Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Опричнина Ивана Грозного и её итоги




Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Происх. размельчание боярских земель (подрыв с/х). Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в рясы, под кот. скрывалась богатая одежда и острые ножи. Когда они соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы. Опричники много молились и убивали людей.

Опричнина – форсированная централизация без достаточных для этого экон. и соц. предпосылок. В этих усл. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, окончанию боярского сепаратизма, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”.

Слово "опричнина" употреблялось и до этого. Происходит оно от слова "опричь", т.е. "кроме". После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу, забиралось в казну, опричь небольшого участка земли, достаточного для прокорма его вдовы и сирот. Этот остаток поместья и назывался опричниной. В 1565 г. Иван IV назвал опричниной удел, в который он "удалялся от царствования". В сей "небольшой", как называют его некоторые историки, удел вошли уезды, близкие к границе с Великим княжеством Литовским, Суздальский и Можайский уезды, а также некоторые волости и в других местах, даже часть самой Москвы (там и разместилась опричная резиденция Ивана IV). Финансовую базу опричнины должны были составить платящие большие налоги северные земли. Вся остальная страна ("земщина") согласно его заверениям находилась в управлении Боярской думы. Сопровождающих Ивана IV стали именовать опричниками. На расходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тыс. руб. (село с несколькими деревнями продавали тогда за 100 – 200 руб.). Эту гигантскую сумму буквально выколачивали из крестьян и посадских людей. Символами "опричной гвардии" стали метелка и собачья голова: опричники были призваны псами грызть царских врагов и выметать измену из страны. Современники рассказывали, что царь уйму времени отводил изнурительным богослужениям, подчас ночным. Как сообщали ливонские дворяне Таубе и Крузе, "все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви". Они же писали, что "никогда не выглядит он более веселым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках до восьми часов". Люди с ужасом узнавали о все новых "великих изменных делах" тех, кто до сих пор исправно нес государеву службу, одерживал военные победы.

Многие советские историки причины опричнины видели прежде всего в желании любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения войны. На казненных "изменников" легко было свалить неудачи в Ливонской войне. А вот сколько-нибудь серьезных военных успехов за годы опричнины на западном направлении русские войска не добились. Более того, в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошел с войском до Москвы и сжег столичный посад. Во время пожара погибли десятки тысяч человек.

Согласно одной из самых распространенных версий опричнина была средством борьбы с остатками феодальной раздробленности, которые сохранялись в виде нескольких удельных княжеств. Однако традицию выделять отдельные территории в "уделы" опричнина не уничтожила. Тезис об укреплении государства опровергают последствия царствования Ивана Грозного. Более логичной, на наш взгляд, является теория о том, что опричнина стала инструментом укрепления режима личной власти царя. Слабость государства пытались компенсировать жестокостью репрессивного аппарата.

Казнили целыми семьями, родами, деревнями. Даже если каждый из казненных угрожал жизни или власти царя, то и тогда кровавая эпоха опричнины была карой явно неадекватной. В 1570 г. царь творил "суд и расправу" в Новгородской и Псковской землях. В.Б. Кобрин, написавший самую эмоциональную из современных книг о Грозном, утверждает, что в Новгороде погибло не менее 10 – 15 тыс. человек. Людей обливали горючей смесью, поджигали, сбрасывали живыми под лед, привязывали к быстро несущимся саням. Вечевой порядок правления в Новгороде, опирающийся на экономическую самостоятельность купеческих и промысловых верхов, был наиболее чужд складывающемуся самодержавию. И неслучайно царь не остановился ни перед какими жертвами, чтобы взять новгородскую торговую сторону в опричнину. Была ликвидирована не только политическая, но и экономическая независимость русских"торговых людей".

№ 14. Смутное время "/начало ХVIIв./: причины, ход, результаты.

События рубежа 16-17 вв. получили название “Смутное время”. Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Левонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза.

В целях закрепощения крестьян вводились “Заповедные лета” – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглом крестьян.

Конец XVI – начало XVII вв. отмечены в отечественной истории как один из самых глубоких кризисов российской государственности – Смута. Первые признаки данного кризиса обозначились со смертью бездетного царя Федора Ивановича (1584 – 1598). Династический кризис был преодолен избранием на престол фактически уже руководившего государством при Федоре Бориса Годунова (1598 –1605). Его репрессивные методы управления, которые не смогли обеспечить прочной единоличной власти даже Ивану Грозному, чьи права на престол не вызывали сомнений, были еще менее эффективны в ситуации земского избранника, не имевшего достаточных оснований аппелировать к традиции и нежелавшего править с учетом мнения политически активных слоев населения. Как и в годы опричнины, обострились противоречия между властолюбием монарха и социально-политическими интересами общественных групп и сословий. Но к началу XVII в. повысился уровень осознания обществом и его слоями собственных интересов и целей. Разумные мероприятия Годунова в социальной сфере и миролюбивая внешняя политика позволили лишь отодвинуть конфликт. А на его ускорение сработали слабое правовое обоснование годуновской власти, трехлетний неурожай и страшный голод, неожиданная смерть царя Бориса. Голод добил привычные моральные ценности, скреплявшие людей в единый коллектив. Историк Щапов А.П. писал: "Мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились останавливаться в гостиницах". Но в это же время знать устраивала дележ богатства и привилегий. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Страну захлестнула уголовщина. Пренебрежение к государственным интересам и мелочная корысть боярства породили самозванство.

С появлением каждого нового самозванца основы русской государственности разрушались все более. К моменту организации Второго ополчения в России одновременно существовали несколько аппаратов центральной власти, каждый из которых претендовал на роль правительства всей страны. Центральная же государственная власть исчезла. Шла война всех против всех, а главной жертвой войны был русский народ.

№ 15. Складывание сословно-представительной в России (конец XVI – XVIIвв.) В начальный период царствования Ивана IV (конец 1540-х – 1550-е гг.) прошли многочисленные реформы центрального и местного управления. Их провело ближайшее окружение царя, называемое многими современными историками Избранной радой (А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий, А. М. Курбский и др.). В 1549 г. был созван первый Земский собор, положивший начало сословно-представительной монархии. В состав Земских соборов входили обычно Освященный собор, Боярская дума, а также представители сословий по приглашению или по назначению властей. Как правило, представители основной массы населения – крестьян – отсутствовали. Всего историкам известно 57 соборов. Роль Земских соборов в разные времена была неодинаковой. Иногда они были единственным учреждением, имевшим достаточно власти для решения важнейших вопросов. Но в большинстве случаев московские государи использовали соборы как совещания, на которых они могли ознакомиться с мнением своих подданных. Чаще всего соборами рассматривались вопросы внешней политики и взимания налогов. Четких правил

созыва и распорядка работы соборов не существовало.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты