Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соц.состав




№ этапа ( годы) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие, даты
I этап 1604 – 1605 гг. Правительственный лагерь Борис Годунов Социальный состав:
  • дворяне,
  • посадские люди,
  • крестьяне
Повстанческий лагерь Лжедмитрий I Социальный состав:
  • Дворяне,
  • посадские люди,
  • крестьяне,
  • холопы,
  • казаки
Октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I Январь 1605 г. – битва под Севском Май 1605 г. – восстание в царском войске под Кромами 20 июня 1605 г – Лжедмитрий I вступает в Москв

Причины смутного времени:
1. Династический кризис: пресекновение династии Рюриковичей
2. Центральная власть все больше теряла авторитет в глазах народа. Многие из числа дворян, горожан, крестьян, казачества переходили на сторону оппозиции.
3. Рост недовольства горожан из-за постоянного роста налогов
4. Резкое ухудшение условий жизни вследствие стихийных бедствий и неурожаев 1601-1603гг
5. Хозяйственная разруха (следствие Ливонской войны и опричнины)
6. Ухудшение положения податного населения
7. Отсутствие единства вреди феодальной верхушки
8. Недовольство казачества попытками правительства поставить его под свой контроль

 

Феномен самозванчества
Хорошо известно, что феномен самозванчества принадлежит не только русской истории. Еще в VI в. до н.э. мидийский жрец Гаумата принял имя царя-ахеменида Бардии и правил восемь месяцев, пока не был убит заговорщиками-персами.

С тех пор на протяжении тысячелетий разные люди, обитатели разных стран принимали имена убитых, умерших или пропавших без вести правителей. Судьбы самозванцев были несходными, но большинство из них ждал печальный конец — расплатой за обман чаще всего становились казнь или заточение. В русском самозванчестве много уникального. Сакрализация царской власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже в титулатуре первого российского самозванца Лжедмитрия I проявляются элементы религиозной легенды о царе-избавителе, царе-искупителе, проповедь которой в XVIII в. была широко развита скопцами, почитавшими своего пророка Кондратия Селиванова одновременно и как Петра Третьего, и как Христа.

Не менее примечательны и та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в. С культурологической точки зрения феномен русского самозванчества уже изучался, но исследование его далеко не закончено. Остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления — да и вряд ли когда-нибудь все они будут решены. Одна из наиболее загадочных страниц в истории самозванчества — его истоки.

Определенно можно указать на несколько явлений как социального, так и внутриполитического характера, подготовивших самозванчество. К.В.Чистов и Б.А.Успенский отметили, что социально-психологический фон широкого распространения самозванчества возник благодаря сакрализации царской власти и популярности утопических и эсхатологических представлений в XVII—XVIII вв. Указывалось и на другие причины этого явления, например на «отречение» Ивана Грозного от трона и провозглашение царем Семена Бекбулатовича и на последовавшее через двадцать лет воцарение Бориса Годунова, рожденного быть подданным, а не царем.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты