Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Сабиньянцы: Капитон (основатель), Массурий Сабин, Яволен Приск, Юлиан, Помпоний, Гай. 1 страница




Читайте также:
  1. F(x1, x2,...xm) const 1 страница
  2. F(x1, x2,...xm) const 10 страница
  3. F(x1, x2,...xm) const 11 страница
  4. F(x1, x2,...xm) const 12 страница
  5. F(x1, x2,...xm) const 2 страница
  6. F(x1, x2,...xm) const 3 страница
  7. F(x1, x2,...xm) const 4 страница
  8. F(x1, x2,...xm) const 5 страница
  9. F(x1, x2,...xm) const 6 страница
  10. F(x1, x2,...xm) const 7 страница

Сабиньянская школа – более формальная, монархическая, прокульянская школа – менее формальная, республиканская.

Папинианславился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права.

Павел и Ульпианзанимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.

Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин.По закону о цитировании юристов 426 г.комментарии юристов Павла, Ульпиана, Па-пиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

6. Свод законов имп. Юстиниана. В 533 г. император Юстиниан создает Свод законов (кодекс). Он был разделен на 12 книг:

- в книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии;

- книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права;

- в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.).

Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют Дигесты (использовали 2000 сочинений, обработала три миллиона строчек). Они представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов. Структурно они делятся на семь частей и на 50 книг, которые в свою очередь расчленяются на титулы, титулы – на фрагменты.

В Дигестатах рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права. Сравнительно немного места отведено публичному праву. Представлены и вопросы, относящиеся к сфере международного права.

В том же году издаются Институции, которые получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. Она состоит из 4 книг:

- в первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве;



- вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах;

- в третью книгу включены титулы, относящиеся наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п.;

- в четвертую книгу, где разбираются вопросы защиты прав.

Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами – систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институции Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX в.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера.



7. Правоспособность физических лиц. Capitis deminutio. Умаление гражданской чести. Субъекты римского частного права – лица, которые обладают правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Выделяют физические и юридические лица.

Полностью правоспособным физическое лицо по римскому праву признавалось, если обладало всеми тремя статусами. Полная правоспособность в области частного права складывалась из следующих основных элементов: ius conubii (право вступать в законный римский брак); ius commercii (право выступать субъектом вещных и обязательственных правоотношений); testamenti factio (право завещать и наследовать имущество).

Правоспособность возникала у физического лица с момента рождения (однако зачатый, но еще не родившийся плод – постум – мог при определенных обстоятельствах быть признан наследником). Рождением считалось отделение родившегося плода от матери, при этом ребенок должен родиться доношенным и живым и оставаться таковым в течение определенного времени (т.е. выкидыш не признавался правоспособным), иметь человеческий облик.

Для физического лица по римскому праву было установлено 3 статуса:

1. Статус свободы: лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.

2. Статус гражданства: лица, обладающие им, считались римскими гражданами, остальные – негражданами. Неграждане делились на латинов (жителей италийских городов, получивших права римского гражданства после союзнической войны в I в. до н.э.) и перегринов (иностранцев, получивших права римского гражданства по эдикту императора Каракаллы в 212 г.). Латины и перегрины обладали гражданской правоспособностью в рамках преторского права и права народов.



3. Семейный статус: лица, обладающие им, считались домовладыками, остальные – подвластными.

Умаление гражданской правоспособности выражается в отпадении у лица одного или нескольких статусов: семейного статуса (напр., при усыновлении); статуса гражданства (автоматически также семейного статуса, если он был), напр., при высылке римского гражданина из Рима (и, соответственно, лишении его гражданства); статуса свободы (автоматически также статуса гражданства и семейного статуса, если они были), – означает полное прекращение правоспособности.

Иные формы умаления правоспособности:

1. Infamia (умаление гражданской чести) назначалась в порядке ответственности за некоторые правонарушения (напр., недобросовестное опекунство), присуждалась по некоторым искам (напр., из договоров поручения и товарищества), применялась при нарушении некоторых норм брачно-семейного права (напр., двоеженство). Лицо, подвергнутое infamia, не могло осуществлять ряд публичных функций (напр., быть опекуном).

2. Intestabilitas подвергались лица, отказывавшиеся подтвердить действительность цивильной сделки, если участвовали в ней в качестве свидетелей или весовщиков. Последствия сходны с последствиями infamia.

8. Дееспособность физических лиц. Опека и попечительство. Помимо правоспособности выделяется дееспособность, т.е. способность осуществлять права и исполнять обязанности своими действиями.

Абсолютно недееспособны были лица, не достигшие 6 лет. В возрасте 6-14 лет (6-12 лет для девочек) лицо могло совершать только те сделки, которые влекут за собой обогащение несовершеннолетнего. По достижении 14 лет (12 лет для девочек) лицо признавалось полностью дееспособным. Вместе с тем над лицами в возрасте до 25 лет могло быть установлено попечительство, по своим сделкам они могли запросить у претора реституцию.

