Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава VIII




1. Царь, пожелав решить законодательные дела, пусть посетит свой дворец правосудия, достойно и чинно, вместе с волхвами и опытными советниками.

2. Здесь, сидя или стоя, * подняв правую руку *, без бахвальства в жестах и украшениях, пусть разбирает дела тяждущихся.

3. Ежедневно, поочередно, согласно с принципами, извлеченными из местных обычаев и положений Святого закона.

4. Первыми из всех являются неуплаты долгов, 2) вклады и залоги, 3) торговля без права на нее (барышничество), 4) затруднения у товарищей и 5) возврат даров ("отдаривание").

5. 6) Неуплата заработанного, 7) невыполненные обязательства, 8) расторжение сделок купли и продаж, 9) споры между владельцами и их слугами,

6. 10) Споры, касающиеся границ, 11) нападения, разбой, 12) клевета, 13) воровство, 14) грабеж и насилие, 15) прелюбодеяния,

7. 16) Обязанности мужа и жены, 17) раздел (наследства), 18) азартные игры и заклады: это является в мире восемнадцатью положениями, затрагивающими законодательство.

8. Опираясь на вечный закон, пусть решает дела тех людей, которые наиболее удовлетворяют только что перечисленным статьям *.

9. Но если сам царь не совершает рассмотрение дел, тогда пусть назначит ученого волхва расследовать их.

10. Пусть приступит тот, кто наиболее вежлив, в сопровождении трех заседателей, и полностью рассмотрит представленные дела, либо сидя, либо стоя.

11. Где сидят трое волхвов, сведущих в Ведах, и ученый, назначенный царем, то такой дворец называют Велителем (Бранителем, Славой (Брахманом)),

12. Но где справедливость, пронзенная неправдой, взывает о помощи, а судьи не торопятся извлечь стрелу, там горе.

13. Либо не нужно входить во дворец, либо следует говорить правду; муж, который или отмалчивается, или лжет, становится грешником.

14. Где справедливость уничтожена неправотой, или ложью, в ходе судейского разбирательства, там они также должны быть уничтожены.

15. "Справедливость, будучи нарушена, уничтожает; справедливость, будучи соблюдена, охраняет: поэтому справедливость не следует нарушать, иначе искалеченная правда уничтожит нас".

16. Так как божественная справедливость — бык (врша); того, кто нарушает ее (Куруте/ лам), Боги рассматривают как слугу (вршала)*; поэтому пусть остерегается нарушения правды.

17. Единственный друг, который сопровождает людей даже после смерти, это справедливость; так как все остальное теряется вместе с телом *.

18. Одна четверть неправды падает на того, кто содеял, одна четверть на свидетеля, одна четверть на всех судей, одна четверть на царя.

19. Но там, где заслуживающий приговора приговорен, царь свободен от вины, и судьи убереглись; вина падает на совершившего.

20. Волхв, принадлежащий своему сословию только по названию (джьати), или тот, кто обычно называет себя волхвом, может, по велению царя, разъяснить ему закон, но слуга — никогда *.

21. Царство такого царя, у которого на виду простолюдин устанавливает закон, канет, как корова в болото.

22. То царство, где служивые необычайно многочисленны, которое заражено неверующими и нуждается в дваждырожденных, скоро совсем погибнет, настигнутое голодом и мором.

23. Воссев на троне справедливости, облачившись и восславив Богов — хранителей мира *, пусть сосредоточенно начинает следствие по делам.

24. Разбираясь в том, что годится или не годится, что является чистой правдой, а что неправдой, пусть исследует дела просителей по порядку сословий.

25. По внешним приметам пусть раскрывает внутреннюю предрасположенность людей, по их голосу, по цвету, движениям, виду, глазам и жестам.

26. Сокровенная мысль заметна по виду, движениям, походке, жестам, разговору, изменениям во взоре и лице.

27. Царь обязан защищать родовое наследство несовершеннолетнего, пока тот еще не вернулся, или пока тот еще юн *.

28. Подобным образом должна быть проявлена забота о беременных женщинах, или о тех, у кого нет сынов, о тех, чей род угас, о женах* и вдовах, верных своим господам и женщинах, постигнутых несчастьем.

29. Праведный царь должен наказывать как воров тех родичей, которые присваивают собственность таких женщин при их жизни.

30. Собственность, владелец которой исчез, царь должен приказать охранять, как клад, в течение трех лет; в продолжение этих трех лет владелец может востребовать ее; потом уж царь может взять ее.

31. Того, кто говорит: "Это принадлежит мне", — следует подвергнуть проверке, согласно правилу; если он точно описывает вид и число, и прочее, то может быть владельцем.

32. Но если он, на самом деле, не знает времени и места пропажи, ее цвета, вида и размера, он заслуживает равной по величине пени.

33. Теперь, царь, помнящий обязанности добрых людей, может взять одну шестую часть собственности, утерянной, а затем найденной, или одну десятую, или, по крайней мере, одну двенадцатую *.

34. Собственность утерянная, а затем найденная, должна оставаться под охраной дьяков; тех, кого царь поймает на воровстве последней, следует приказать умертвить под ногами слона *.

35. От того человека, который в праве сказать в отношении найденной ценности: "Это принадлежит мне ", - царь может взять одну шестую, или одну двенадцатую *.

36. Но тот, кто лживо заявит, должен быть наказан на одну восьмую своей собственности, или, если оценка была совершена, на какую-нибудь меньшую часть *.

37. Если ученый волхв нашел сокровище, оставленное в древности, он может взять его даже целиком; так как он хозяин всего.

38. Если царь найдет сокровище, давно захороненное в земле, пусть половину отдаст волхвам *, а половину поместит в свою сокровищницу.

39. Царь получает половину древних кладов и металлов в земле, как защитник, поэтому он является господином земли.

40. Собственность, украденная ворами, должна быть возвращена царем любому сословию; царю, который пользуется ею для себя, вменяется вина воровства.

41. Кто знает Священный закон, обязан вникнуть в законы племен (джьати), округов, союзов* и родов, и установить отдельно закон каждого.

42. Так как люди, которые следуют своим особым занятиям и несут отдельные обязанности, становятся ценными, даже если живут в отдалении.

43. Ни царь, ни кто-либо из его слуг не должны сами приказывать начинать тяжбу, или замалчивать дело, представленное другим.

44. Как охотник выслеживает лежку оленя по каплям крови, точно так же пусть царь раскроет, на чьей стороне правда — обосновав.

45. Если занялся судебным процессом, то следует обратить внимание на правду, на предмет, на самого *, затем на свидетеля, на место, на время и на способ совершения.

46. То может применяться добропорядочными дваждырожденными мужами, преданными закону, что он установит как закон, если он не противоречит таковым в стране, родах, сословиях.

47. Если заимодавец подает на востребование денег от должника, пусть заставит должника заплатить сумму, которую заимодавец докажет.

48. Какими средствами заимодавец способен добиться владения своею собственностью, такими средствами он может заставить должника заплатить.

49. Воздействием на нравственность *, преследованием по закону, искусным приемом или силой* обряда — заимодавец может покрыть собственность постепенно⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪ть этот долг заимодавцу и еще небольшую пеню сообразно обстоятельствам *.

52. Если должник запирается, будучи вызван во дворец для уплаты, жалобщику следует позвать очевидца, или привести другое свидетельство.

53. Того, кто вызывает в свидетели не присутствовавшего при сделке, лишь повторяющего заявления того, или не замечающего, что его утверждения странные или противоречивые;

54. Или того, кто обещает, что намеревается доказать несоответствия потом; или кто, будучи опрошен по обстоятельствам, утверждаемым им самим, не подкрепляет их;

55. Или того, кто переговаривается со свидетелем в месте, не предназначенном для таких бесед; или кто уклоняется от ответа на вопрос, правильно поставленный, или убегает;

56. Или кто, будучи призван, не отвечает, или не доказывает того, что заявляет; или кто не знает, что сначала, а что потом, лживого в своей жалобе;

57. Также того, кто говорит: "У меня есть свидетельства," – и , понуждаемый представить их, таковых не предъявляет, судья может на этом основании объявить их неправомочными в преследовании.

58. Если жалобщик не говорит *, то может быть наказан телесно, или пеней, согласно закону; если ответчик не защитится в течение трех полумесячий, он проиграл дело *.

59. Вдвойне от той суммы, которую ложно отрицают или на которой ложно настаивают, должны эти двое, выступающие против справедливости, быть наказаны царем.

60. Кто, будучи доставлен заимодавцем и допрошен, отрицает, должен быть обвинен , по крайней мере, тремя свидетелями в присутствии царского волхва.

61. Я полностью объясню, какой вид людей может браться в свидетели при преследовании заимодавцем, и каким образом они должны излагать правду.

62. Домохозяева, мужи с мужским потомством и урожденные князья, баре, или служивые в праве, когда призываются жалобщиком, давать показания; и никто другой, кто бы он ни был — за исключением срочных дел.

63. Праведные мужи всех сословий могут быть призваны в свидетели при преследовании по закону, которые знают свои обязанности, полностью недоступны алчности; но пусть отвергнет тех, у кого все наоборот.

64. Не должны приглашаться те, которые имеют в преследовании свой интерес, ни домашние, товарищи и враги, ни осужденные в прошлом *, ни мучимые болезнями, ни запятнанные *.

65. Царь не может быть свидетелем, ни механики* и актеры, ни Послушник (Щротрия), ни ученики Вед, ни порвавший все привязанности,

66. Ни тот, кто полностью зависим *, ни пользующийся дурной славой, ни батрак (дащью)*, ни тот, кто следует запретным занятиям, ни старик, ни ребенок, ни бобыль, ни низкорожденный муж, ни тот, кто ущербен в органах чувств.

67. Ни тот, кто крайне удручен, ни одурманенный, ни сумасшедший, ни мучающийся голодом или жаждой, ни угнетенный усталостью, ни мучимый желанием, ни злобный муж, ни вор.

68. Женщины должны давать свидетельства для женщин, и для дваждырожденных мужей такие же дваждырожденные мужи, добродетельные служивые для служивых, и мужи низкого рода для низших.

69. Но кто-либо, кем бы он ни был, у кого есть особые сведения: о внутренних покоях, или о чем в лесу, или при смерти, может дать свидетельство между сторонами *.

70. При отсутствии — может быть дано женщиной, ребенком , стариком, учеником, родичем, рабом или батраком.

71. Но следует рассматривать свидетельство детей, престарелых и больных, которые скажут неправду, как неправедных, точно так же, как и душевнобольных*.

72. Во всех случаях насилия и прелюбодеяния, клеветы и нападения не следует проверять свидетелей *.

73. При споре свидетелей царю нужно поддерживать большинство; если равны в числе — то тех, которые отличаются добрыми качествами; при разногласии достойных — лучшего среди дваждырожденных.

74. Свидетельство, согласное с тем, что действительно было увидено или услышано, приемлемо; свидетель, говорящий правду, при этом не теряет ни духовной заслуги, ни богатства *.

75. Свидетель, представляющий в собрании почтенных мужей что-либо еще, кроме того, что он увидел или услышал, падает после смерти в пучину вниз головой и теряет небеса.

76. Если муж, не назначенный в свидетели, видит или слышит что-нибудь и опрашивается относительно этого, он обязан объявить все, как он видел или слышал.

77. Один муж, свободный от алчности, может быть свидетелем; но не множество даже чистых женщин, потому что понимание женщин способно колебаться; ни также множество других мужей, запятнанных грехом.

78. Что свидетели объявят вполне естественно*, следует принять при испытаниях; отходящее от этого, то, что они совершают неправдой, является недостойным для суда.

79. Свидетелей, собранных во дворце, пусть судья, в присутствии жалобщика и ответчика, допросит, доброжелательно обращаясь к ним следующим образом:

80. "Что вы знаете из происшедшего в этом деле между двумя мужами перед нами, расскажите все, что соответствует правде; так как вы являетесь свидетелем этому".

81. Свидетель, говорящий правду в своем показании, получает самые превосходные степени, а здесь — непревзойденную славу; такое свидетельство уважается Велесом (Бранителем (Брахмо)).

82. Тот, кто дает лжесвидетельство, крепко связывается узами Верной (Варуной); беспомощен в течение сотни перерождений; давайте правдивые показания!

83. Правдивостью свидетель очищается, через правдивость растет его заслуга; поэтому следует говорить правду свидетелям всех сословий.

84. Сама Душа является свидетелем Души, и Душа является прибежищем Души; не унижай свою собственную Душу, высшего свидетеля мужей.

85. Да, злобные говорят в своих сердцах: "Никто нас не видит", -- но Боги ясно видят и их, и сердце в их груди ("образ Бога").

86. Небо, Земля , Воды, сердце, Луна, Солнце, Огонь, Ёма (Яма) и Воздух, ночь, двое сумерек и Справедливость — знают (наблюдают) поведение всех воплощенных существ.

87. Судья, очистившись, пусть утром попросит дваждырожденных, очистившихся, обратившихся к северу или востоку, дать правдивые показания в присутствии Богов и волхвов.

88. Пусть спрашивает волхва: "Говорите!", князя: "Говорите правду!", барина, закляв скотом, зерном и золотом; служивого — известив о каждом преступлении, которое ведет к потере сословия:

89. "Какие только места указаны убийце волхва, убийце женщин и детей, тому, кто предает друга, и неблагодарному мужу, все это будет твоим, если ты скажешь ложь. . .

90. Награда за все благие дела, которые ты, добрый человек, совершил с самого рождения, должна будет стать добычей псов, если в своей речи ты отклонишься от правды.

91. Если ты думаешь, о, друг честности, в отношении самого себя: "Я — один", — тот мудрец, что свидетельствует о всех добрых поступках и всех преступлениях, всегда находится в твоем сердце.

92. Если ты не в противоречии с этим божественным Ёмой (Ямой), сыном Высветы (Вивасват), обитающим в сердце, ты не нуждаешься в паломничестве ни к Ганге, ни к Куру*

93. Голый и обритый, мучимый голодом и жаждой, слепой, должен муж, давший ложное свидетельство, идти с черепком просить пищу к двери своего врага.

94. Прямо головой в кромешную тьму должен будет грешный муж ввергнуться в ад; кто, спрошенный при судебном опросе, ответит ложно хотя бы на один вопрос.

95. Тот муж, который во дворце дает неправдивое описание происходившего, очевидцем чего он не был, напоминает слепого, глотающего рыбу с костями.

96. Боги согласны в том, что нет лучшего мужа в этом мире, чем тот, чья сознательная Душа не сомневается, когда дает показания.

97. Узнай теперь, о, друг, из перечня, в должном порядке, сколько родичей убивает тот, кто дает лжесвидетельство, и в каких отдельных случаях.

98. Он убивает пятерых лжесвидетельством, касающимся скота; он убивает десятерых лжесвидетельством, касающимся крупного скота, он убивает сотню лжесвидетельством относительно лошадей, и тысячу лжесвидетельством относительно людей *.

99. Произнесением лжи касательно золота он убивает рожденного и нерожденного; лжесвидетельством относительно земли он убивает все *; поэтому остерегайся лжесвидетельства относительно земли.

100. Считают: касающееся воды *, плотского наслаждения с женщиной и всех драгоценных камней, извлеченных из воды* или добытых в горах, равноценно лжи относительно земли.

101. Исправь все зло клятвопреступления, объяви открыто все, как слышал или видел. "

102. К волхвам, которые держат скот, торгуют, мастерят, актерам, низшим слугам или рабочим следует относиться как к служивым *.

103. Иногда муж, даже зная другое, утаивает это по благочестивой причине — он не теряет небеса; такое называют речью Богов.

104. Если объявление правды влечет за собой смерть служивого, барина, князя или волхва, ложь позволительна; так как она предпочтительней правды.

105. Им следует поднести приношение из хлеба (вареного риса (кару)) Сарасвати *, которое посвящено Богине речи; исполнить это — лучшее наказание во искупление вины от такой лжи.

106. Или такой может принести, согласно правилу, сливочное масло в огонь, повторяя Кушманда — писания, или Реч — стихи, посвященные Верне (Варуне)*:"Развяжи , о, Верна, высочайшие узы. . . "⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪

⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪ей после того, как он дал показания, случится болезнь, пожар или смерть родича, обязан будет уплатить долг и пеню*.

109. Если двое спорят о делах, для которых свидетели не годятся, и нет, в действительности, возможности определить правду, он может приказать открыть ее даже под клятвой.

110. Как великими Решителями, так и Богами клятвы давались для дела*; и Весиша (Васиштха) даже произносил клятву перед царем (Судас), сыном Пиджьавана*.

111. Пусть мудрый не произносит клятвы ложно, даже в пустяковом деле; так как тот, кто клянется ложной клятвой, гибнет здесь и после смерти.

112. Не является преступлением, влекущим утерю сословия, клятва женщине, предмету его желания, на свадьбах, ради корма корове, или топлива, или почета волхву.

113. Пусть призовет волхва поклясться своей честью, князя своей колесницей или верховым животным, или оружием, барина своим скотом, зерном и золотом *, и служивого страхом всех преступлений (Патака).

114. Или он может приказать пронести огонь, или погрузить под воду, или несколько раз коснуться голов своих жен и детей.

115. Тот, кого сверкающий огонь не обожжет, кого вода не вытолкнет сразу, с кем не случится вскоре несчастья, должен считаться невиновным в своей клятве.

116. Так как прежде, когда Ватса был обвинен своим младшим братом, огонь, соглядатай мира, не обжег даже волосы по причине его честности.

117. Если когда - либо в каком - нибудь деле было дано лжесвидетельство, пусть переменит приговор, и что было дано ложно — как не дано.

118. Свидетельство из-за жадности, растерянности, под угрозой, по дружбе, любовной страсти, злобе, презрению и юности считается несостоятельным.

119. Я представлю подряд особые наказания для тех, кто дает лжесвидетельство по одной из этих причин:

120. Из-за жадности : должен быть наказан на тысячу (панас), по растерянности — наименьшей пеней *, из-за страха — две средних пени должен будет заплатить, по дружбе — в четыре раза больше наименьшей.

121. По страсти — в десять раз большую наименьшей пени, но по злобе — три средних. Из - за презрения — две полных сотни, но по юности – одну сотню (панас).

122. Считают, что Решитель предписал эти пени для клятвопреступления с тем, чтобы предотвратить нарушение справедливости и чтобы сдержать неправду.

123. Но если царь обязан наказывать и изгонять три сословия *, давших лжесвидетельство, то волхва следует только изгнать.

124. Предок, сын Самосущего, назвал десять частей, на которых может правиться наказание в случае трех сословий; но волхв должен отбыть невредимым.

125. Уд, живот, язык, две руки и пятое — две ноги, глаза, нос, два уха, также все тело.

126. Пусть, полностью выяснив причину и обстоятельства, рассмотрев силу преступника и преступления, прикажет произвести наказание того, кто его заслужил.

127. Несправедливое наказание разрушает уважение среди людей и славу, и вызывает в следующем мире даже потерю небес; пусть поэтому остерегается его.

128. Царь, который наказывает тех, кто не заслужил этого, и не наказывает тех, кто этого заслуживает, навлекает на себя позор и погружается в ад.

129. Пусть наказывает сначала упреком, потом выговором, потом пеней, потом телесным наказанием.

130. Но если он не сможет кого сдержать даже телесным наказанием, тогда пусть применяет к нему даже все четыре.

131. Те служебные названия меди, серебра и золота, которые используются обычно на земле с целью деловых взаимоотношений среди людей, я полностью разъясню:

132. Очень маленькую крошку, которую видно, когда солнце светит через решетку, считают наименьшим из количеств — тращарену (плавающую частицу пыли).

133. Знай, восемь частиц равновелики рикша(яйцо вши), три этих — одному зернышку черной горчицы (раджьасаршапа), и три последних — белому горчичному семени.

134. Шесть зерен белой горчицы равны одному средних размеров пшеничному зерну, три пшеничных зерна — одной кришнала* (рактичар или джьиньга — ягода), пять кришналас — это одна маша (боб), и шестнадцать этих — одна суварна.

135. Четыре суварнас — это одна пала, и десять палас — одна дхарана; две кришналы (серебра), взвешенные вместе, должны считаться одним машака серебра.

136. Шестнадцать таких составляют серебряную дхарана, или пурана; но знай, карша меди — это каршапана или пана (карша =16 маша=80кришналас).

137. Знай, десять дхаранас серебра составляют одну щатамана; четыре суварнас должны считаться по весу нишка.

138. Две сотни с половиной пана объявлены первой (или наименьшей) пеней, пять сотен (считается обычным, или средним), но одна тысяча — как высший.

139. Долг, признанный действительным, следует заплатить с пятью сотыми, если он отказывался — в два раза больше; это наставление Предка.

140. Заимодавец может уговариваться ради увеличения своего дохода о росте *, разрешенного Весишей (Васиштха)*, и брать ежемесячно восемь сотых *.

141. Или, помня обязанность добрых людей, он может брать две сотых, так как кто берет две сотых*, не становится грешником из - за дохода.

142. Только две сотых, три, четыре и пять он может брать как месячную прибыль, согласно порядку сословий *.

143. Но если залог добровольный , он не может получать рост по займу; и не может он, после держания залога очень долгое время, отдать или передать его.

144. Залог не может быть использован произвольно, так как использующий его обязан отдать свой доход, или пусть возместит первоначальную цену; кроме того, он совершает кражу залога.

145. Ни залог, ни вклад не могут быть утеряны по истечению времени; они обязаны быть оба покрыты, хотя и долго хранились.

146. Вещи, используемые по дружескому согласию, корова, верблюд, верховая лошадь и отданные на заклание никогда не теряются.

147. Кто из владельцев видит, как им* (скотом) пользуются другие в течение десяти лет, и ничего не говорит, хотя присутствует, такой (скот) не должен возмещаться.

148. Если не слабоумен, ни несовершеннолетний, и если владеют у него на виду *, это потеряно для него по закону; новый владелец может удержать эту собственность.

149. Залог, межа, собственность детей, вклад *, женщины *, собственность царя и богатство знатока Вед не теряются из-за владения другим.

150. Глупец, который использует залог без позволения владельца, обязан возвратить половину своего дохода, как возмещение за пользование.

151. В денежных взаимоотношениях доход, заплаченный сразу, никогда не должен превышать двойного (главного); в зерне, фруктах, шерсти или волосе, вьючных животных он должен быть не боле, чем впятеро превышающим.

152. Доход по договоренности, выходящий за рамки закона, являясь преступным, не может быть покрыт; это называют потребительским путем; не следует назначать (сверх) пяти сотых.

153. Пусть не взимает доход больше года *, ни — так как это осуждается — составного дохода, ни периодического дохода *, договорного* и натурального* доходов.

154. Тот, кто, не имея возможности заплатить долг, хочет совершить новую сделку, может возобновить соглашение после уплаты роста, который он должен.

155. Если он не может уплатить деньги, он может внести это в возобновленное ( соглашение); он должен уплатить* такой рост, какой он может задолжать.

156. Тот, кто совершил сделку по перевозке имущества на колесном извозе за деньги и уговорился об определенном месте и времени, не может забрать это вознаграждение, если не придерживался места и времени.

157. Какие размеры установили люди, имеющие опыт в перевозках морем, и способны подсчитать, в зависимости от времени, места и предмета, такие и должны в таких случаях представляться к платежам.

158. Муж, который стал ответственным за явку* и не осуществил ее, обязан оплатить из собственного имущества долг.

159. Но деньги, должные по поручительству, или напрасно обещанные *, или потерянные в игре, или должные за хмельное, или что осталось неоплаченным от пени и налога, или обязательства — не следует принуждать сына к их выплате.

160. Это, только что упомянутое правило, следует применять в случае поручительства за явку; если поручитель платежа вдруг умрет, можно призвать даже наследников к покрытию долга.

161. По какому расчету тогда это происходит, чтобы после смерти поручителя, другого, нежели платежного, чьи дела полностью известны, заимодавец потом смог испросить долг *.

162. Если поручитель получил деньги, и имеет достаточно денег, тогда тот, кто получил это, должен заплатить из своей собственности, таков постоянный закон.

163. Сделка, совершенная одурманенным лицом, или в болезни, или в горестном расстройстве, или полностью зависимым, юным, или очень старым, или неуполномоченным — недействительна.

164. То соглашение, которое было заключено противно закону или постоянным обычаям, не может иметь законной силы, хотя и могло бы быть подтверждено.

165. Поддельный залог или продажа, поддельный подарок или подношение, в чем бы он ни обнаружил подделку, следует объявить недействительными, несостоявшимися.

166. Если должник умер и занятое было растрачено на семью, оно должно быть выплачено из их собственного состояния, даже если они были разделены.

167. Одинаково, если кто-либо полностью зависимый* совершит сделку во благо семьи, хозяин — в своей ли он стране или вне ее — не должен отказываться.

168. Что дано силой, что используется насильно, также, что было написано под давлением силы, и все другие взаимоотношения, совершаемые насильно, Пра - Муж объявил недействительными.

169. Трое страдают ради других: свидетели, поручитель, судьи; но четверо обогащаются: волхв, заимодавец, торговец и царь.

170. Царь, даже если нищ, пусть не берет чего - либо, чего не следует брать; не нужно ему и, как бы богат ни был, уклоняться от принятия того, что обязан принять, будь это даже малость.

171. По причине того, что он берет то, чего не следует брать, или отказа от того, что нужно принять, царь будет обвинен в слабости и погибнет здесь и после смерти.

172. Взиманием причитающегося, предупреждением смешения сословий и защитой слабых мощь царя растет, и он процветает здесь и после смерти.

173. Пусть поэтому наследник, как Ёма (Яма), не выделяет своих собственных любимцев и опальных, ведет себя точно как Ёма (Яма), удерживаясь от гнева и владея собой.

174. Но того злокозненного царя, который в своем безумии решит причинять вред, его собственные враги быстро подчинят.

175. Если, укротив любовь и ненависть, он решает дела согласно закона, его подданные повернутся к нему, как реки к океану.

176. Если пожалуется кто царю, что его должник возвращает безответственно *, то того царь должен приговорить уплатить долг и одну четверть.

177. Даже трудом может отработать должник своему заимодавцу, будь он того же сословия, или низшего; но высшего сословия может оплачивать постепенно.

178. Согласно этим правилам, пусть царь решает справедливо между людьми, которые спорят друг с другом о делах, которые доказаны свидетелями и показаниями *.

179. Понимающий муж пусть совершает вклад у того, кто родовит, доброго поведения, в согласии с законом, правдив, окружен множеством родичей, богат и уважаем.

180. Каким образом кто-либо вручит что-нибудь в руки другого, таким же образом должна быть получена вещь обратно; какова передача — таков возврат.

181. Тот, кто не сохранит вклада до востребования его вкладчиком, может быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.

182. По отсутствию свидетелей пусть совершат вклад золота у такого; под каким-либо предлогом или через шпионов подходящего возраста и внешности.

183. Если возвратит таким же образом и в виде, который был условлен, то он ни в чем не замешан, за что другие обвиняют его.

184. Но если он возвратит не то золото, какое он должен, то тогда его следует приговорить к принудительному возврату обоих; это постоянный закон.

185. Открытый или закрытый вклад никогда не следует возвращать ближайшему родичу *, пока вкладчик жив; так как если умрет — то теряется *, пока жив — не утерян.

186. Но кто по собственному желанию возвращает ближайшему родичу скончавшегося вкладчика, не может преследоваться царем и родичами этого вкладчика.

187. И следует пытаться заполучить этот предмет дружелюбным путем, не обманом, не выспрашивая о привычках держателя – нужно вести дело вежливо.

188. Таково правило для возвращения открытых вкладов; в случае закрытия, не следует пускаться в пересуды, пока ничего не взял.

189. Вклад, который был украден ворами или смыт водой, или сгорел в огне, не подлежит восстановлению, пока он (держатель) не получит своей доли от него.

190. Того, кто завладеет вкладом, и мошенника испытывать всеми средствами и клятвами, предписанными в Ведах.

191. Тот, кто не возвращает вклада и тот, кто требует того, чтобы вклад прекратить, должны быть оба наказаны как воры, или приговорены к уплате пени, такой же.

192. Пусть царь назначит тому, кто не возвращает открытый вклад, и равным образом тому, кто тайно скрывает вклад, заплатить равную (вкладу) пеню.

193. Того мужа, который под лживым предлогом завладеет собственностью другого, следует публично наказать различными телесными казнями, вместе с его сообщниками.

194. Если вклад определенного состава или количества сделан в присутствии нескольких *, да будет известно, что делающий лживое заявление об этом подвергается пене.

195. Но если кто-нибудь отдал или получил частным порядком, то таким же образом он должен быть и возвращен; как кладется, так и берется *.

196. Так пусть царь решает касающееся вкладов и дружеских займов без строгостей к вкладодержателю.

197. Если кто продает собственность другого мужа, не будучи ее владельцем и без согласия владельца, следует смотреть на него как на вора, хотя он может и не считать себя таковым, а лишь посредником.

198. Если является родичем, то следует наказать на шесть сотен панас; если не родич и не имеет какого - либо оправдания, то должен быть обвинен в воровстве.

199. Дар, или торг, совершенный кем-либо еще, кроме владельца, можно рассматривать как недействительный и несовершенный, согласно правилу судебных следствий.

200. Где владение воочию, но не предъявлено права на владение, там право доказывается, а не предъявляется; таково установленное правило *.

201. Тот, кто приобретает имущество на рынке перед толпой, владеет этим имуществом с полным законным правом владения покупкой.

202. Если продавец не найден, то должен быть отпущен царем без наказания ввиду публичности торга; кто потерял имущество должен получить его.

203. Одни вещи, смешанные с другими, не должны продаваться, ни худшее, ни меньшее (чем объявлено), ни чего - либо не с рук, или спрятанное *.

204. Если после того, как была представлена одна девушка, жениху дается другая, он может жениться на них обеих за ту же цену; так постановил Пра - Муж*.

205. Тот, кто выдает, сначала объявив открыто ее изъяны, будь она нездорова, или поражена проказой, или утеряла девство — не подлежит наказанию.

206. Если служащий жрец, выбранный для исполнения жертвоприношения, оставил свое дело, только соответствующая его работе часть платы может выдаваться в восполнение теми, кто работает с ним.

207. Но тот, кто оставил дело после того, как жертвенные дары были розданы, может получить полную долю и требовать положенного остального.

208. Но если дары предназначены для разных частей обряда, может ли тот получить их, или ему следует уделить лишь часть?

209. Отговарья (Адхварья)* - жрец может забрать повозку, и волхв для разжигания огней* (Огнеданник) (Агньядхана) — лошадь, Хотарь (Хотри)* - жрец также может взять лошадь, и Угатарь (Удгатри)* — тележку, когда (вино Сна, Сома) куплен.

210. Четыре главных жреца среди всех* (шестнадцати), которые назначены на одну половину, должны получить половину, следующие — половину этого, тем, кто назначен на третью часть, — одну треть, и тем, кто на четвертую часть — четверть*.

211. Так принято у тех, кто совершает дело совместно.

212. Если ради благочестия* даны деньги одним мужем другому, который их просит, дар признается недействительным *, если впоследствии они используются недостойным образом.

213. Но если из-за гордости или жадности тот упрямится, то должен быть приговорен царем уплатить одну суварну, как искупление за свое воровство.

214. Так как законодательная сущность дара была объяснена полностью, то следующим я представлю неуплаты заработка.

215. Наемник, не являясь больным, из гордыни отказывающийся выполнять свою работу согласно договора, должен быть наказан на восемь кришналас и заработанное им не выплачивается.

216. Но при болезни, выполнив по возвращении, согласно первоначального договора, он может получить свой заработок даже после длительного срока.

217. Но если он, больной или здоровый, не потрудится выполнить свою работу соответственно договору, заработок не причитается ему, даже если осталось лишь чуть-чуть.

218. Итак, закон о невыплате заработка был полностью изложен; следующим я объясню закон, касающийся мужа, прерывающего соглашение.

219. Если муж, входящий в товарищество, расположенное в селении или округе, после принятия соглашения прервет его по жадности, следует изгнать его из царства,

220. И, взяв под стражу такого нарушителя соглашения, нужно назначить ему заплатить шесть нишкас, четыре суварнас и одну сатамана*.

221. Праведный царь пусть применяет этот закон пеней в селениях и сословиях к тем, кто нарушает соглашения.

222. Если кто-либо, тут же, после покупки или продажи чего-нибудь, раскается, он может возвратить или заполучить это имущество в течение десяти дней.

223. Но после десяти дней он не может ни отдавать, ни требовать возвращения; как того, кто берет это, так и того, кто отдает, царю следует наказать на шесть сотен (панас).

224. И сам царь пусть наложит пеню девяноста шесть панас на того, кто выдает девушку с изъяном, не предупреждая.

225. Но тот, кто из злобы говорит о девушке :"Она не девушка", — пусть будет наказан на сотню (панас) , если он не сможет доказать ее изъяна.

226. Брачные обрядовые писания применяются только к ДЕВУШКАМ, и нигде среди людей —к девушкам, утерявшим свою ЧЕСТЬ, так как такие должны быть исключены из священных обрядов.

227. Брачные писания являются определенным доказательством женитьбы; но ученому следует знать, что обряд совершается семью шагами (невесты вокруг священного огня)*.

228. Если кто-нибудь тут же раскаивается в каком-либо совершенном деянии, следует удержать его на правильном пути, в согласии с правилами, данными выше.

229. Теперь полностью объясню, согласно справедливым законам, споры из-за нарушений среди скотоводов и пастухов.

230. В течение дня ответственность за сохранность — на пастухе, в течение ночи — на владельце -в своем дому; если нет *, то на пастухе.

231. Нанятый пастух, оплачиваемый молоком, может выдоить с согласия владельца лучшую из десяти; таков должен быть его заработок, если нет платы.

232. Сам пастух обязан возместить заблудившуюся, заеденную насекомыми , убитую собаками или провалившуюся, если он не действовал должным образом.

233. Но за украденное ворами, несмотря на поднятие тревоги, пастух не должен платить, если только укажет своему хозяину точные обстоятельства.

234. Если скот падет, пусть принесет хозяину уши от них, шкуру, хвосты, потроха, сухожилия и желтый твердый желчный пузырь, и пусть укажет на особые приметы.

235. Но если козы или овцы окружены волками, а пастух не спешит, ему придется ответить за ту, на какую волк нападет и убьет.

236. Но если они беспорядочно пасутся стадом в лесу *, а волк, вдруг прыгнув на одну из них, убьет ее, в этом случае пастух не должен нести ответственности.

237. Вокруг селения пространство в одну сотню дханус* (длина лука, =4 хастас, или 6 футов), или три самья ("бросок") (самья – чурбан для жертвоприношений) следует оставлять под пастбище и три таких вокруг города.

238. Если скот совершает потраву незащищенного урожая на этом месте, в этом случае царю не следует наказывать пастуха.

239. Следует делать изгородь, поверх которой не заглянет верблюд, и заделывать каждую щель, через которую собака или свинья может просунуть голову.

240. Но на огороженном поле, вдоль дороги или около селения, пастуха нужно наказать на одну сотню (панас); если пастух не привязывал — выгнать вон.

241. На других полях — следует одна (пана) и четверть со скота, и полностью потравленный урожай нужно возвратить владельцу: это установленное правило.

242. Но Пра - Муж объявил, что не следует платить пеню за корову в течение десяти дней после отела, быков и скот, посвященный Богам *, привязаны они, или нет.

243. Если вина скотовладельца — пеня должна быть в десять раз превышающей долю (царя)*, и только половина этого, если слуг, а хозяин об этом не знал.

244. Этих правил царю нужно держаться всегда при нарушениях хозяевами, скотом, пастухами.

245. Если спор затеян между двумя селениями касательно границ, царю следует устанавливать границы в месяц Гьяиштха*, когда межевые знаки видны наиболее отчетливо.

246. Пусть помечает границы деревьями, Ньягродхас, Ащватхашкимсукас, хлопковыми кустами*, Салас, Пальмира пальмами и деревьями с млечным соком.

247. Гроздевыми кустарниками, бамбуком разных видов, Самис, ползучими, возвышениями, насыпями; камышами, кущами Чубджьака: так граница не сотрется.

248. Пруды, источники, водоемы и криницы следует строить на пересечении межей, точно так же, как и капища.

249. И как только он убедится в постоянстве нарушений на этом свете из-за людского незнания границ, пусть прикажет сделать другие, тайные знаки меж.

250. Камни, кости, коровий волос, солому, золу, черепки, сухой навоз, кирпичи, жженный уголь, гальку и песок,

251. И какие-либо другие предметы подобного рода, которые в земле не изменяются даже в течение долгого времени; это он должен приказать захоронить на стыке меж.

252. Этими знаками, долгим временем владения и постоянно текущими потоками воды пусть царь отметит границы двух спорящих сторон.

253. Если возникнут сомнения даже при осмотре знаков, решение спора относительно границ должно опираться на свидетелей.

254. Свидетели, по поводу границ, должны быть опрошены относительно межевых знаков в присутствии толпы поселян, а также двух тяждущихся *.

255. Как они, будучи спрошены, единодушно решат, так он может записать границу вместе с именами *.

256. Пусть они, положив землю на свою голову, украсившись венками и праздничными одеждами, поклявшись каждый своими благими делами, установят все по правде.

257. Если они определят как положено, они — искренние, правдивые свидетели; но если они определят ее неправильно, то должны быть приговорены к уплате пени в две сотни (панас),

258. При отсутствии свидетелей, мужи из четырех соседних селений, очистившись, пусть вынесут решение касательно границы в присутствии царя.

259. При отсутствии соседей — коренных обитателей — свидетелями границ можно даже выслушивать следующих обитателей леса:

260. Охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копателей кореньев, змееловов, собирателей колосьев и других лесовиков.

261. Какие они, будучи спрошены, объявят знаки при стыке границ, точно такие царь справедливо должен приказать положить между двумя селениями.

262. Решение относительно межевых знаков полей, источников, прудов, садов и домов зависит от соседей*.

263. Если случится, что соседи дадут ложное свидетельство, когда люди спорят о межевых знаках, царь каждого из них пусть накажет уплатой средней пени.

264. Тот, кто угрозами самолично завладеет домом, прудом, садом или полем, должен быть наказан на пять сотен (панас).

265. Если граница не может быть определена, пусть справедливый царь, им во благо, сам обозначит земли; таково установленное правило.

266. Итак, закон для определения меж был полностью объяснен, и следующим я представлю решение дел об оскорблениях.

267. Князь, оскорбив волхва, пусть будет наказан на сотню (панас); барин — на полторы или две сотни; служивый должен понести телесное наказание.

268. Волхва следует наказать на пятьдесят (панас) за оскорбление князя; барина — двадцать пять; служивого — двенадцать.

269. За оскорбление дваждырожденными мужами таковых же, равного сословия – двенадцать (панас); за недостойные речи оно удваивается.

270. Обычнорожденного мужа*, который разгневает дваждырожденного непристойной руганью, нужно подвергнуть отрезанию языка, так как он из низкого рода.

271. Если он упомянет имена и сословия с оскорбительным вызовом, железный гвоздь, десять пальцев длиной, раскаленный докрасна, нужно загнать ему в глотку.

272. Если он в гордыне учит волхвов их обязанностям, царь должен приказать влить ему в рот и уши кипящее масло *.

273. Того, кто в гордыне клевещет на ученых своей страны *, происхождение или обряды, которыми его тело было освящено, следует приговорить к пене в две сотни (панас)*.

274. Тот, кто, даже если это правда, обзывает другого мужа: кривой, хромой или подобным образом, пусть будет наказан, по крайней мере, на одну каршапана.

275. Того, кто оскорбит свою мать, отца, жену, брата, сына или учителя, и кто не уступит дороги своему наставнику, нужно приговорить к уплате сотни (панас).

276. За перебранку волхва и князя пеня должна быть наложена решением: на волхва — наименьшую пеню, но на князя — среднюю *.

277. Барин и служивый должны быть наказаны точно таким же образом, согласно их сословиям, но язык у служивого не урезается*, таково решение.

278. Так были объяснены точные правила для наказания за оскорбление; следующим я представлю решения о нападении.

279. Какой частью низкородный муж* ударит высшего, эту самую часть следует отрезать; таково учение Пра - Мужа.

280. У того, кто поднимает руку или палку — должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе пнет ногой — должна быть отрезана нога.

281. Мужу, который пытается уместиться на одном сиденьи с мужем высшего сословия, должно быть выжжено на бедре клеймо, и пусть будет изгнан, или следует приказать отрезать ему ягодицу.

282. Если в гордыне он плюнет, царю следует приказать отрезать ему губы; если помочится на него — отрезать уд, если пускает ветры — то жопу.

283. Если тот схватит за волосы — без колебаний пусть отрежут его руки, также и за ногу, бороду, шею, мошонку.

284. Того, кто повредит кожу или пустит кровь, следует наказать на одну сотню (панас), тому, кто отрежет кусок мяса — шесть нишкас, тому, кто сломает кость — изгнание.

285. Согласно ценности различных деревьев, пеня должна быть наложена за их повреждение; это установленное правило.

286. Если удар нанесен человеку или животному с тем, чтобы наказать, следует наложить пеню в пропорции к наказанию.

287. Если повреждена часть тела, рана, или кровь пущена, следует подвергнуть пене.

288. Тот, кто портит добро другого, будь то намеренно или ненамеренно, обязан возместить и уплатить пеню, равную порче.

289. В случае повреждения кожи, или изделий из кожи, дерева или глины, пеня — впятеро от их стоимости; подобным образом в случае цветов, кореньев, фруктов.

290. Насчитывают в отношении повозок, их возничих и владельцев, десять случаев, при которых не может быть наложено наказание: в других случаях предписывается пеня.

291. Когда украдена уздечка, сломано ярмо, повозка опрокинется набок или назад, когда сломается ось, обод,

292. Когда упряжь, шлея вокруг шеи или повод порвется, и если громко кричит: "Дорогу!", Пра - Муж не дает наказания.

293. Но если повозка опрокинулась по неумению возницы, владелец должен быть наказан, при ущербе — на две сотни (панас).

294. Если возничий искусен — он один должен быть наказан; если возничий неумел, сидящие в повозке должны быть наказаны, каждый на одну сотню.

295. Но если он остановлен в пути скотом или повозкой, что повлечет за собой смерть живого существа, пеня, без сомнения налагается.

296. Если убит человек, его вина будет точно такая, как вора* крупных животных: коров, слонов, верблюдов или лошадей — половина того.

297. За повреждение малому скоту — пеня две сотни (панас); пеня за красивое (редкое) дикое четвероногое и птицу должен доходить до пятидесяти.

298. За ослов, овец, коз пеня должна быть пять машас; но наказание за убийство собаки или свиньи — одна маша.

299. Жена, сын, раб, ученик и единокровный брат, который совершили провинности, могут пороться веревкой или стволом бамбука.

300. Но по задним частям тела – и никогда по достойным местам *; тот, кто бьет их по-другому, навлекает на себя вину — как при воровстве.

301. Итак, закон о нападениях полностью разъяснен; теперь я разъясню правила для решения о кражах.

302. Пусть царь будет предельно усерден в наказании воров; так как если он наказывает воров, его слава растет и его царство процветает.

303. Тот царь действительно достоин уважения, который обеспечивает безопасность; так как тогда дань непрерывна; безопасность — это жертвенный дар.

304. Царь, который защищает, получает от каждого и всех шестую часть их духовной заслуги; если он не охраняет их — шестую часть их грехов.

305. Что только есть от чтения Вед, жертвоприношений, щедрых даров, почитания — царь получает шестую часть этого, вследствие своей верной защиты.

306. Царь, который защищает живые существа в согласии со священным законом и карает тех, кто достоин телесного наказания, ежедневно приносит жертвоприношение, на котором как бы дарятся сотни тысяч.

307. Царь, который не осуществляет должной охраны и берет свою долю от приплода *, налогов *, пошлин* и повинностей *, ежедневных приношений и пеней, скоро канет в ад.

308. Считается, что царь, который не старается о защите и получает шестую часть производимого, взваливает на себя всю низость своего народа.

309. Знай, что царь, который не радеет о правилах, неверующий и хищник, который не защищает, а пожирает всех, скоро канет в бездну.

310. Пусть тщательно сдерживает злонамеренных* тремя способами — заключением, наложением на них цепей и разными телесными наказаниями.

311. Так как наказанием злобных и милостью к честным царь постоянно освящается, как другие мужи* жертвоприношениями.

312. Царь, который хочет своего собственного благополучия, всегда должен быть снисходителен к тяждущимся, детям, престарелым и больным мужам, которые ругают его.

313. Тот, кто, будучи оскорблен страдающим, прощает, будет в награду за это восхищен на небо; но тот, кто из-за царского положения не простит им, тот погрузится в ад.

314. Вор* должен, вбежав, приблизиться к царю с горящими волосами, раскаиваясь в этой краже: "Я сделал это, накажи меня!"

315. Неся на плече палку или дубину из кхадира-дерева, или острый меч в обеих руках, или железный посох.

316. Будет ли он наказан или прощен — вор свободен от кражи; но царь, если он не накажет, берет на себя самого вину вора.

317. Убийца ученого волхва сваливает свою вину на того, кто ест его пищу, неверная жена на своего мужа, ученик или жертвователь — на учителя, вор — на царя.

318. Но люди, которые совершили преступления и были наказаны царем, идут в небеса, очистясь, как те, кто исполняет добродетельные дела.

319. Тот, кто украдет платье или кувшин у источника, или повредит дом, где распределяется вода, должен уплатить одну маша , как пеню, и восстановить до прежнего.

320. На того, кто украдет больше, чем десять кумбхас* зерна — телесное наказание; в других случаях его следует наказать на сумму , в одиннадцать раз большую взятого, и должен оплатить собственность.

321. Также должно налагаться телесное наказание* за кражу более, чем сотни (палас), предметов, продающихся на вес, золота, серебра и так далее, и красивого одеяния.

322. За кражу более пятидесяти (палас) подходяще, чтобы напрочь отрезать руки; но в других случаях пусть наложит пеню одиннадцатикратную стоимости.

323. За похищение людей из знатных родов, особенно женщин и самых драгоценных камней — телесное наказание *.

324. За кражу больших животных, оружия или лекарств пусть царь назначит наказание, после рассмотрения обстоятельств.

325. За коров, принадлежащих волхвам, за протыкание ноздрей яловой коровы* и за кражу скота — он должен немедленно лишиться одной из своих ног.

326. За пряжу, хлопок, дубильные вещества, навоз, черную патоку, простоквашу, сливки, сметану, воду и траву,

327. Сосуды, сделанные из бамбука или другого тростника, соли разного сорта, глиняную (посуды) , землю и золу,

328. Рыбу, птицу, масло, сливочное масло, мясо, мед и другие продукты, которые производятся животными,

329. Или другие продукты подобного рода, хмельное, вареный рис и каждое блюдо приготовленной пищи — пеня вдвое от стоимости.

330. За цветы, молочное зерно, кустарники, ползучие растения, деревья и обмолоченное зерно — пеня пять кришналас.

331. За необмолоченное зерно , овощи, коренья и фрукты — пеня одна сотня (панас), если не родичи; пятьдесят — если такая связь существует.

332. Преступление, совершающееся в присутствии владельца и с насилием, является грабежом ; если в его отсутствие — кражей; подобным образом, если что - либо не возвращается после взятия.

333. На того мужа, который украдет вышеупомянутое, положенное на виду, пусть царь наложит первую (или низшую) ступень пени; подобным образом на того, кто украдет огонь из комнаты.

334. Каким только членом вор преступает против людей, этого самого члена следует его лишить с тем, чтобы предотвратить дальнейшее.

335. Ни учитель, ни отец, ни друг, ни мать. Ни жена, ни сын, ни домашний жрец не должны быть оставлены царем без наказания, если те не придерживаются своих обязанностей.

336. Где другой обычный обыватель был бы наказан на одну каршапана, царь должен быть наказан на одну тысячу; это утвержденное правило *;

337. В воровстве вина служивого считается восьмисоставной *, барина — шестнадцатисоставной, та же для князя — тридцатидвух составной.

338. Таковая для волхва: шестьдесятичетырехсоставная, или равна стосоставной, или дважды шестидесятичетырехсоставной, знающего природу преступления.

339. Взять кореньев, плодов с дерева, дров для огня и травы для коров — Пра - Муж объявил, что это не будет кражей.

340. Волхв, стремящийся получить собственность от человека, который взял то, что не было ему отдано, либо священнодействующий для него, или учащий его — соучаствует в краже.

341. Дваждырожденный муж, который путешествует , и чьи припасы подошли к концу, не должен наказываться, если возьмет два стебля сахарного тростника, или два корнеплода с поля другого.

342. Тот, кто привязывает непривязанное, или освобождает привязанное, тот, кто берет раба, лошадь или повозку, навлекает на себя вину вора.

343. Царь, который наказывает воров согласно этим правилам, достигнет славы в этом мире и непревосходимого блаженства после.

344. Царь, желающий получить трон Е(н)дрилы (Ярилы, Ндры, (Перуна), (Индры)) и непреходящую вечную славу, не должен даже на мгновение упускать мужа, который совершает насилие *.

345. Тот, кто совершает насилие, должен считаться худшим преступником, чем оскорбитель, вор и драчун.

346. Но царь, прощающий совершение насилия, быстро гибнет и взращивает ненависть.

347. Ни ради дружбы, ни ради величайшего наслаждения не должен царь отпускать совершившего насилие, внушающего ужас всем существам.

348. Дваждырожденные мужи могут браться за оружие, когда препятствуют их обязанностям, когда уничтожаются сословия во времена опасностей *,

349. При самозащите, в битве за дары служащих жрецов, и с тем, чтобы защитить женщин и волхвов; тот, кто убивает по праву, не совершает греха.

