КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сингулярное преемство. Легаты. Фидеокомиссы⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Римское наследственное право знало так называемое сингулярное преемство, при котором отдельным лицам переходили только определенные имущественные выгоды без их обременения какими-либо обязанностями. Это были так, называемые легаты, или завещательные отказы, и фидеико^-, миссы. По легату (завещательному отказу) к легатарию (от-казополучателю) переходило какое-либо отдельное право, а не часть наследства. Следовательно, легатарий не нес какой-либо ответственности по долгам наследодателя. Легат, или завещательный отказ, — это содержащееся в завещании распоряжение наследнику о предоставлении какой-либо имущественной выгоды за счет наследственного имущества третьему лицу —отказополучателю. Римское наследственное право классического периода знало четыре вида легатов, которые отличались способами назначения отказополучателя. Легаты назначались только в завещании и потому не могли быть возложены на наследников по закону. Установление легатов сопровождалось строгим соблюдением ряда формальных требований, что усложняло процедуру их оформления. Их исполнение обеспечивалось исковой защитой. Стеснительный формализм установления легатов, невозможность возлагать их на наследников по закону привели в период империи к возникновению еще одного вида завещательных отказов — фидеикомиссов. Они появились прежде всего как результат ослабления формализма на основе устных или письменных просьб наследодателя, с которыми он обращался чаще всего в самый момент смерти к наследникам о выполнении каких-либо положительных действий в пользу третьих лиц. Поначалу такие просьбы юридической силы не имели и, естественно, не пользовались юридической защитой. Этим объясняет название подобных распоряжений или просьб (фидеикомисс — поручение совести). Их исполнение действительно было делом совести наследника, на которого возлагались такие распоряжения или просьба. Он мог их выполнить, но мог и не выполнять. Со времени Августа исполнение фидеикомиссов стало обеспечиваться предоставлением специальных исков, т.е. они получили исковую защиту. Фидеикомиссы быстро приобретают признание, поскольку обладают рядом преимуществ по сравнению с легатами. Они лишены стеснительного формализма, их можно возлагать и на наследников по закону как до, так и после завещания в виде дополнительного распоряжения, прилагавшегося к нему. Эти преимущества фидеикомиссов способствовали их сближению с легатами, и в праве Юстиниана они окончательно сливаются. Однако в фидеикомиссах было уязвимое место. Наследодатель мог возложить на наследника обязанность передать по фидеикомиссу всю активную часть наследства третьему лицу. Это привело к тому, что на третье лицо стали переносить наследство полностью — с правами и долгами. Наследник зачастую оставался только формальным преемником.
|