Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классификация аффиксов




  • По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
    • префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки.
    • постфиксы — после корня. Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языке суффиксами. Постфиксы в широком смысле, в свою очередь, подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных критериев, на окончания (флексии) и суффиксы. В русской грамматике выделяют еще одну группу — постфиксы в узком смысле, которые называются возвратной морфемой, обычно стоящей после окончания. Выделяют 5 постфиксов: 2 глагольных: -ся/-сь -те, (скажи-те, смеяла-сь) и 3 местоименных -то, -либо , -нибудь. (что-нибудь, кто-то).
    • интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);

25.

Интерфикс

интерфикс (лат. interfixus — прикрепленный между). Первым ввел это понятие в 1934 г. Н. С. Трубецкой, самый термин был введен в 1938 г. А. М. Сухотиным. По мнению некоторых ученых часть слова, не имеющая самостоятельного значения, не являющаяся словообразовательным средством и служащая своего рода “прокладкой” между корнем и суффиксом в тех случаях, когда их соединение затруднено или невозможно по морфонологическим причинам. Так, интерфиксами с этой точки зрения можно считать элементы в слове певец (ср.: пе-тъ), л в слове жилец (ср.; жи-ть), ) в слове купейный (ср.: купе), ш в слове завтрашний (ср.:завтра), ан в слове африканский (ср.: Африка), ии в слове ялтинский (ср.: Ялта), ов в слове райкомов-ский (ср.: райком) и т. п.

По мнению других исследователей (Н. М. Шанский, Л. Г. Свердлов), в подобных случаях перед нами не самостоятельные элементы (интерфиксы), а составные части производных суффиксов, образованных путем переразложения. Таковы суффиксы -анск-ий, -анец, -инск-ий, -инец, -овск-ий, -овец, -льщик (бурильщик), -общик (крановщик), -шн-ий (нынешний, тогдашний) и т. д. Слова певец, жилец находят себе соответствие в формах певать, жилой (с суффиксом -л-). Дополнительные звуки могут появиться в результате аналогии (ср.: купейный, шоссейный и ружейный, семейный; в последних звукосочетание ей — результат чередования со звуком j в словах ружье, семья).

 

26.

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две основные группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а, например, паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) – это составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает её от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не даёт возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

27.

Корень – структурносемантическое ядро слова, заключающее в себе основное лексическое значение. Среди корней есть свободные и связанные. Свободные корни – корни, которые могут употребляться без связи со словообразующими аффиксами. (молодежь, молод, молодой). Радиксоид –связный корень, который не может употребляться без словообразовательных аффиксов. )гуманизм, диктовать, диктующий, диктант). Унирадиксоид – уникальный, связанный корень. (буженина, солонина, строгонина).

Унификс –аффиксы, не обладающие типичностью формы: тр-ио, ши-ворот, выкрут-асы, му-сор, рук-ав.

 

28.

Морфоноло́гия — раздел языкознания, изучающий закономерности строения, фонемного состава и варьирования морфем того или иного языка, не выводимые полностью из особенностей его фонологии, а также совокупность явлений морфонологической природы, присущих данному языку. Существование морфонологии как особого уровня языковой системы, отличного от фонологии, определяется тем фактом, что некоторые явления, касающиеся употребления и изменения звуков языка (например, изменение русского безударного о в гласный, близкий к а), могут быть описаны без обращения к сведениям о морфемном составе слов (в русском языке вообще невозможно безударное о), а другие (например, смягчение л перед ш в слове генеральша – ср. генерал) – нет (сочетание лш в русском языке возможно, но лишь внутри морфемы, ср. волшебный).

Создателем морфонологии как самостоятельной лингвистической дисциплины по праву считается выдающийся русский лингвист Н.С.Трубецкой, в чьих работах конца 1920-х – начала 1930-х годов была убедительно обоснована независимость морфонологии, сформулированы ее цели и задачи и предложены описания морфонологических систем полабского и русского языков. Н.С.Трубецкому принадлежит и сам термин «морфонология». К ведению морфонологии несомненно относится, во-первых, изучение структуры морфем различных классов, а во-вторых, описание системы морфонологических чередований, имеющихся в языке. Основной задачей морфонологии является описание систем морфонологических чередований. Точное установление круга явлений, соответствующих в том или ином языке понятию «морфонологическое чередование».

 

29.