350. Можно без колебания убить нападающего убийцу, даже учителя, ребенка, пожилого или волхва, глубоко сведущего в Ведах.

351. Убийством убийцы убивающий не навлекает на себя вины, тайно или явно, в этом случае ярость рождается от ярости.

352. Мужей, которые совершают прелюбодеяния с женами других, царь должен приказать отметить наказаниями, которые вызывают ужас, и после этого изгнать *.

353. Так как прелюбодеянием вызывается смешение сословий среди людей, поэтому это грех, который подрезает даже корни и вызывает крушение всего.

354. Муж, обвинявшийся в прошлом в таких преступлениях, как тайная беседа с женой другого (сговор), должен уплатить первую степень пени.

355. Но муж, не обвинявшийся до этого, сговаривающийся по какому-либо поводу, не навлекает на себя вины, если в этом ничего преступного нет.

356. Тот, кто обращается к жене другого возле источника, вне селения, в лесу или при слиянии рек, должен ответить за прелюбодейные действия (самграхна).

357. Преподнесение подарков, тисканье, касание украшений и одежды, сидение с ней на одной кровати — все это рассматривается как прелюбодейные действия.

358. Если кто неприлично* коснется, или позволит такое по взаимному согласию — это прелюбодейные действия.

359. Муж, не волхв, должен подлежать смерти за прелюбодеяние (самграхана), так как жен всех четырех сословий одинаково следует всегда тщательно охранять.

360. Нищие, певцы, мужи, совершившие обряд посвящения в ведическое жертвоприношение, и ремесленники не подлежат запрету* на разговор с женщинами.

361. Пусть никто из мужчин не беседует с женами других, после того, как ему это было запрещено; но того, кто беседует, презирая запрет, следует наказать на одну суварна.

362. Это правило не применяется к женам актеров и певцов, ни к тем, кто живет у своих собственных жен*, так как такие мужчины посылают своих жен к другим, или, спрятавшись, разрешают им совершать преступное совокупление.

363. Еще тот, кто тайно беседует с такими женщинами, или с рабынями одного хозяина *, и с отшельницами* должен быть приговорен к уплате малой пени.

364. Тот, кто изнасилует не желающую этого девушку, должен немедленно подвергнуться телесному наказанию, если равен сословно.

365. От девушки, добивающейся мужчины высшего сословия, не следует брать какой - либо пени*, но ту, которая соблазняет низшего, пусть принудит жить в заключении, в своем доме *.

366. Низший, который соединится с девушкой высшего сословия, должен понести телесное наказание; тот, кто обращается к девушке равного сословия пусть уплатит свадебную цену, если ее отец желает этого.

367. Но если мужчина, по наглости, насильно прикоснется к девушке, два из его пальцев должны быть немедленно отрезаны, и он должен уплатить пеню шесть сотен (панас).

368. Мужчину, равного сословия , который осквернит девушку по ее желанию, не следует подвергать отрезанию пальцев, но пусть уплатит пеню в две сотни (панас), с тем, чтобы впоследствии не повторилось этого.

369. Девушка, которая развратит девушку, должна быть наказана на две сотни, уплатить двойной ее свадебный выкуп и получить десять батогов.

370. Но женщина, которая развратит девушку, должна немедленно быть обрита, или отрезаны два пальца, и ее следует провезти верхом на осле *.

371. Если жена, гордясь величием своих родичей или превосходством, нарушает долг, в котором она поклялась своему господину, царь должен приказать бросить ее в общедоступном месте на растерзание псам.

372. Пусть прикажет мужчину - преступника сжечь на раскаленной докрасна кровати; подкладывать под него поленья, пока грешник не сгорит.

373. На мужа, уже обвинявшегося, который обвиняется опять в течение года — двойная пеня; точно так же за совокупление с Бродяжкой (Вратья)* и Исчадьем (Чандали)*.

374. Для служивого, вступившего в связь с женщиной дваждырожденного сословия, охраняемой* или неохраняемой: если она была без охраны — он потеряет уд и все имущество; если ее охраняли — все.

375. А барин должен лишиться * всего имущества после годичного заключения; князь должен быть наказан на одну тысячу (панас) и облитием мочой осла.

376. Если барин и князь имели связь с неохраняемой волшебницей, пусть накажут барина на пять сотен, а князя на тысячу.

377. Но даже эти двое, если они насильничали над охраняемой волшебницей, должны быть наказаны как служивые *, или быть сожжены в пламени сухой травы.

378. Волхва, который познает охраняемую волшебницу против ее воли, следует наказать на одну тысячу (панас); но должен будет уплатить пять сотен, если имел связь по ее воле.

379. Обривание предписано для волхва как наказание головой; но другим сословиям положено наказание главой.

380. Пусть никогда не убивает волхва, даже если тот совершил все преступления; пусть отправит его в изгнание, забрав всю его собственность, невредимым.

381. Не известно на земле большего греха, чем убийство волхва; поэтому царь не должен даже в уме помышлять об убийстве волхва.

382. Если барин сблизился с охраняемой девушкой из княжеского сословия, или князь с барышней, они оба заслуживают одинакового наказания, как в случае неохраняемой девушки волшебницы.

383. Волхву следует уплатить одну тысячу, если имел связь с охраняемыми из двух этих сословий; за девушку — служанку пеня в одну тысячу для князя или барина.

384. За неохраняемую княжну пеня пять сотен для барина ; но князь должен быть облит мочой, или такая же пеня.

385. Волхв, за связь с охраняемой княжной, барышней и служанкой должен быть наказан на пять сотен; но с низкорожденной — на тысячу.

386. Тот царь, в чьем городе не живут ни вор, ни прелюбодей, ни клеветник, ни насильник, и не совершается нападений — достигает мира Щекаря (Щакры)*.

387. Преследование этих пяти в своих владениях взращивает царю первостепенную независимость среди равных ему и славу в мире.

388. Жертвователь, который покинет служащего жреца, и служащий жрец, который покинет жертвователя, незапятнанные и способные исполнять обязанности, * должны быть наказаны каждый на сотню (панас).

389. Никто: ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть изгнаны; тот, кто выгонит их, кроме как за вину, ведущую к потере сословия, должен быть наказан царем на шесть сотен.

390. Если дваждырожденные мужи спорят друг с другом касательно обязательности порядков, царь, который желает своего благополучия, не должен решать спор законодательным путем.

391. Оказав им должный почет, ему следует, при волхвах, сначала успокоить их любезностью, а затем указать их обязанности *.

392. Волхв, который не пригласит своего ближайшего соседа и следующего за ним по порядку, (хотя) оба достойны, на праздник, в котором участвуют двенадцать волхвов, подлежит пене в одну маша.

393. Послушник (Щротрия), который не пригласит добродетельного Послушника на праздничные гадательные обряды, пусть уплатит тому двойную стоимость обеда и маша золота (как пеню царю).

394. Слепой муж, урод, калека, муж в полные семьдесят лет и тот, кто чтит дарами Послушника (Щротрия) , не должны назначаться каким - либо царем к уплате налога.

395. Пусть царь всегда относится по доброму к Послушнику (Щротрия), больному и несчастно


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты