КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства ощущений. Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация. Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий. Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой. Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя. Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной. 13Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютными порогами определяет рабочий диапазон анализатора. Однако его чувствительность внутри этого диапазона не одинакова: она наибольшая в средней части диапазона и уменьшается по его краям. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении длины алфавита кода (см. Кодирование), выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору, и в других случаях. Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума. Измерение абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех рассмотренных П. о. меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя П. о. обратно пропорциональны показателю соответствующего вида чувствительности.Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п.
Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически. Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера. Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту. Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.
Способность ощущать дано человеку и всем живым существам обладающим нервной системой с рождения. Восприятие – это психический процесс познания целостных образов и ситуаций при непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС. Движение участвующее в процессе восприятия называется перцепция. Процесс восприятия никогда не осуществляется на элементарном уровне, так как в него включена речь. Человек не просто смотрит на предмет, а называет его словами и относит к определённой категории предметов, а в этом есть элемент абстрагирования что и приближает восприятие к мышлению. К основным свойствам восприятия относят: Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности. Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией - субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются. Константность восприятия – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения. Константность восприятия размеров означает то, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится от нас или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний. Аналогичный феномен – константность восприятия формы: мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет создавать на сетчатке трапециевидный образ. Структурность восприятия является следствием его целостности и отражает устойчивое соотношение отдельных компонентов перцептивного образа. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков. Категориальность (осмысленность и обобщенность) восприятия предполагает, что объект воспринимается и мыслится не как непосредственная данность, а как представитель некоторого класса объектов. В осмысленности проявляется связь восприятия с мышлением, а в обобщенности – с мышлением и памятью. Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, его интересов, потребностей и склонностей(устойчивая апперцепция), а также от его эмоционального состояния и предшествующих восприятию действий (временная апперцепция).
Восприятие – это психический процесс познания целостных образов и ситуаций при непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС. Восприятие сложный процесс, его относят к высшим психическим функциям. Особенностью восприятия является то, что преобразование сигналов совершающихся в мозгу воспринимается человеком как события разыгрывающиеся вне его, образы предметов локализованы в пространстве – этот процесс называется объективизация. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движение глаз, пропевание или проговаривание соответствующих звуков играющих существенную роль чтобы установить особенность звукового потока. Движение участвующее в процессе восприятия называется перцепция. Процесс восприятия никогда не осуществляется на элементарном уровне, так как в него включена речь. Человек не просто смотрит на предмет, а называет его словами и относит к определённой категории предметов, а в этом есть элемент абстрагирования что и приближает восприятие к мышлению. К основным свойствам восприятия относят: предметность – выражается в соответствии образа восприятия с предметом; целостность – выражается в отражении органической взаимосвязи частей и целого; константность – это относительная независимость восприятия, которая проявляется в его постоянстве; апперцепция – это зависимость восприятия от опыта личности, её интересов, общей направленности, индивидуальных особенностей; иллюзии – иногда восприятие может быть ошибочным. Иллюзии – это неадекватное отражение воспринимаемого предмета. Все восприятия классифицируются по двум критериям: 1. модальность; 2. способ существования материи – выделяют восприятие пространства, времени и движения. Зрительное восприятие. Существенный вклад в понимании внесли представители гештальтпсихологии, Вейтгеймер. Зрительный анализатор устроен таким образом, что он обеспечивает восприятие и отдельных признаков и целостной структуры. Восприятие пространства. Сложный вид восприятия кот. опирается на многие системы совместно работающих анализаторов. Учувствуют: вестибулярный аппарат (положение тела), отолитовый аппарат (отображение в трех плоскостях пространства), аппарат глазодвигательных мышц (изменение положение глаз), аппарат бинокулярного зрения (стереоскопический эффект, ощущение удалённости предметов). Восприятие времени. Это отображение последовательности или длительности явлений или событий. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами человека. В качестве наиболее вероятных биологических часов называют сердечный ритм и метаболизм. Подтверждение тому воздействие медицинских препаратов на скорость и реакцию человека, замедляет или ускоряет восприятие времени. Восприятие движения.Восприятие и оценка движения основана на последовательном использовании информации исходящий из нескольких различных источников. В движении устанавливается сам факт движения, его направленность и скорость.
|