Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Будущее науки




Читайте также:
  1. Quot;Новая школа науки управления".
  2. А.С. Михлин, Заслуженный деятель науки России,
  3. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  4. Административно-правовой статус Министерства образования и науки РФ.
  5. Билет № 1. Роль науки в различные периоды развития общества. Смена парадигм
  6. Виникнення теоретичної соціології як науки
  7. Возникновение и эволюция политической науки.
  8. Возникновение психологии как науки
  9. Возникновение психологии как науки

 

Любые идеи о будущем, даже если они хорошо обоснованы и весьма правдоподобны, обречены остаться на уровне прогно­зов. Глав­ный фактор— информационно-технологический бум. Мы под­ходим к созданию «сетевого общества», в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое об­щество может походить как на большой иерархически организо­ванный муравейник, так и на общество свободных людей. Для нынешнего этапа развития культуры характерно возрас­тание интереса к мистическим учениям и магическим практи­кам, очередная, уже не первая по счету, волна ремифологизации захлестнула современный мир. В.С. Степин предлагает различать класси­ческую, неклассическую и постнекпассическую формы рацио­нальности и соответствующие им типы науки. Классическая рациональность связана с такими способами постижения дей­ствительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Классическая рациональность имеет уста­новку на объективированное познание действительности, при котором влияние человека на познавательный процесс не учиты­вается. Классическая рационалистическая парадигма рассматри­вает науку как абсолютное знание, существующее вне какого-либо социокультурного контекста. Неклассическая рациональность характеризуется осознани­ем неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Неклассическая рационалистическая па­радигма учитывает влияние человека на познавательный про­цесс, однако по-прежнему не осознается социокультурная, миро­воззренческая обусловленность научного познания. Постнеклассическая рациональность связана с пониманием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности. Человек влияет на результаты познания в силу на­личия у него специфических ценностных установок, которые формируются с опорой на вненаучный контекст. Таким образом, в рамках постнеклассической парадигмы осознается связь по­знавательной деятельности, в том числе и научной, с социо-культурным контекстом, в котором эта деятельность осуществ­ляется. Требование учета и истолкования ценностей становится предпосылкой получения объективных знаний о мире. Для пост-неклассической науки характерно развитие междисциплинарных комплексных исследований, направленных на решение не столько внутринаучных, сколько внешних для науки экономи­ческих, социальных, политических и культурных задач. Совре­менная постнеклассическая наука рассматривает мир как единое изменяющееся целое, законы которого одинаковы на всех уров­нях. Естествознание из ценностно-нейтрального знания, каким оно представляло себя на протяжении нескольких веков, превра­щается в аксиологически ориентированное, предполагающее введение этических, эстетических и т.п. норм в научное иссле­дование. Сейчас наука находится на постнекласси­ческой стадии развития и совершенно определенно можно ска­зать, что на смену постнеклассической науке со временем при­дут иные формы. Научное знание носит исторический характер, оно изменяется вместе с развитием культуры. Поэтому следует говорить не об исчезновении или умирании науки, а о ее транс­формации. Возможно, мы стоим на пороге новой научной рево­люции, следствием которой станет радикальное изменение на­ших представлений о мире, новый прорыв человеческого духа.




Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты