КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: •цзин; • ци; • шэнь. Цзин— энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци— материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; • духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души. Шэнь— неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии: •ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Восприятие китайской философией человекаимеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия: • не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений); • начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия; • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков; • выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце; • воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества; • призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность. Главными условиями долголетия в Китае считаются: • поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци; • работа над своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя; • работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун"; • соблюдение общественных порядков; • употребление лекарств и целебных трав, правильное питание; • проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая. 2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: • великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; • зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу; • выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; • образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); • 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; • смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.; • возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов. Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.
|