Под чередованием (морфонологическим) понимается более или менее регулярная в определенной позиции (в сочетании с определенными морфами) мена гласных или согласных фонем в пределах морфемы. Среди чередований в основе мотивирующего слова различаются чередования неконечные и конечные (предаффиксальные). К неконечным относятся чередования не на конце мотивирующей основы. от­брос(итьот­брас­ывать (черед. |о – а|); нес­ти, |н'ос| – нос­ить (черед. |н' – н|); про­лез­тьне­про­лаз­ный (черед. |е – а| и |л' – л|). К конечным относятся чередования согласных, непосредственно предшествующих аффиксальному словообразовательному морфу (суффиксальному или интерфиксальному): рук­аруч­ной (черед. |к – ч|), прос(итьпрош­ение (черед. |с' – ш|).

Частным случаем неконечных чередований является чередование гласной с нулем, т. е. беглость гласной: пре­рв(атьпре­рыв­ать (черед. "нуль – |и|"), актёрактр­иса (черед. "|о| – нуль").

Неконечные чередования (кроме беглости гласной) характерны главным образом для отглагольного словообразования; остальные чередования – как для отглагольного, так и для отыменного.

Неконечные чередования (кроме беглости гласной), как правило, непродуктивны и выступают только в определенных корнях, главным образом глагольных. Единственным продуктивным из относящихся сюда чередований является чередование гласных |о – а| после парно­твердой согласной в глагольных корнях перед суф. морфом ­ива­: заморозитьзамораж­ивать, исхлопотатьисхлопат­ывать, звонитьпере­зван­ивать.

Центральное место среди конечных чередований согласных занимают так называемые традиционные, или исторические, чередования, появление которых было вызвано живыми фонетико­фонологическими законами прошлых эпох развития языка. Для современного языка такие чередования обусловлены соседством мотивирующей основы с определенными словообразовательными аффиксами (прежде всего – суффиксами).

30.

интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);

интерфикс (лат. interfixus — прикрепленный между). Первым ввел это понятие в 1934 г. Н. С. Трубецкой, самый термин был введен в 1938 г. А. М. Сухотиным. По мнению некоторых ученых часть слова, не имеющая самостоятельного значения, не являющаяся словообразовательным средством и служащая своего рода “прокладкой” между корнем и суффиксом в тех случаях, когда их соединение затруднено или невозможно по морфонологическим причинам. Так, интерфиксами с этой точки зрения можно считать элементы в слове певец (ср.: пе-тъ), л в слове жилец (ср.; жи-ть), ) в слове купейный (ср.: купе), ш в слове завтрашний (ср.:завтра), ан в слове африканский (ср.: Африка), ии в слове ялтинский (ср.: Ялта), ов в слове райкомов-ский (ср.: райком) и т. п.

Субмо́рф — часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и поэтому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова: -ак в колпак, табак (ср.: рыбак, резак), -ец в венец, огурец (ср.: зубец, резец), -ок в кубок, чулок (ср.: грибок, дубок) и др. Субморфы представляют интерес для морфонологии, поскольку в них наблюдаются те же чередования, что и в омонимичных им аффиксах; ср.: венецвенцавенчик и зубецзубцазубчик.

Концепция субморфа впервые получила освещение в работе В. Г. Чургановой «Очерк русской морфонологии» (1973).

31.

Словообразовательная парадигма – это совокупность производных от одного производящего слова. Члены словообразовательной парадигмы находятся в отношениях одновременной производности – кодеривации. Так, в словообразовательной парадигме с доминатой снег будут числиться слова снежок, снежинка, снежный, снеговой и другие.

Словобразовательная парадигма отражает словообразовательный поетнциал слова: слова, от которых можно образовать много призводных, характеризуются высоким словообразовательным потенциалом, а слова, от которых нельзя образовать производные, характеризуются нулевым словообразовательным потенциалом.

СЛОВООБРАЗО́ВАТЕЛЬНЫЙ ТИП — класс производных основ (слов), образ. по одной схеме. Так, С. Т., к к-рому относятся слова учитель, водитель, строитель. к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то".

32.

33.

Словообразовательный тип является основной единицей классификации производных слов. Под словообразовательным типом понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: а) производностью от слов одной части речи; б) одинаковым видом словообразования; в) общим способом словообразования; г) тождественным словообразовательным значением; д) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения - дериватором. Например, к одному и тому же словообразовательному типу относятся существительные лесник и печник: они образованы в рамках номинативного словообразования от одной части речи (существительного) одним и тем же способом (суффиксацией), при этом имеют одинаковое словообразовательное значение 'лицо, характеризуемое по отношению к предмету, названному производящей основой', которое выражено одним и тем же суффиксом -ник. К этому типу не относятся, например, дериваты: работник (существительное образовано не от существительного, а от глагола), аптекарь, киоскёр (словообразовательное значение выражено другими суффиксами: -ар', -ор).

34.

Производное слово носит двусторонний, формально-семантическийхарактер. Для указания на обусловленность структуры и семантики дери-вата производящей базой в современной дериватологии используются со-относительные понятия: словообразовательная мотивированность (моти-вация) и словообразовательная производность. Словообразовательная производность – это синхроническая структурная и се-мантическая выводимость деривата из отсылочной части (производящей ба-зы) и формантной части (словообразовательных средств). 35.Стр. 136-139 36.

Существует определенная избирательность в сочетаемости морфем в слове. Одни морфемы могут сочетаться с определенными основами, а другие не обладают такими контактами. Чтобы выявить эту избирательность, нужно определить ограничения, которые препятствуют взаимодействию морфем и основ. Существует несколько видов таких ограничений:

  • семантическое ограничение – основной вид ограничений. Например, суффикс -тель- (в значении "лицо по роду деятеьности") соединятеся только с глаголами процессуальной семантики, а соединения с существительными и прилагательными для данного суффикса в данном значении исключены; или суффикс -ш-, который обозначает лицо женского пола, соединяется только с основами, называющими лиц мужского пола по профессии или по наименованию мужа по профессии: кондукторша, генеральша.
  • словообразовательное ограничение – имеется в виду неучастие некоторых видом производных основ в качестве производящих. Так, от прилагательных типа желтенький, высоченный (с суффиксами субъективной оценки) нельзя образовать производных: их словообразовательный потенциал исчерпан;
  • формальное ограничение – одно из формальных ограничений решается на уровне морфонологии, но не все противоречия можно решить с помощью средств морфонологии русского языка. Так, суффикс -н- не сочетается с основами типа воск и парк в связи с потенциальным скоплением согласных, поэтому в образовании прилагательных от данных основ участвует другой суффикс – суффикс -ов-: восковой, парковый;
  • стилистическое ограничение – обусловнео нормной и узусом (языковым обычаем), вызвано стилистической несовместимостью морфем (среди которых тоже есть стилистически маркированные) и основ. Существует тенденция соединения морфем и основ одного и того же стиля: например, книжный суффикс -изм- сочетается с соответвующего рода основами: абсолютизм, позитивизм. И наоборот, если суффикс имеет сниженную стилистическую коннотацию, он тяготеет к сочетаниям с нейтральными и сниженными основами: толстущий, толстенный, здоровенный (суффиксы -енн- и -ущ-). Также заимствованные аффиксы имеют тенденцию сочетаться с заимствованными основами: электрификация, кинофикация;
  • лексическое ограничеие – признаками которого могут быть омонимия и занятость данного семанического места другим словом. Эти явления объясняются несовпадением словообразовательных возможностей языка с лексической нормой. Слово пилотка, например, уже не может обозначать лицо женского рода, так как оно обозначает головной убор в силу многозначности суффикса -к-. Или, с другой стороны, нет смысла образовывать от слова собака обозначение детеныша данного животного, так как в языке уже существует супплетивная форма щенок с таким же значением.

37.

Продуктивность в теории словообразования имеет синонимичный термин – «словообразовательная активность», под которым подразумевается способность того или иного образования, например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.

Продуктивными следует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языка образуются новые слова.

Продукти́вность в языкознании — пригодность морфемы, словообразовательной или словоизменительной модели для образования новых слов и словоформ. Морфемы с высокой продуктивностью называются продуктивными, с низкой — непродуктивными. Продуктивность характеризует частотность появления морфемы в неологизмах.

Иногда продуктивность морфемы в тот или иной период истории языка определяют через общее количество используемых в этот период слов данного языка (а не только неологизмов), содержащих исследуемую морфему[2].

Примеры продуктивных суффиксов — рус. -ость, англ. -ness[1], -able[2]; непродуктивных — рус. -с(а) (плакатьплакса)[3].

 

38.

Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

Словообразовательное гнездо объединяет все однокоренные слова, находящиеся в отношениях прямой и опосредованной производности. Словообразовательное гнездо при этом включает в себя слова, которые имеют живые словообразовательные связи, поэтому, например, слова мнить и мнение не будут входить в одно словообразовательное гнездо. Например, словообразовательное гнездо слова два включает 547 слов

Словообразовательная парадигма – это совокупность производных от одного производящего слова. Члены словообразовательной парадигмы находятся в отношениях одновременной производности – кодеривации. Так, в словообразовательной парадигме с доминатой снег будут числиться слова снежок, снежинка, снежный, снеговой и другие.

Словобразовательная парадигма отражает словообразовательный поетнциал слова: слова, от которых можно образовать много призводных, характеризуются высоким словообразовательным потенциалом, а слова, от которых нельзя образовать производные, характеризуются нулевым словообразовательным потенциалом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты