КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Женский активизмИтак, социальная конструкция гендера в России и соответствующая ему гендерная система предполагают высокую степень социального активизма женщин. При этом следует иметь ввиду, что этот активизм имеет гендерную специфику - он воспроизводит существующие гендерные стереотипы, как это показано в случае участия женщин в благотворительности и, отчасти, в политической деятельности. Также в процессе участия происходит ресоциализация - изменение гендерных стереотипов, как мы это видим в случае феминистского движения. Гендерная идентичность, основанная на эссенциалистской идеологии женского предназначения, может стать важным фактором мотивации участия в некоторых видах общественных движений, таких как, например, благотворительные, женские - материнские и др. Гендерная идентичность, основанная на отказе - явном или скрытом - от традиционной роли, может стать идейным мотивом участия в разнообразных формах феминизма (радикального, эмансипационного, либерального, и др.). Метод Для изучения культуры (в том числе гендерной), особенно той, в рамках которой исследователи существуют сами, необходим специфический культурно чувствительный инструментарий, который обеспечит как бы “взгляд со стороны”. Мы считаем, что одним из таких методов может быть биографическое нарративное интервью. В ходе него рассказчик-респондент представляет нарративы о собственной жизни, где этап за этапом возникают картины практик обыденной жизни. Несомненно, что всякий такой рассказ идеологизирован. Ясно также, что ресоциализация предполагает особенное внимание к идеологической окраске рассказа (это очевидно в нарративах феминисток). Тем не менее, если исключить участвующее наблюдение и анализ материально-вещной среды (символов культуры) анализ текстов таких интервью, особенно нарративов, описывающих конкретные практики, является, пожалуй единственным способом воссоздать уже уходящую культуру. Литература Бергер П. и Т. Лукман. 1995. Социальное конструирование реальности. М. “Медиум”. Айвазова С. 1991. Идейные истоки женского движения в России // “Общественные науки и современность” N4, с. 125-132 Воронина О. 1988. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1988. N2. Воронина О. 1990. Женщина - друг человека? Образ женщины в массмедиа // Человек. N5. Клименкова Т. 1993. Перестройка как гендерная проблема. В сб: M. Liljestrom et al. (Eds.) Gender Restructuring in Russian Studies. Tampere. Pp. 155-162. Кон И.С. 1993. Устные лекции в Центре гендерных проблем. СПб. Посадская А. 1993. Интервью в журнале “Огонек” #38. Римашевская Н. М. (отв. ред.) 1991. Женщины в обществе : реалии, проблемы, прогнозы. М. Наука. Римашевская Н. М. (отв. ред.) 1992. Женщины в меняющемся мире. М. Наука. Чуйкина C. 1996. Участие женщин в диссидентском движении // В этом сбонике Braidotti, R. 1994. Nomadic Subjects. N.Y., Columbia University Press. Clements, B.E. 1989. The Birth of the New Soviet Woman. In: Gleason A., ed. et al. Bolshevik Culture. Bloomington. Indiana Univ.Press. Edmondson, L. 1990. Women and Society in Russia and the Soviet Union. Cambridge University Press, Cambridge. Engel, B.A. 1986. Mothers and Daughters: Women of the Intelligentsia in Nineteenth Century Russia. Cambridge. Cambridge University Press. Gerasimova, K., Troyan, N., Zdravomyslova, E. 1996. Gender Stereotypes in Pre-school Children’s Literature. In: A.Rotkirch and E.Haavio-Mannila (Eds.) Women’s Voices in Russia Today. Dartmouth. Giddens, A. 1994. Sociology. Polity Press. Glikman, R. 1991. The Peasant Woman as Healer. In: Clements et al. (Eds.) Russia’s Women: Accomodation, Resistance, Transformation. Berkeley, University of California Press. Goffman, E. 1976. Gender Display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. #3, pp.69-77. Havelkova, H. 1993. A Few Prefeminist Thoughts. In: Funk, N. & Mueller, M. (Eds.) Gender Politics and Post-Communism. NY, L.: Routledge. Pp.62-74. Hirdman, Y. 1991. The Gender System. In: T. Andreasen, et al. (Eds.) Moving on. New Perspective on the Women's Movement. Aarhus Univ. Press. Pp. 208-220. Hubbs, J. 1988. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. Indiana University press. Kohn, I. 1995. The Sexual Revolution. NY. The Free Press. Lissyutkina, L. 1993. Soviet Women at the Crossroads of Perestroika. In: Funk N., ed. Gender Politics and Post- Communism. NY, L.: Routledge. Lorber, S., Farrell, S . (Eds.). 1991. The Social Construction of Gender. Sage Publications. Mannheim, K. 1952. The Sociological Problem of Generations In: Essays on the Sociology of Knowledge. London. Posadskaya, A. and E. Waters. 1995. Democracy Without Women IS No Democracy: Women’s Struggle in Postcommunist Rusia. In: A. Base (Ed.) The Challange of Local Feminisms. Wesview Press. Pp. 374-405. Rotkirch, A., Temkina, A. 1996. The Fractured Working Mother and Other New Gender Contracts in Contemporary Russia // Actia Sociologia. В печати. Renzetti C. & Curran D. 1992. Women, Men, and Society. Boston: Allyn & Bacon. Spense, J. 1984. Gender Identity and Its Implications for the Concepts of Masculinity and Femininity. - Nebraska Simposium on Motivation, Vol.32. University of Nebraska. Lincoln and London. Shlapentokh V. 1989. Public and Private Life of the Soviet People: Changing Values in Post-Stalin Russia. NY: Oxford Univ.Press. Stites, R. 1978. The Women’s Liberation Movement in Russia. Princeton University Press. Turner, R. and L.Killian. 1957. Collective Behavior. Englewood Cliffs. Aнна Темкина
|