КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные отношения.
В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Социальные отношения не только формируют внешний образ общества и нации, но и в существенной мере отражают их внутреннее строение, тип развития. Люди в своем взаимодействии постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, которые передаются от старших к младшим, зачастую без объяснений, почему это делается так, а не иначе. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, обуславливаются их духовными ценностями. В свою очередь материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и семейные отношения; духовные — на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные. Особым видом общественных отношений являются межличностные, под которыми понимают отношения между отдельными индивидами.- При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин (1889—1968) выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища); б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок); в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели); г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы). Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе. Они являются общественными отношениями даже в том случае, если носят характер сугубо индивидуального общения. Данные отношения выступают персонифицированной формой общественных отношений. Однако в современном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации межчеловеческих отношений. Все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные. Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный). Кроме того, среди форм межличностных отношений выделяют такие, как знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь. 2. Потребности и интересы.
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие «потребность» обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы: а) витальные, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.); б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами; в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт). Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви. Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности: а) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.); б) экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.). Вторичные потребности включают: а) социальные (в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельноети); б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.); в) духовные (в самовыражении). Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие. Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям. От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным иидам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Сам факт широкого обсуждения данного вопроса, как и содержание принятого решения очевидно характеризуют демократический политический режим. В современной политической науке под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Все важнейшие политические решения в демократическом государстве принимаются либо непосредственно народом (как в описанном случае), либо его представителями. При этом все граждане пользуются равными правами. Демократия предполагает: признание принципа равноправия и свободы всех людей независимо от пола, возраста, социального статуса и материального положения, а также их активное' участие в политической жизни страны. Термин «демократия» в буквальном переводе означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском I Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Генуя и др.). Демократический политический режим утвердился в XX в. в большинстве стран Западной Европы. В ст. 1 Конституции РФ наше государство характеризуется как демократическое. Статья 3 (ч. 1) Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
|