Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия Индии и Китая




Восточная философия

 

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древнихКитая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония,Корея, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты[1]: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.

Будда в аскезе

Философия Индии и Китая

Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э. одновременно в трёх очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.

В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.

В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен») (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособляются два главенствующих мировоззренческих направления —конфуцианство и даосизм. Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии.

 

Древневосточные общества (Индия, Китай) – это обществатрадиционнойкультуры.
Традиционнаякультура – это культура, основанная на высокоавторитетном священном тексте (Веды, Пятикнижие, Библия).
Своеобразие философии Древнего Востока: становление и развитие проходило в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.
В философских школах Древнего Востока детально разрабатывались и проблемы этико-психологического и этико-политического характера.

 

Этапы становления, проблематика, специфические черты и основные категории философии Древней Индии.
В обществе варны:
Брахманы— жрецы и кшатрии — воины, к вайшьямотносились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший общественный слой составляли шудры. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.
Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды(«знания»), конец VIII в. до н.э.
Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение.
В настоящее время известны четыре Веды:Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:
-самхиты - религиозные гимны;
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами);
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Древнейшая из Вед – «Ригведа» – гимн богам и отдельным явлениям природы.
Важнейшая идея Вед - человек един с природой, он ее часть. Люди, животные и растения имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником.Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепи непрерывных существований, переселений. Представление о переселении души привело в Индии к требованию ахимсы(непричинение вреда, неубиение) всего живого.
Карма (действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих.Карма – личный нравственный закон.
Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени подчинены закону космической эволюции и порядка –Рита.
Философская традиция в Древней Индии выросла из комментариев Вед. Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).
В Упанишадах доминирует проблема первоначала бытия, его первоосновы, природы мировой души. Возникают две основные категории – БрахманиАтманв их единстве.
Брахман – безличное, абсолютное начало, космическая душа, которая наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана-Атмана, мира и человека.
Мокша -(освобождение от цепи перевоплощений). Такое освобождение провозглашается высшей жизненной целью.
Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9. Они делятся на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и следуют заложенным в них традициям. Это школы:веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.
Неортодоксальныешколы отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки).
Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.
Буддизм- религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Основателем буддизма былСиддхартха Гаутама,который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них.
Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах. 1. есть страдание. 2. есть причина страдания. 3. есть освобождение от страдания. 4. есть путь, ведущий к освобождению от страдания.
Будда указал на восьмеричный путь к освобождению, суть которого в следующем.
1. истинное воззрение («четыре благородных истины»),
2. истинное намерение (отрешение от привязанности к миру),
3. истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром),
4. истинные поступки (ненасилие и ахимса),
5. истинный образ жизни,
6. истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков),
7. истинное медитирование, и,
8. истинное конечное сосредоточение.
Последнее как раз соответствует состоянию просветления.
Нирвана - полное освобождение от всего земного. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни.

Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории.
Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».
К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментариик Книге перемен «И цзин», положилиначало философии в Древнем Китае.
Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:

1. идея единствачеловека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.

2. идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян»и «инь»(света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии:конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.
1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».
2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».
4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.
5. Чжи — «разумность».
«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».
Даосизм
Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.
Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.
К ведущей даосской концепции относится также и концепцияУ вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.
Легизм
Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государст­венного управления была школа фацзя, или легисты-законники.
Легисты высказались за приоритет закона.
Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой си­туации единственной гармонизирующей и регулирующей си­лой могут выступатьзаконы (фа) и указы императора (мин).
Легизм - это фило­софское обоснование сильной государственной власти,опирающей­ся, с одной стороны, на закон и насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию.
Специфика философии Древнего Китая:

1. Философия в Китае игралаисключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

2. Духовные устремления китайских мыслителей направлены кпрактическойжизни, государству и семье, к социальным явлениям.

3. Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.

4. К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористическийстиль философских текстов, метафоричность языка.

5. Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии.

 

 

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты