КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дизайн-проект и его стадии.Создание объектов дизайна – сложный процесс, в котором лишь одного опыта и знаний дизайнера бывает не всегда достаточно. Сегодня практически любой окружающий нас предмет является продуктом современного производства со сложным оборудованием и высокоточными технологиями, продуктом комплексного труда самых различных специалистов. Дизайн охватывает сегодня практически все сферы человеческой деятельности, в каждой из них свои особенности, свои критерии и законы, без досконального знания которых невозможно создавать полноценные объекты дизайна, тем более выпускать их тысячными тиражами. В проектировании предметов сегодня вместе с дизайнерами участвуют инженеры и конструкторы, технологи и экономисты, врачи и социологи, представители многих других областей науки и техники. Эти специалисты представляют дизайнеру всю необходимую для создания изделия информацию из смежных областей знаний, проводят подготовительную работу, изготавливают и испытывают опытные образцы и многое-многое другое. Кроме того, они представляют, по мнению психологов, разные типы мышления, тем самым дополняя друг друга и делая процесс работы над дизайном изделия многосторонним и полноценным. Сегодня дизайн – это проектирование и детской игрушки, и фрезерного станка, набора пластиковой посуды и коллекции летнего платья. Выбор профессионального состава участников проектного процесса в каждом конкретном случае зависит от назначения объекта проектирования, содержания поставленных задач. Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектирования: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эргономические и другие требования. При этом, объектом дизайнерского проектирования может быть как уже существующее изделие, его модернизация, так и создание принципиально нового изделия. Косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств, получила название “стайлинг” (стилизация). Изделие, положенное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование – проектированием по прототипам. Проектирование совершенно нового изделия обычно связано с принципиально новой постановкой задач или неизвестным ранее техническим принципом. Первое требует кардинально новых технических решений, второе является основой для их появления. Если принципиально новые предметы быта создаются сейчас уже довольно редко, то в машиностроении это является повседневной задачей. Любые изменения технологии изготовления, появление новых операций вызывают необходимость в создании ранее несуществовавших устройств. Мода и стиль в дизайне Творчество дизайнера тесно связано с модой – господствующими в обществе в тот или иной период времени эстетическими предпочтениями в одежде и нарядах, окружающих предметах обихода, обычаях и манерах. Чувство конъюнктуры, изучение рыночного спроса – все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках современной моды, но и чувствовать направления ее перспективного развития, а зачастую и определять их. Слово “мода” происходит от французского “mode ” (а то в свою очередь восходит к латинскому – “modus”) и означает “мера, правило, предписание”. Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры – вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр. Мода характеризует взаимоотношения между человеком и вещью, предметной средой вообще. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды. Историки культуры придерживаются того мнения, что мода родилась в ХII-ХIII веках, когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса. В средние века одежда представляла собой целое состояние. Ее можно было отнести к рангу движимого имущества, личная одежда являлась составной частью имущества и передавалась от поколения к поколению. XIX век с началом индустриализации принес с собой переоценку ценностей. Значительные перемены произошли и в моде. Появилась промышленность пошива одежды, последняя была причислена к категории товаров. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изготовлению, удалось снизить стоимость одежды. Произошла демократизация моды, ей стали интересоваться миллионы людей. При этом одежда остается символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скрытое, а вместе с тем и более утонченные формы. Чем единообразнее кажется внешнее оформление костюма, тем многочисленнее становятся варианты материалов и красок, структуры поверхности материала. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов. Цикличность моды. Основным признаком моды является ее изменчивость. Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; перенасыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро. Мода кардинально изменила понятие качество изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязе-отталкивающие свойства и др.
|