Римское право также ограничивало дееспособность душевнобольных лиц и расточителей, а также женщин.

Опека и попечительство – правовые конструкции, при помощи которых восполнялась недостающая по той или иной причине дееспособность лиц.

В этом случае назначалось лицо, призванное способствовать недееспособным лицам и лицам с ограниченной дееспособностью в осуществлении сделок и защите их прав и законных интересов.

Иногда опека и попечительство назначались и в отношении дееспособных лиц, но с неполной правоспособностью (напр., в отношении совершеннолетних домашних подвластных).

Опека (fufea) устанавливалась над несовершеннолетними детьми и женщинами.

Попечительство (сига) могло быть установлено над лицами от совершеннолетия до достижения ими 25-летнего возраста, а также над расточителями и душевнобольными.

Опекун сам совершал юридические действия за опекаемого либо давал согласие на их совершение опекаемым непосредственно в момент их совершения.

Попечитель мог дать согласие опекаемому на совершение юридического действия как до, так и после его совершения.

Опека (попечение) могла быть назначена либо по завещанию, либо по закону (решением претора, одобренным судом).

Опекун (попечитель) должен действовать в интересах опекаемого. Он несет ответственность за это, обеспеченную соответствующими исками (напр., со стороны освободившегося из-под опеки опекаемого). Если опекун (попечитель) назначен государством (магистратом), оно сохраняло за собой право в определенном порядке контролировать его деятельность по защите интересов опекаемого.

9. Статус римских граждан, латинов и перегринов в сфере частного права (сравнительная характеристика). Римское гражданство могло быть приобретено несколькими

путями:

1) рождением от римских граждан (или усыновлением римским гражданином/ Рожденный в браке следует состоянию отца, а вне брака матери. Т.е. ребенок, рожденный в браке римских граждан или рожденный незамужней римлянкой, считался

римским гражданином, а рожденный не римлянкой от отца римлянина, не считался римским гражданином; 2) отпущением на свободу из рабства (manumissio). Вольно-

отпущенник оставался носителем ограниченной дееспособности;

3) дарованием римского гражданства иностранцу.

Правоспособность римского гражданина в области частного

права слагалась из:

- ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при ко-

тором дети получали права римского гражданства, а от-

цу принадлежала власть над детьми;

- ius commercii, т.е. права торговать, совершать сделки,

а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Политическими правами не могли обладать женщины, даже

римские гражданки. Римляне мужчины обладали следующими

политическими правами:

- право служить в римских войсках;

- ius suffragii - право участвовать в голосовании и в народ-

ных собраниях;

-ius honorum - право служить магистратом.

латины Всех латинов можно разделить на следующие категории:

1) latini veteres или latini prisci (древние латины) - жители

Лации, получившие латинское гражданство до 268 г. до н.э. Их

правовое положение в области имущественного права не отли-

чалось от положения римских граждан; ius conubii они имели

только в тех случаях, когда это право было специально предо-

ставлено;

2) latini colonarii (колониальные латины) - члены колоний,

образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Ри-

мом на завоеванных территориях.

Latini coloniahi не имели ius conubii; ius commerdi, а также

способность вести гражданский процесс {ius legisactbnis) эта

категория латинов в большинстве случаев имела, но соста-

влять завещание latini coloniarii не имели права.

Латинам могли приобрести римское гражданство путем пе-

реселения в Рим. С начала II в. до н. э. было установлено тре-

бование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял

в родном городе мужское потомство. После союзнической

войны в I в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили

права римского гражданства, a ius latini (право латинского

гражданства) стали понимать как технический термин, обозна-

чавший определенную категорию правоспособности;

3) Latini iuniani (юниевы латины) - название произошло от

закона lunia Norbana. Этот класс составляли в основном рабы,

отпущенные хозяевами, имевшими их в преторской собственности. Их положение отличалось от остальных латинов тем, что

после их смерти их имущество наследовал бывший хозяин.

Перегрины перегринами, чужестранцами) назывались:

обитатели некоторых покоренных Римом областей, не имевшие ни римской, ни латинской правоспособности

- вольноотпущенники, которые во время своего рабства

подверглись позорящим наказаниям.

В древности любой иностранец считался априори врагом, если он не состоял под патронатом римского гражданина или не искал в Риме убежища по политическим или иным мотивам. Поэтому чужеземцы не пользовались в Риме никакой право-

способностью, т.е. были полностью бесправны. До определенного периода римской истории чужеземец мог быть обращен в раба любым римским гражданином. Однако после первых войн римляне стали признавать status libertatis и для некоторых отдельных общин. За перегринами признавалось право пользоваться установлениями своего национального правопорядка в регулировании внутренних отношений. Но отсутствие имущественных, публичных прав, в томчисле права выступать в суде, сохранялось вплоть до 212 г. н. э., когда император Каракалла даровал им права римского гражданства.

 

10. Правовое положение рабов и вольноотпущенников. Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами – servi res sunt, т. е. рабы суть вещи. Этот принцип римского права имел силу уже в древнейший период, хотя тогда он, может, и не достаточно сознавался, и не был, вероятно, сформулирован с такой четкостью, как в период действия преторского права. Раб не считался субъектом права. Он был его объектом, т. е. не признавался лицом (servi pro nullis habentur). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска (actiones noxales) (иска о возмещении ущерба). Но тем самым господин как бы огра ничивал пределы и размеры собственной ответственности за действия раба. Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни (ius vitae as necis). Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов, под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество, вверенное господином рабу, именовалось пекулием (peculium). Господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток также ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio), в пределах стоимости пекулия. Государственные же рабы получили право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

 

Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских граждан.
Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.
Вольноотпущенники навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н. э. утратили и права участвовать и голосовать в народных собраниях, в связи с чем указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни права занимать должность в магистратах, ни права быть включаемыми так же, как и их дети, в число сенаторов.
В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным постановлением императора, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права, или путем присвоения императором золотого перстня.


В праве Юстиниана ограничения политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохранялись, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Вольноотпущенник нес по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином – патроном и его вольноотпущенником – клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.
Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к следующим группам:
– совокупность личных и имущественных, семейного характера прав патрона (право домашнего суда над клиентом и другие);
– обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;
– взаимная обязанность помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты.


К этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.
Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.
Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на личное пользование рабом.

11. Юридические лица в РП. самого термина «юридическое лицо» в римском праве не было, его сформулировали только средневековые глоссаторы.

Самыми древними были юридические лица корпоративного типа, основанные на членстве: коллегии, цехи, муниципии. Коллегии (напр., жреческие) были древнейшими из них, они создавались для различных некоммерческих (социальных) целей, т.е., говоря современным юридическим языком, имели статус общественных объединений. Цехи – профессиональные некоммерческие объединения лиц, занимающихся каким-то одним определенным видом промысла. Муниципии образовывались в республиканский период и в начале принципата в городах, которым предоставлялся особый статус самоуправляемой территориальной корпорации. В таком случае членами муниципии являлись все жители данного города.

Корпоративные юридические лица были основаны на демократическом принципе: деятельность корпорации определяют ее члены, принимающие, в частности, устав, формирующие органы управления.

Для коммерческой деятельности соответствующим договором создавалось товарищество, которое не являлось юридическим лицом. Персональный состав товарищества оставался неизменен и определялся договором товарищества, если изменялся его персональный состав, должен был быть изменен и договор. Переменный состав без изменения договора был возможен только в товариществе откупщиков.

Помимо корпораций выделялись и учреждения, основанные на обособлении одним лицом части своего имущества, управляемые должностным лицом, назначенным собственником. Исторически первым учреждением была императорская казна (фиск), которая управлялась лицом, специально назначенным принцепсом для этого. Деятельность фиска регулировалась не публичным, а частным правом, т.е. это был именно не государственный орган, а юридическое лицо – учреждение (учредителем в данном случае выступал император, ведь формально фиск считался принадлежащим принцепсу как физическому лицу и римскому гражданину).

12.Понятие и виды законного брака в РП. Внебрачные союзы.Брак(matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.

Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный бракили вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовался:

– взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

– состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

– согласием партнера;

– наличием половой связи между партнерами в браке;

– стремлением партеров заключить именно брачный союз;

– постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

– matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

– matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

 

13.Условия действительности брака. Прекращение брака.Способы заключения брака cum manu:

– confarreatio – религиозный свадебный обряд;

– coemptio – путем покупки жены;

– признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu:

– увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера;

– usus – совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение.Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака:

– достижение брачного возраста (для мужчин – 14, для женщин – 12 лет);

– согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

– согласие вступающих в брак;

– отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5 (6) степени по боковой) или свойства;

– если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

– ius conubii – право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Брачные препятствия:

– недостижение брачного возраста;

– отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак;

– наличие отношений родства или свойства;

– душевная болезнь;

– отсутствие jus conubii;

– если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.);

– несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

– религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры

 

14. Личные и имущественные отношения супругов. Приданое. Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов. Внутри римского брака существовало неравенство супругов,которое выражалось в том, что на жену приходились преимущественно требования обязательного характера, а мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Личные отношения супруговпо римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: – в браке cum manuжена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатско-|го родства между нею и семьей мужа;

– брак sine manuне менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни.


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 17; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты