в качестве главного метода познания выдвинул индукцию – метод познания от частного к общему Метод индукции Бэкон противопоставлял дедукции Декарта Достоинство индукции перед дедукцией : Расширение возмоностей, интенсивности процесса познания, недостаток – вероятностный характер
Лучшим путем познания по бекону является эмпиризм – индукция с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и разума. Он выделяет причины, которые препятствуют получению истинного знания - идолы (или призраки) - идолы рода – речь идет о преломлении познания через культуру человека-то есть человек осуществляет познание, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижается истинность знаний - идолы пещеры – речь идет о влиянии личности конкретного человека(познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки - пещера) отражается в конечном результате - идолы рынка и театра явл. Приобретенными заблуждениями - идолы рынка – неправильное неточное употребление речевого понятийного аппарата: слов, выражений - идолы театра – влияние на процесс познания существующей философии
Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляя познание не всегда в нужное русло 22.Человек, природы и общество в концепциях фр. Просветителей
Фр. Философию 18 века наз. Философией просвещения
Представители ее разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях.
Три направления:
-деистическое. Деизм – направлении в философии, сторонники которого видят в Боге первоначала всего сущего, мира и человека, но отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы, в дела людей и общества
- атеистическое напрвление. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых возможных формах, объясняли происхождение человека и мира с материалистической и естественно-научной позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму
- утопическо-социалистическое (коммунистическое). Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости
Движущей силой истории человечества является человеческий разума, прогресс просвещения.
Человек-продукт внешних и физических условий 23. Немецкая классическая философия: основные черты, проблематика и представители. Немецкая классическая философия - уникальное явление мировой философии. За больше чем 100 лет удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии.
Индивидуальные особенности:
-доминирование идеализма -главный метод философии – диалектики -исслед. Не только человеческая сущность -возрастает роль личности -классическая нем. Фил подчеркивает роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить чел. Жизнедеят.
К наиболее значимым исследованиям следует отнести: - исследование Кантом все жизнедеят. Человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального составляющего общества и реального общества -Идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассматривание роли нравственного сознания, соц. мира -Гегелвеское учение о гражданском обществе, о диалектике – учение о развитии( 3 закона диалектики) – закон отрицания отрицания – пример – жизнь дает смерть, а смерть дает жизнь, закон взаимного перехода количественного в качественное – пример – лед в пар, единство и борьбы противоположного – женщина и мужчина) -упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели
Во второй половине 19 века появл. Так «иррациональная философия» - это учение Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше
Нем. Класс. Фил - повернеула внимание философии от традиционных проблем (бытия, мышления) к исследованию человеческой сущности -особое внимание уделила проблеме развития -значительно обогатила логико-теор. Аппарат
Нем класс фил получила особое распространение в к 18 начале 19 века Ее основу составили величайшие философы:кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах
В нем класс фил были представлены три фил. Направления: - объективный идеализм (кант Шеллинг и гегель) – фил школа, подразумевающая существование независящей от воли и разума субъекта реальности
- субъективный идеализм (Фихте) – отрицание существования независимой от воли и сознания субъекта реальности
-материализм (Фейербах) – материя являющаяся первоначалом всего ОСНОВОПЛОЖНИКОМ НЕМ КЛАСС ФИЛ ЯВЛЯЕТСЯ Кант
24. Философская система Канта.
Основоположник нем. Класс. Философии явл. Иммануил Кант. Все его творчество можно разделить на 2 периоды: докритический и критический.
В течение докритического периода интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний критический период интерес был направлен на проблемы познания, этики, эстетики и логики. В этот период появл. 3 фундаментальных труда: -«критики чистого разума» -«критики практического разума» -«критики способности суждения»
В основе фил. Исследованиях критического Канты лежит проблема познания, Кант отстаивает идею агностицизма – непознаваемости познания окружающей действительности Причиной трудности явл. Субъект познавательной деятельности – человек – точнее его разум Противоречия Кант называет антиномиями, например-мир бесконечен-мир конечен Разум заходит в тупик, пытаясь доказать два противоположных выражения.Наличие антиномий – доказательство границ познавательных способностей разума
Кант говорит о двух мирах: - феноменальный – доступный -номинальный – недоступный
Также в Критике чистого разума Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
-априорно знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и н требует опытного доказательства
-апостериорное знание – то знание, которое человек получает в результате опыта. Данное знание не может быть достоверным , например, «все лебеди белые»
-вещь в себе – сущности вещи. Которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет три пути сознания- чувственный путь, рассудок, разум
Человек воспринимает действительность посредством чувств, а по средством рассудка он их осмысливает
Формы чувственного познания – пространство и время Формы рассудка – категории – предельно общие понятия, с пом. Них происходит осмысление
Формы разума – окончательные высшие идеи – например, идея души, идея бога, идея сущности мира.
Кант говорит только то, что нравственно – полезно для человека Нравственный долго Кант формулирует в форме нравственного закона – категорический императив – утверждение, общезначимое предписание. Три формулировки категорического императива:
Кант говорил, что человек стоит во главе угла и не может быть средством, а только целью.Человек – высшая ценность, а Бог – символ нравственного идеала.
25. Этическое учение Канта. Категорический императив
Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно свести все сущее . Таких категории кант выделяет 12, и делит их на 4: - количества (единство, множество, цельность) -качества ( реальность, отрицание, ограниченность) - отношения (субстанциональность-присущность/акцинденция-самостоятельность/; причина/следствие; необходимость/случайность) -модальность (возможность/невозможность; существование/несущ; необходимость/случайность)
Согласно Канту, с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего –рассудок осуществляющий свою деятельность
Наряду с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум» - под которым понимается нравственность.
В «критике практического разума Кант ставит вопросы: -какой должны быть мораль? -Что есть моральное поведение человека?
Кант делает выводы: 1.чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное 2. между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие 3.мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий
Кант говорит только то, что нравственно – полезно для человека Нравственный долго Кант формулирует в форме нравственного закона – категорический императив – утверждение, общезначимое предписание. Три формулировки категорического императива:
Кант говорил, что человек стоит во главе угла и не может быть средством, а только целью.Человек – высшая ценность, а Бог – символ нравственного идеала.
В « критике способности суждения» Кант выдвинул идею всеобщей целесообразности -целесообразность в эстетике – человек наделен способностями, которые должен успешно использовать в различных сферах -целесообразность в природе – все в природе имеет свой смысл -целесообразность духа – наличие Бога
26. Метод и система Гегеля.
Философия Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих предшественников. Основной заслугой Гегеля явл. Разработка им: _теории объективного идеализма _всеобщего метода философии-диалектики
В учении о бытии Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идеи обладают бытием, а бытие сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютная идея» - мировой дух – первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений.
Человек в онтологии Гегеля имеет особую роль, он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке безличный дух приобретает волю, характер, а мировой дух по Гегелю имеет 3 разновидности-
- субъективный дух – душа, сознание каждого отдельного индивида -объективный дух – дух общества в целом, выражения объективного духа – право, государство - абсолютный дух- высшее проявление, вечно действующая истина, выражения абсолютного духа – искусство, религия, философия
Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования мирового духа и сотворенного мира
Смысл диалектики в том, что все –конечных дух, мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира содержат в себе противоположные начала(день ночь, тепло холод, жизнь смерть)
Три закона диалектики:
Природу Гегель понимает как инобытие идеи. 27. Понятие «гражданское общество» и «государство» в политико-правовом учении. Право по Гегелю состоит в том что наличное бытие всеобще – есть развитие самого предмета Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в следующих значениях:
1.право как свобода где на ступени объективного духа(духа общества в целом),все развитие определяется идеей свободы. 2. право, как определенная ступень и форма свободы, система права как црство реализованной свободы и прест. Собой иерархию «особых прав». На вершине иер. Особых прав стоит право государства 3.право как закон где оно является одним из особых прав. Различая право и закон, Гегель, в тоже время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает что содержание права может быть искажено в процессе законодательствования
Также Гегель выделяет понятие «гражданское общество». Под таким обществом по существу имеется в виду буржуазное общество.
Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.
С точки зрения развития понятия права – это необходимый этап, так как здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. На ступени гражданского общества еще не достигнута подлинная свобода так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разума, а внешним случайным образом. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет сословия:
В разделе о гражданском обществе Гегель освещает такие вопросы положительного права, правосудия.
Развитие гражданского общества уже предполагается наличие государства как его основания. Оно представляете собой идею разума, свободы и права. Гегелевская идея государства – правовая действительность, в иерархической структуре которой государство само будучи конкретным правом, предстает как правовое государство, свобода по Гегелю- означает достигнутость такой ситуации правого государства.
Гр. Общество – опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.
28. Проблема отчуждения в философской концепции Маркса.
Особое место занимает исследование Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства.
Раньше отчуждение человека виделось в запрете свободы, в отсутствии демократии, в низком уровне жизни, теперь появляются новые вирусы отчуждения : Соц-е конфликты, техниче и гуманистич катастрофы, терроризм, наркомания, психиче. Болезни
Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их – рабочая сила. В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и от результата труда. Основной товар – средства производства – сосредотачиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся не имеющих средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждено обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработной платой.
Выход из данного положения основоположника марксизма видели в установлении новых социалистических общественно-эк. Отношениях, при которых будет ликвидирована частная собственность на средства производства, будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда узкой группе лиц -произведенные продукты и результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
29 . Понятие воли в учениях Шопенгауэра и Ницше. Воля, как вещь в сама себе, вполне отлична от своего явления и вполне свободна от всех его форм, в которые она входит только при появлении.
Шопенгауэр. К учению Ш. примыкает метафизическое воззрение на волю как сущность бытия.
Он считает, что общим корнем и физическим и психическим является мировая воля – некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный последовательный характер.
Человек благодаря отвлеченному мышлению получает возможность действительно осмысливать себя и свои стремления, осознать трагичность своего бытия: человек – осознанная воля к жизни.
Основное свойство мировой воли в том, что она ни к чему не направлена..нет никакой конечной цели, и то есть нет никакого смысла.
Мировая воля имеет черты:
1.алогистичность - ей чужды наши законы времени, пространства 2.бессознательна – раз сознание есть условия существования миропредставления, воля должна быть чем-то лежащим вне условий сознания 3.едина 4.к ней неприложимы и Понтия дух. И мат.
Ницше. Ницше уточняет шопенгауэрскую волю к жизни как волю к власти, поскольку жизнь есть нечто иное, как стремление расширять свою власть. Волюнтаризм Ницше – учение о воле, как первооснове всего существующего. Если Шоп. Видел спасение в отказе от воли, то Ницше противопоставляет это утверждение. Он заменил монистический волюнтаризм плюралистическим. Ницше утверждает, что жизнь специфическая воля к аккумуляции силы. Жизнь стремится к максимуму чувства воли.
Воля к власти – центральное понятие Ницшеанства. Пытаясь свести различные качественные состояния к какому-то единому основанию, Ницше приходит к понятию «воля к власти»
Учение о Боге Ницше сводит к учению о воле к власти, так по Ницше «единственной возможностью сохранить смысл понятия «Бог» было бы если Бог не как двигательная сила, а бог как известная точка в развитии воли к власти. Метафизику, религию и мораль он рассматривает как формы «воли к власти».
Ницше первым заявил что нет никаких моральных феноменов, только моральных истолкование их. Здоровая мораль должна прославлять жизнь, ее воля.
30. Специфика русской философской мысли.
В силу своего запоздалого исторического старта и своей исторической молодости, в эпоху, которая совпадала с Европ. Средневековьем, народы нашей страны оказались весьма специфически связанными с тогдашними центрами мировой культуры.
Основные черты:
Интерес к обществу и человеку становится сущностью народного мироопределения. Эта первооснова нашла своей отражение в том, что в русской фил. –ии почти не получили распространение абстрактно-логические построения и индивидуализм. Важной чертой является выдвижения нравственной оценки людей их деяний и событий. Поиски правды истины определяют и формы в которых отличалась рус. Филос. Мысль
В рус фил стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Главная задача – разработка вопросов о мире как едином целом
1 фил система в России появилась у Соловьева
Характерная черты – патриотическая ориентация, еще одной особенностью рус фил мысли явл ее связь с искусством, в особенности в литературой.
Панэтизм – любой поступок оценивается с точки зрения этики
Рус. Фил -подвержена религиозному влиянию -худ творчество является специфичной формой выражения философских мыслей -понятность простому народу, широкое распространение в массах
Основы предмета русской философии: -проблема человека -космизм(восприятие космоса как единого целостного организма) -проблема морали и нравственности -проблема выбора исторического пути развития -проблема власти -проблема государства -проблема социальной справедливости -проблема идеального общества -проблема будущего
31. Чаадаев о месте России во всемирно-историческом процессе. Характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. Чаадаев утверждает в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства.
Он писал, что историческая сторона христианства заключает в себе всю «философию христианства». В Историческом христианстве находит выражение сама суть религии, которая является не только нравственной системой, но и действующей универсально божественной силой. Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер.
Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденцилизма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его «конечным целям»
Он писал о России» мы не принадлежим ни к Западу, ни к востоку, мы – народ исключительный» Смысл России- быть уроков всему человечеству. Однако Чаадаев был далек от веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности – суть «национальные предрассудки»
Для Чаадаева проблема России (то есть характеристика ее настоящего осознания и уяснения будущего) была главное темой.
Чаадаев: Россия является страной аномальной, ее история и деятельность складывается вопреки, в противоречии с законами развития и существования народов»
Чаадаев занимался поиском, выявлением ее пороков, несовершенств, заблуждений. Аномальность России Чаадаев осознает с помощью антитез ее истории и современности некоторым всеобщим законам истории человечества.
Многое в России зависит от ее географического положения, но не оно является главной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития.
32. Нравственная философия в России: Достоевский и Толстой.
Достоевский будущее России видел не в капитализации и не в социализации а в опоре на русскую национал почву – обычаи и традиции. Ключевую роль как в судьбу государства, так и в судьбе отдельного человека, должна стать религия. Именно на религии держится человек от, она и есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философии Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено 2 варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
По Достоевскому данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека идущий по нему потерпит крах.
Толстой: - многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культуры, иерархия.
-религия должна стать простой и доступной для народа
-религия, бог – это добро, любовь, разум и совесть
-смысл жизни – самосовершенствование
-главное зло на земле – смерть и насилие
-необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем
-в основе поведения человеку должно быть непротивление злу
-государство – отживающий институт и поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование
- всем необходимо возможным способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни
33. Концепция всеединства В.Соловьёва.
Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христ-неоплат. Миросозерцания. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения должно стать христианство.
Основу его учения составляет идея всеединства, состоящего в признании бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Всеединство по Соловьеву есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных конфликтных элементов и стихий бытия.
Осуществление живого всеединства по Соловьеву свершилось в лице Христа. Основной принцип всеединства: «все едино в боге» всеединство – единство творца и творения. Бог по Соловьеву – «космический разум», особая организующая сила, действующий в мире» Божественный ум, органическая сила по соловьеву распадается на множество элементных сущностей или вечных причин, которые лежат в основании всякого предмета и явления. И эти сущности называются атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Всеединство рассматривается в 3 аспектах:
В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – бога. Истина постигается через непосредственное созерцание, через интуицию. 2. Социально-практическом – как единство госадрства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма, православия 3.аксиологическом – как единство 3-ех абсолютных ценностей-добра, истиы и красоты. Единство трех миров:дух, соц, прир. 34. Русским космизм. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Бугаев, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Соловьев. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек вмещает в себе всевозможные противоположности, которые сводятся к одной противоположности между безусловными и условными; между абсолютной и вечной сущностью и переходящими явлениями. Человек есть вместе и божество и ничтожество.
Можно выделить несколько идей космизма Соловьева: -идея всеединства, вечного органического целостного мира -тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе
В космосе Соловьева главенствуют нравственные религиозные смыслы, которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия
Федоров. Изменять свою человеческую природу можно только вместе с изменением мира в том же напрвлении и наоборот когда человек не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения начинает покорять ими преобразованную природу, он приходит к неизбежному кризису. Космосу Федорова как и Соловьева – христианский космос
Циалковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтоженности материи.
В основе материи Ц. видел мельчайшие частицы – атомы из которых возникают новые вещества и тела. Во всем существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циалковский верил в возможности науки и техники, человека космос.
Чижевский создал уникальную и оригинальную философскую система космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на земле происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильным влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на земле играет солнце.
В Философии космизма очень отчетливо обозначаются 2 аспекта взаимосвязи человека и космоса: 1 одной стороны человек рассматривается как неотъемлемая часть космоса зависящяего от него. С другой стороны человек рассматривается в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что создавая новую технику он начинал активно воздействует на окружающий мир.
35. Русский марксизм. Наиболее вклад в ее развитие внесли: Богданов, Бухарин, Ленин, Троцкий, Плеханов Одной из особенностей марксизма стала практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первый российский марксист, взявший за обоснование этой задачи был Плеханов. Он был первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в России В своих работах он много внимания уделял вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы. плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельный вопросы, особенности в области социальной философии: о роли народных масс личности в истории, о роли идеологии. Он считал что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях в кторые они вступают в процессе производства. По его мнению существуют 2 тиипа производственных отношений: -технический (отношения производителей в процессе производста), не носящие классовый характер -«имущественные», которые в классовом обществе имеют классовый характер В области онтологии и гносеологии Плеханов высказал ряд идей, он полагал, что материи в качестве источника ощущений представляет собой «вещь в себе»
Некоторые из марксистов, например, Ленин, склонны были видеть причисленность Плеханова к агностицизму, хотя он лишь стремился вывести марксистскую теорию познания из реализма.
В марксизме Ленина: русский марксизм предстает как радикальный вариант прочтения марксизма, нацеленный на непосредственное воплощение в жизнь революционных идеалов.
«Русский марксизм» Ленина – марксизм революционной страсти, и активного революционного действия. Для Ленина приоритетной была проблематика классовой борьбы. В отличии от Плеханова, теория никогда не главенствует над ним, его мысль менее скованна, она подвижна (работы Ленина: «что делать?», «государство и революция»
А Богданов суть марксизма усматривает в социальной философии, общественное бытие определяет общественное сознание. Он пытается марксистки обосновать философию , практика – объективный критерий истины.
«Экзистенция» означает существование именно в экзистенциализме наиболее наглядно демонстрированного поворота к проблематике человека в объяснении мира.
Экзистенциализм – акцентирует внимание свое на уникальности иррационального бытия человека. В экз. согласно Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления; человек явл. Способным мыслить и осознавать свое бытие, а следовательно рассматривается в экзистенциализме как ответственный за свое существование.
Родоначальником немецкого экзистенциализма признаны известные философы – Хайдеггер а фр – Камю, Сартр, Одна из центральных проблем – проблема сущности и существования человека.
Сартр в своей работе «экзистенциализм –это гуманизм» поясняет специфику существования и сущности следующим образом – при изготовлении вещи человек предварительно формирует идею, а человек рождается уже существующим, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком, то есть существованию предшествует сущности. Человек- причина самого себя, это свобода. От человека зависит то, каким он будет каков будет мир, в котором ему предстоит жить
Можно сказать, что экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире
Проблемы, которым уделяли внимание философы экзистенциализма -уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд -разительное противоречие между человеком внутренним миров окр. Миром -проблема одиночества, заброшенности человека -проблема бессмысленности жизни -внутреннего выбора -поиска человеком своего внутреннего «я» и внешнего – места в жизни -проблема сущности и сущестования
Позитивизм – философское учение и направление, определяющие единственным источником истинного знания – эмпирического исследования. Позитивисты объединяют логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивает надежным достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «венского кружка» 1929г Научное миропонимание охарактеризовано посредством двух определяющих моментов: 1.оно является эмпиристским и позитивистским – существует только опытное познание 2. для научного миропонимания характерно применение метода логического анализа Основная цель позитивизма – получение объективного знания Позитивисты критиковали натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых его объектов и процессов.
Позитивисты считали надежным знанием, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной познавательно-ценной формой знания является эмпирическое описание фактов.
Выделяется 4 этапа развития позитивизма:
1.первый классический позитивизм. Основатель – Огюст Конт, предст. Милль, Герберт, спенсер
предст. Эрнст Мах, Авенариус отправной пункт теории познания – чистый опыт в том виде в котором получены человек
для познания необходимы наблюдаемые док-ва, опираемые на рационализм, основанный на матери-х логико-лингвистических конструкциях -принцип верификации – сравнение всех положений науки с опытом 4. постпозитивизм. Представители – карл Поппер, Томас кун, фейерабенд, полани, туллин Критическое отношение к эпистемологическим учениям. Принцип фальсификация – опровержимость утверждения
Основателем позитивизма явл. Фр. Философ Огюст Конт, в книге «дух позитивной философии» Конт представляет человечество как растущий организм. Основной внешний конфликт – борьба с метафизикой.
Понятиями культура и цивилизация обозначены важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Для того, чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимости уяснить, что собой представляет культура. В философии в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация».
В 1. подходе к понятиям цивилизация и культура, цив. Рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов ( Тойнби, Сорокин) Во 2 подходе цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступившего в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появл. Городов, письменности сознания стратификация и формирование национально-образований. (Морган, Энгельс). В 3 подходе цивилизация интерпритируется как ценность всех культур (Ясперс) В 4 подходе цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона (шпенглер) «там где начинается цивилизация, заканчивается культура) 5 подход – цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, эк. И политич. Учреждений, а культура – проявление дух. Сущности человека (Бердяев, Булгаков)
Культура рассм. Философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания, также она рассм. Как совокупность накопленных знаний, умений и навыков.
Понятие культуры включает в себя убеждение, ценности и выразительности средства, которое является общими для какой-то группы. Смелзер выд. 4 универсальных культурных элемента. 1.понятия, которые содержатся в языке 2.отношения 3.ценности – общепринятые убеждения, относительно целей 4. правила. Эти эелементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями. В философии понятие культура и цивилизация можно различать. Кант считал, что цивилизация начинается установление человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив. Культура же – это не просто образец поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Согласно Шпенглеру и Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры; заключается стадия развития культуры, ее расцвет и начальное возрождение.
Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием, цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные. Существует три типа общества: 1.доиндустриальое (преобладает сельское хозяйство) 2.индустриальное (промышленность) 3.постиндустриальное (развитие научного знания) 39. Наука в системе культуры.
Науку принято рассматривать как одну из составляющих духовной культуры человечества. Наука—это определенная система знаний о природе, об обществе и человеке, а также особый вид духовного производства, целями которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство. Наука как явление культуры появилась в 17 веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука не может быть ни возникнуть, ни развиваться вне общества. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающаяся в себе все условия и моменты этого производства, ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные оборудования, экспериментальные и лабораторные исследовательские работы, понятийный аппарат, систему научной информации, а так же всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной деятельности. Наука это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предмет науки- окружающий мир Метод науки – построение согласующихся с экспериментом моделей мира в виде теорий. В науке существуют теоритеческие и эмпирические уровни познания Функции науки:
Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и общества, обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания и ее роль в развитии общества. Эта проблема всегда была одной из самых актуальных ( в 1 половину 20 века Бергсон, гуссерль, Ясперс, вебер, Хайдеггер) сегодня появляются попытки поставить под сомнение науку как образец рациональности. Рациональность – сущностная характеристика научного знания.
Фейерабенд. Пишет «отделение государства от науки- этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного интститута. Такое отделение – единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали»
Но на самом деле единственное разумное решение состоит в том, чтобы совершенствовать саму научную рациональность и осуществлять переход к такому ее типу, который в оптимальной степени соответствовал бы социокультурным и экономическим реалиям 22 века
В историческом развитии науки, начиная с 17 века возникли последовательные 3 типа научной рациональности, характеризующие различной глубиной рефлексии ( по отношению к самой научной деятельности)
В конце 18 века – первой половине 19, механическая картина мира утрачивается статус общенаучной и намечается переход к новому состоянию естествознания, но окончательно меняется все в связи со становлением неклассического естествознания. 2. формируется неклассический тип научной рациональности, который учитывает зависимость результатов исследования от характера средств, к которым прибегает ученый 3.в последней трети 20 века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарных исследований.
Постнеклассический тип рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле, учитывается соотношение полученного знания с ценностн-целевой ориентацией ученого. Рациональность – сущностная характеристика научного знания.
Постиндустриальное общество – это понятие было предложено Беллом в 1962 году, оно зафиксировало вступление в конце 50 – начале 60 годов развитых стран, исчерпавших потенциал индивидуального производства, в качественно новый этап развития . он характеризовался снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Постиндустриальное общество определяется как общество «постэкономическое», «посттрудовое», то есть такое общество в котором экономическая подсистема утрачивала свое определенное значение. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как человек экономический. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопастности жизни, самореализации индивида. Постиндустриальное общество также определяется «постклассовым», что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характеризующих для индустриального общества. Если прежде статус индивида определялась его местом в экономической структуре, теперь статусная характеристика определяется множеством факторов, среди которых возрастает роль образования, уровень культуры. Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере, ведь меняется и сам человек. Постиндустриализация связана с превращениями процесса труда в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную революцию. Ее ядром, сердцевиной является в свою очередь становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Раньше жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись тем, к какому классу он принадлежит, а потом уже его личностными способностями. Сейчас человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения в которые он вступает с другими людьми. Интеллектуальная способность человека постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний. В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления – демократии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.
Философия 20 века - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают развиваться. Философские школы и направления имеют большое разнообразие, однако все они отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени: -пристальное внимание к человеку как главному предмету философии -беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложение им новых ориентиров -глобальные проблемы человечества -анализ человечества как единого в параллелях с природой, космосом и богом -углубление формалистических исканий -вечный поиск смысла жизни и оснований жизни, выдвижение культурно-духовных основ, как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы
Направления (основные) или школы: -неокантианство. Говорили о несовместимости общих понятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уникально и не поддается обобщению, но они признавали высшие ценности – истину, красоту, добро Неокантианство противопоставляет объективное и ценностное знание. Предметом анализа неокантианства являются универсальный формы деятельности человека – мифология, религия, наука Представители (кассирер, коген, виндельбанд) -герменевтика. Понимание текста, искусство его интерпритации. Текст для них - любая культурная, жизненная информация, а его понимание – способ существования познающего эту информацию. Понимание – основная категория герменевтики, метод философии. Интерпритатор трактует текст через исторический контекстс, в котором он называется «перепониманием» (гадамер, дильгей) -философская антропология, на протяжении всей истории проблема человека поднимается постоянно (шилер, гелен, плесснер). Основную задачу они видят в создании целостной концепции человека. Философская антропология рассматривает человека как душевно-духовное существо,отводя разумному началу второе место.
-аналитическая философия – это напрвление предалагет изменить предмет философии, философия языка и значений понятий. Они называют прежние философские проблемы- псевдопроблемами, которые возникли из-за неправильного неадекватного понимания терминов науки, следовательно. Задача философии – очитска прежних проблем с помощью верификации -проверки истинности на основе опыта. У истоков стоят Мур, Рассел, а вдохновителем этой школы стал Витгенштейн, который рассматривал язык как социальное явление. (Карнап, нейрат, шлик)
-фрейдизмв центре стоит анализ человека, с учетом его психики. Вырос фрейдизм из психоанализа
Герменевтика изучает проблемы истолкования текстов. Как направление оно оформилось благодаря деятельности гадамера и его работы «истина и метод» Он отмечал, что его концепция сложилась под влиянием работ гуссерля и Хайдеггера. Гуссерль занимался преимущественно логическими проблемами, а Хайдеггер очень много времени посвятил разработке оригинальной теории и практики коммуникации. Герменевтика – искусство истолкования текстов. Традиции герменевтики как общей теории понимания были заложены Шлейермахером, который выделил в тексте предметно-содержательные и индивидуально-личностные аспекты
Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании библейских текстов – экзегетика. Содержание такста, то есть то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, то есть тому, как описывалось событие. Главное в герменевтике понять не предметное содержание, выражающее в мысли, а самих мыслящих индивидов, создающих тот или иной текст. Шлейкмахер истолковал реальность, как определяющего рода текст, который можно интерпритировать и эта теория была развита в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше) Дильтей рассматривал герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук . У него науки о природе объясняли окружающий мир, науки о духе ее истолкования. Гадамер в книге «истина и метод» утверждал, что понимание обуславливается историческим контекстом, который представляет собой систему предрассудков. Кроме гадамера современную герменевтику развивал Поль риккер, он привлекает внимание в иным объективациям человека – символы
Предмет герменевтики – феномены понимания, которые лежат в основе ситуаций человека Гуссерль использует термин «смыслапорождения» - реализация смысла человеческой жизни и деятельности в конкретных ситуациях. Понимание – основная категория, метод философии. Интерпритатор трактует текст через исторический контекст в котором он находит «перепонимание» - еще 1 понятие герменевтики Шлейермахер главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, а у Хайдеггера главную цель и функция – истолкование поэтического слова Герменевтика – анализ процесса понимания движения к истине, путь к знанию.
44 Материя и дух: проблема предельных оснований. Предельное основание – субстанция, понятие материи тесно связано с субстанцией (материальной и идеальной) Материю за все время представляли в разных видах: -как стихию и вещество (древняя Греция) -как атомы(демокрит) -идеальное начало -бог(Платон) -в 19-20 веке материя понималась как поле и потоки энергии и света -в 20 веке материя – это категория всего того, что лежит вне нашего сознания – объективная реальность Свойсво материи 6 движение это способ существования материи, движение возникает из самой материи, так как материя всеобъемлющая Существует несколько подходов к пониманию материи: 1.субстанциональный (демокрит и Эпикур) время и пространство это отдельная реальность, самостоятельные субстанции Несколько подходов к субстанции:-дуализм(Декарт), монизм(спиноза), плюрализм(Лейбниц)
Универсальными свойствами материи являются : -несотворимость и неуничтожимость -вечность существования во времени и бесконечность в пространстве -материи всегда присущи движения и изменения, саморазвитие, превращение одних состояний в другие -детерминированность все явлений -причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и влияние внешниз воздействий Существуют универсальные законы существования и развития материи – законы диалектик: 1.единство и борьба противоположного, смерть и жизнь 2.перех из количественного в качественное, лед и пар 3. отрицание отрицания – смерть дает жизнь и наборот Дух – философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определенное соотношение духа и материи зачастую считается основным вопросом философииидеалисты признают дух первоначалом мира Идея духа может выступать -как понятие -как субстанция -личность (теизм) Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, определенная сущность духа, рассматриваются такие аспекты как воля, чувство, воображение Античные натурфилософы 6-5 веков до н.э. определяют дух, как нечто газообразную, жизненную силу, движение в теле людей и животных. В экзистенциализме дух противоположен разуму, у Гегеля сложное понятие духа, как чего то противоположного природе 45. Понятия «метафизика» и «диалектика» Метафизика _ РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАНИЯМ первоначала природы реальности, бытия и мира как такового. Первоначально слово «метафизика» использовалось как обозначение сборника трактатов Аристотеля с рассуждением о первых причинах (они были расположены после Аристотелевской работы «Физика!, отсюда и название) Аристотель насчитывает 4 первоначала: 1.форма (сущность бытия) 2. цель (ради чего?) 3. материя (из чего?) 4. перводвижение (откуда начало движения) Предме метафизики - нечто, стоящее за пределами постигаемого опытом метафизики – одно из центральных понятий философии. У Платона метафизика связана с миром идей, у Аристотеля метафизику связывают с бытием Ума с конца 18 века с эпохи просвещения начального систематически рассмотрения не только как осмысленная совокупность высказываний о бытии и сущем, но и как способ критикой таких способов знаменит кант. Во второй половине 19 века Ницше посвятил борьбе с метафизикоф свою работу «философия жизни» Мартин Хайдеггер полагал метафизику как неизбежный спутник речевой деятельности. Диалектика – логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления Выделяются исторические формы диалектики:
в более узком смысле, диалектика – это название гносеологического метода. Вначале познания субъект выделяет в реальности некоторые явления, затем формирует суждение, затем происходит формирование антитезиса. Полнее всего термин «диалектика» раск
|