Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тактический этап работы над публичным выступлением. Аргументация, ее приемы. Активизация мыслеречевой деятельности аудитории




1. Тактический этап, его роль в процессе подготовки выступления. Понятие аргументации.

2. Структура аргументативного текста и условия эффективности аргументации.

3. Активизация мыслеречевой деятельности аудитории.

- 1 -

Тактический этап процесса подготовки публичного выступления предполагает систему действий по подготовке эффективной реализацию стратегии. Тактика – это совокупность приемов, способов достижения цели, линия поведения. К слагаемым этого закона относятся аргументация и активизация мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории. Тактический этап, таким образом, позволяет субъекту найти эффективные средства воздействия на аудиторию, благодаря чему осуществляется реализация целевой установки (задачи и сверхзадачи) и развертывание тезиса.

Аргументация рассматривается нами как нежесткий способ (ср. физическое воздействие, приказ, команда, угроза, принуждение) воздействия одного субъекта на взгляды и поведение другого субъекта. Это значит, что аргументатор признаёт реципиента (аудиторию) свободной личностью, признаёт его интеллектуальное и моральное право отвергнуть аргументацию. В основе этого воздействия лежит логическое обоснование субъектом тезиса путем доказательства, убеждения и переубеждения (Убедить - склонить собеседника к принятию тезиса путем подтверждения его доводами (аргументами) и путем эмоционального волеизъявления. Переубедить - радикально изменить мнения и взгляды собеседника на то или иное положение с помощью доводов и эмоционального подкрепления. Доказать - установить истинность тезиса. Доказательство интерпретируетсянами как особый случай аргументации).

Аргументация, согласно нашему представлений, есть явление коммуникативное, включающее в себя два аспекта: гносеологический (познание предмета, углубление его понимания, поиск истины, распространение истинных мыслей и их защита) и этический (аргументатор признает себя и реципиента людьми, имеющими равное право свободного познания истины). Из подобного понимания аргументации видно, что:

- аргументация – это система утверждений, следовательно, все они должны быть связаны друг с другом;

- аргументация – это процесс, следовательно, надо расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности.

То, что приводимые аргументы образуют систему и расположены в определенной последовательности, должно быть очевидно слушателям, это обеспечивает их понятность и доступность.

- 2 -

Обратимся к рассмотрению классификации аргументов, выстроенной исходя из реальной практики:

Сильные Слабые Ложные
«довод от факта» (довод, основанный на анализе факта, т.е. на изучении причинно-следственных связей, вытекающих из факта) «довод от сомнения» (довод, обусловленный личными сомнениями говорящего) «довод от авторитета» (довод, определяемый общей верой убеждающего и убеждаемого в авторитете третьей стороны) «довод от уверенности» (довод, исходящий из личной уверенности говорящего) «довод от угрозы» (довод, построенный на угрозе аудитории) «довод от обещания» (довод, основанный на обещании аудитории со стороны убеждающего) «довод от осуждения» (довод, основанный на осуждении говорящего и аудитории третьей стороны)

(Факт интерпретируется нами как свершившееся событие в реальной действительности (первая часть определения позволяет отличить факт от слуха, вторая часть - от воображаемого явления). Заметим, что если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения "сильных" (а не как относительно самостоятельные (независимые), то степень их «слабости» понижается и наоборот. Сила аргумента – понятие относительное, т.к. зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов. Можно выделить ряд аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, статистические данные.

 

Тезис – это мысль, которую надо доказать. Приступая к аргументации, следует помнить, что тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой могут быть выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то бессмысленно доказывать её истинность.

 

Требования к формулированию тезиса
  • Тезисом может быть только спорное утверждение. Если утверждение не вызывает спора, то оно не может быть тезисом.
  • Тезис должен быть истинным.
  • Выражается тезис в виде утвердительного предложения. Формулировка должна быть чёткой и точной.
  • Понятия, входящие в формулировку тезиса, должны толковаться говорящим и слушателями одинаково. Следует определиться в понятиях.
  • На протяжении всей аргументации тезис должен быть неизменным. Нельзя допускать подмены тезиса.
  • Тезис должен быть доказуемым.

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

 

Требования, предъявляемые к аргументам
  • Аргументов должно быть не меньше, но и не больше, чем нужно для доказательства тезиса
  • Аргументы должны быть истинными.
  • Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво.
  • Аргументы объединяются в систему
 

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства читателя (проверяющего).

 

Аргументы
Логические Психологические
Влияют на разум, убеждают через сферу рационального: - факты, не вызывающие сомнения; - выводы науки (в том числе и научные аксиомы); - статистические данные; - законы природы; - положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов; - данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др. Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального: - личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего; - статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции; - ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); - примеры, вызывающие эмоции; - показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис; - цитаты; - прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом, но если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность).

 

В процессе работы субъект может накопить достаточно большое количество аргументов, которые, естественно, все сразу он использовать не сможет. Существуют критерии отбора аргументов, к которым относятся следующие:

1. ориентация на определенную аудиторию,

2. рациональность, связь с тезисом, т.е. все аргументы должны "работать" на главную мысль,

3. взвешенность (использование как аргументов "за", так и аргументов "против", т.е. уравновешивание положительного и отрицательного ряда аргументов),

4. образность, яркость как психологическое условие результативного усвоения материала, т.е. для того, чтобы аудитория без особых затруднений (не слишком утомлялась) воспринимала какую-либо информацию, следует в мыслительный процесс активно включать не только левое, но и правое полушарие головного мозга.

Оптимальным количеством аргументов считается три.

Важно подчеркнуть, что эффективность аргументации зависит от целого ряда условий:

- компетентность аргументатора в обсуждаемых вопроса),

- наличие у аргументатора философско-логической базы (теоретическая подготовленность и умение логически мыслить),

- управление собственными эмоциями и чувствами, которые не должны перехлёстывать логическую деятельность, а должны быть использованы в качестве её подкрепления и усиления,

- знание аргументатором особенностей аудитории, в частности - её расположенности к восприятию аргументации (склонности, потребности, интеллектуальные возможности, степень открытости мышления и пр.).

Остановимся подробнее на втором условии, а именно на логичности доказательства. Существует две стороны человеческого мышления – логическая и эмоционально-чувственная. Поэтому есть два пути к умам и сердцам слушателей: логический – через факты, доказательства, и психологический – ведущий через образы непосредственно к чувствам, эмоциям. Отсутствие логики в речи просто разрушает содержание выступления. Требование логичности речи означает:

1. четкую структуру устного выступления;

2. стройность последовательность в изложении материала;

3. строгое соблюдение основных законов логики:

- тождества;

- непротиворечия;

- исключения третьего;

- достаточного основания.

Требование четкости структуры выступления обусловливает то, что даже непродолжительная речь должна содержать вступление, основную часть, заключение. За счет вступления решается проблема установления контакта оратора с аудиторией, создания интереса и привлечение внимания к содержанию речи и личности оратора. В основной части раскрывается суть предлагаемых идей, предложений, оценочных суждений. В коротком заключении подводится итог выступлению и мотивируется деятельность собеседников.

Стройность изложения означает взаимосвязь между элементами сообщаемой информации, а последовательность – определенный порядок изложения, когда каждая последующая мысль увязана с предыдущей, когда новое знание опирается на уже известное. Сбивчивость, бессистемность изложения вызывают отрицательные эмоции. Оратор долен давать слушателям представление о взаимосвязи, последовательности частей, сообщая: «Об этом мы уже говорили ранее…», «Далее речь пойдет о…» и т.п.

Рассмотрим необходимость соблюдения законов логики в публичном выступлении.

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение данного закона требует определенности, точности формулировок. Прежде чем начинать обсуждение какого-либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое его содержание, а в ходе обсуждения твердо держаться основных определений этого содержания. Если оратор и слушатели вкладывают разное содержание в те или иные понятия и термины, искажается процесс восприятия речи. правильно поступают те ораторы, которые, ориентируясь на конкретный состав аудитории, поясняют термины, раскрывают суть нового понятия, не подменяют выдвинутый тезис другим. Пример нарушения закона тождества. Во время делового разговора о целесообразности закупки нового медицинского препарата в фирме, с которой налаживаются партнерские отношения, выступили несколько человек. 1 – о необходимости и полезности контракта; 2 – о достоинстве и недостатках нового препарата; 3 – о сотруднике фирмы, человеке ненадежном. В результате разговор перешел на обсуждение личностных качеств сотрудника фирмы, а решение о препарате принято не было.

Закон непротиворечия формулируется следующим образом: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, явлении, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Простейший пример нарушения закона непротиворечия – утверждение в одной речи, что этот предмет плохой, но одновременно хороший, причем в том же отношении. В публичном выступлении со сложными теоретическими и практическими вопросами (экономическими, политическими, социальными) наличие противоречия не всеми может быть сразу замечено. Такие логические ошибки объясняются или непониманием сути вопроса, или небрежностью, необдуманностью формулировок. Пример нарушения закона непротиворечия. Руководитель предприятия на совещании говорит, что ни одна служба предприятия не обменивалась деловой информацией с фирмой Х, а через несколько минут уже утверждает, что сотрудники отдела маркетинга уже встречались представителями фирмы Х и обсуждали отдельные проблемы сотрудничества.

Закон исключения третьего гласит, что из двух противоречащих друг другу суждения об одном и том же предмете (событии) то одно и только одно из них является истинным, причем третьего истинного суждения быть не может. Противоречащие высказывания исключают друг друга, между ними нет третьего. Противоречащие суждения не могут быть и одновременно ложными. Закон исключения третьего формулирует важное требование к высказыванию мыслей: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих суждений, а если одно из них признано истинным, то другое следует признать ложным. Пример нарушения закона исключения третьего можно найти в диалоге героев романа И.С. Тургенева Рудина и Пигасова:

- Прекрасно! – промолвил Рудин, - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

- Нет – и не существует.

- Это ваше убеждение?

- Да.

Закон достаточного основания формулируется следующим образом: всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Обилие недоказанных утверждений, декларативность, наличие общих фраз является существенным недостатком речи. Нарушаться этот закон может по-разному: во-первых, если первая мысль не является основанием для вывода. Например: Этих молодых людей мы знаем плохо, поэтому их надо осудить по всей строгости. Во-вторых, если приведенные доказательства не являются достаточными для подтверждения истинности суждения. Например: Наша фабрика является ведущей в стране по выпуску обуви. Достаточно сказать, что мы выпускаем более … образцов обуви. Закон достаточного основания требует, чтобы аргументов было не меньше, но и не больше, чем нужно.

Существуют общие рекомендации эффективной аргументации.

1. Сочетайте логическое рассуждение с эмоциональным воздействием.

2. Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам.

3. Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией: свою компетентность, образованность, эрудицию.

4. Используйте опережающее обсуждение возражений.

5. Будьте лаконичны.

6. Используйте наглядные примеры, ссылки на авторитетные источники, статистические данные.

-3-

Аргументация как часть тактического этапа направлена главным образом на реализацию задачи (убеждение, переубеждение), т.е. достижение теоретической цели (воздействие на сознание), в результате чего аргументация предполагает активную деятельность прежде всего со стороны субъекта, аудитория же находится в более или менее пассивном состоянии: занята слушанием (вбирает поступающую информацию). Для достаточно полного достижения целевой установки необходимо, чтобы аудитория не только вбирала информацию, пусть даже очень добросовестно, но и тут же активно её перерабатывала, т.е. проецировала на себя, свою действительность, свой опыт. Другими словами, чтобы выходила на уровень применения получаемых знаний.

Для осуществления этого необходимо обратиться ко второй части тактического этапа - активизации мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории, которая направлена на реализацию сверхзадачи, т.е. достижение практической цели - побуждение к действию. Активизация мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории - это есть система действий, благодаря которой субъект обеспечивает аудитории наиболее глубокий уровень познания того или иного вопроса, т.е. поднимает аудиторию на несколько порядков выше в познании той или иной проблемы, благодаря тому, что в результате активизации создаётся полноценный, двусторонний процесс общения, где задействованы обе стороны (субъект и аудитория), т.е. создаются условия для субъектно-субъектных отношений.

Активизация предполагает следующую последовательность действий:

- заинтересовать аудиторию,

- вызвать аудиторию на размышление,

- вывести аудиторию на уровень обсуждения

Первый этап - заинтересовать аудиторию - предназначается для включения эмоционально-эстетического мотива у адресата, которое достигается использованием:

1) аудиовизуальных приёмов как статических (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамических (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость. Назовем правила использования наглядных материалов.

а) Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

б) Не следует заранее ничего вставлять, надо делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать, чтобы они не отвлекали внимание слушателей.

в) Не показывать материалы, которые не будут всем видны.

г) Схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны. Практика показывает, что самыми эффективными являются графики с разноцветными прямоугольниками разной высоты.

д) Обязательно надо словесно увязывать суждения с изображением на таблицах и графиках.

е) Говорить надо, обращаясь к слушателям, а не к пособиям.

ж) Если слушатели разглядывают предложенное вами пособие, надо сделать паузу и дать им закончить.

з) Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч.

Существуют ли какие-то правила эффективного использования презентации, выполненной в программе PowerPoint?

1. Самое главное – представьте себя на месте человека, который сидит в зале и смотрит на то, что вы показываете. Если сядете в конце зала, то наверняка заметите, что с экрана монитора сложнее читать, чем с обычного листа, да и небольшой размер экрана накладывает ограничения при показе материала. Отсюда правило: на слайде не должно быть больше 4-5 строк текста.

2. Для слайда выбирайте не дробный фон, а простой – шрифт Аrial (без насечек), поскольку шрифты с насечками типа Times New Roman плохо воспринимаются глазом с экрана.

3. Слайд должен акцентировать только ключевые идеи.«Меньше – значит больше» эта фраза в середине XX века стала девизом архитектора-минималиста Людвига Мисс ван дер Роэ. Идея была проста: чем меньше деталей оказывается на экране, тем мощнее их воздействие на аудиторию. Чем меньше идей оказывается на слайдах, тем больше внимания достается каждой идее. Таким образом, слайд не должен показывать все - его задача акцентировать только самое главное. Самого главного, как вы понимаете, не может быть много.

4. Главная идея слайда должна «схватываться» мгновенно. Слайдов не просто должно быть мало – они должны быть такими, чтобы слушатель мог мгновенно «сфотографировать» их глазами, понять суть и тут же вернуться к главному – к выступающему человеку.

5. Слайд не должен конкурировать с вами в борьбе за внимание аудитории. Запомните: ключевая фигура презентации – выступающий, а картинки только помогают его главной идее добраться до умов аудитории.

6. В статье «Как провести красивую и успешную презентацию»Сергей Борзов советует применять для презентаций правило популярного на Западе блогера Гая Кавасаки. Правило гласит: 10 слайдов на 20минут с 30 шрифтом. 10 слайдов – это то количество, которое могут полноценно «усвоить» слушатели. Большее число слайдов говорит о том, что вы не сумели выделить главные тезисы. Задумайтесь, отбросьте все лишнее и отобразите на слайдах действительно самое главное. 20минут – это время, отведенное для непосредственно рассказа. Даже если вам на проведение презентации предоставили час, учтите, что в отведенный час вам еще придется настроить технику, а потом ответить на вопросы слушателей. 30 размер шрифта - оптимальный выбор для написания текста на слайдах. Такой текст будет легко восприниматься аудиторией, которая, мгновенно «схватив» его глазами, будет концентрировать все свое внимание именно на вашем рассказе.

7. На слайде не должно быть больше 3 цветов, фон – светлый. Дизайн всех слайдов в презентации не должен меняться.

2) психологических приемов: реклама (с помощью этого приема можно увлечь аудиторию ещё на докоммуникативном этапе), приём шоковой терапии (прием создания неожиданного эффекта, позволяющий быстро переключать внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах, снижать утомляемость слушателей и главное - дающий возможность оперативно "подогревать" интерес аудитории я поддерживать его в процессе общения). В качестве средств этого приема можно использовать такие, как внешний вид говорящего, ход его мыслей, характер заданий и вопросов, адресованных аудитории и т.п.);

в) прием «чучело оппонента» представляет собой смоделированное типичное мнение по обсуждаемому вопросу, которое может быть преобладающим в данной аудитории. Субъект должен тщательно проанализировать это мнение (выявить все его плюсы и минусы) и потом предложить свой взгляд. Данный приём помогает субъекту весьма активно, поддерживать интерес аудитории;

г) прием проблемного ввода (прием, позволяющий субъекту сразу, с первых минут общения, завладетьвниманием аудитории с помощью ряда средств: проблемных вопросов, уместных афоризмов, анекдотов, чётко сформулированной задачи общения, захватывающих, ярких примеров, удачно найденных комплиментов т.д.).

Благодаря первому шагу активизации можно добиться следующего: избавиться от морально-дисциплинарного мотива общения, снять равнодушное отношение, вызвать личностную потребность общения, выйти на второй уровень понимания (о чём + что) обсуждаемых вопросов, уровень проникновения в содержание предмета.

Суть второго этапа активизации - вызвать аудиторию на размышление - состоит в том, чтобы создать у слушателей потребность обменяться мнениями по поводу обсуждаемых вопросов, что достигается логическими и психологическими приемами. К логическим приёмам мы относим способы развертывания тезиса:

а) спиральный способ (неоднократное повторение одной и той же мысли, но каждый раз при этом обогащаемой новой информацией), который можно применять для неподготовленной, конфликтной аудитории и т.п. Спиральный способ, другими словами, представляет собой процесс постепенного приращения к старому знанию нового.

б) ступенчатый способ (пошаговое движение мысли от общего к конкретному и наоборот). Развертывание тезиса от общего к конкретному ориентировано в основном на подготовленную аудиторию, развертывание тезиса в обратном порядке - на менее подготовленную аудиторию,

в) пунктирный способ развертывание тезиса путем расчленения его на относительно независимые, равноправные части, которые в заключение вновь объединяется в тезис. Данный способ используется, как правило, для аудитории с высоким уровнем подготовленности, способной самостоятельно соединять все части друг с другом, находить связи между ними,

г) контрастный способ (развертывание тезиса путем противопоставления разных точек зрения на один и тот же предмет) можно использовать для любой аудитории;

д) ассоциативный способ (развертывание тезиса в виде соединения в сознании разных образов) применим в аудитории, где преобладают люди с образным мышлением, в детской аудитории, в аудитории, где затруднено понимание вопроса и т.п.

K психологическим приёмам второго шага активизации можно отнести следующие:

а) чучело оппонента, ранее описанный,

б) вопросно-ответный ход рассуждения, суть которого состоит в том, что субъект в процессе общения может строить свою речь в виде вопросов и ответов наних (кстати, ответ может идти не только со стороны субъекта, но и от аудитории). Такого рода прием помогает концентрировать внимание аудитории на важных моментах общения, проверить усвоение материала с помощью вопросов на понимание и уточнение,

в) психологическая пауза (специальное время, данное субъектом аудитории для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса),

г) аналогия (приём использования сходства между объектами в некотором отношении).

Описанный этап активизации мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории (размышление) способствует рождению интеллектуально-познавательного мотива, снятию равнодушного и соглашательского отношения, развитие личностной и профессиональной потребности, углублению понимания проблемы (о чём + что + как).

Наконец, третий этап активизации – вывод аудитории на уровень обсуждения и принятия решения - предполагает поиск общих точек соприкосновения, достигаемый логико-психологическими, психологическими и аудиовизуальными приёмами. В разряд логико-психологических приёмов входит прежде всего анализ ранее выявленных разныхмнений, взглядов, точек зрения по поводу рассматриваемого вопроса. Анализ складывается из двух этапов: сопоставление противоположностей с целью психологического настроя на объективный анализ, т.е. для создания атмосферы возможного существования разных подходов. Этап сопоставления даёт возможность услышать другую точку зрения.

Следующий шаг анализа - сравнение противоположностей (выявление общего к специфического во взглядах). Далее можно осуществить переход н другому логико-психологическому приему - синтезу (соединению противоположных сторон). Рассмотрим формы синтеза:

- компромисс возможен тогда, когда несколько позиций принципиально не совпадают и противостоят друг другу в качестве относительно самостоятельных сущностей. Компромисс достигается путём взаимных эквивалентных уступок при наличии некоторой общей основы.

- победа прогрессивной стороны характеризуется преобладанием наиболее разумной стороны, другая же приобретает подчиненное значение (полностью или частично включается в первую). Эта форма компромисса возможна тогда, когда не наблюдается резкого (принципиального) противостояния позиций,

- консенсус представляет собой высшую форму соединения противоположностей, когда достигается оптимальная согласованность позиций друг с другом. Условия консенсуса - позиции в основе свое не противостоят друг другу, более того, они дополняют друг друга. Расхождения касаются лишь частностей, например, один и тот же предмет называется разыми словами.

Третий этап активизации создается также и таким психологическим приемом, как прием соучастия, способствующий интеллектуальному и эмоциональному взаимодействию субъектов общения. Техника этого приема заключается в преобладающем употреблении местоимения "мы", "нас" в процессе общения ("у нас с вами", "перед нами", «мы испытываем» и т.п.).

Логико-психологические и психологические приемы на этапе обсуждения должны подкрепляться аудиовизуальными приёмами (схемы, рисунки, графики, видеофрагменты и пр.).

Третий этап активизации (обсуждение) способствует закреплению интеллектуально-познавательного мотива, разрешению конфликтных отношений и установлению конструктивных отношений, развитию общественной потребности и достижению глубинного уровня понимания (о чем + что + как + зачем).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип замены эквивалентных | Автоматическая проверка орфографии
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты