КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 9. Проблемы возрождения российского и донского казачества.
Духовное, культурное, этносоциальное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложных явлений в отечественной и мировой истории. Современное казачье движение возникло в 1988-1989гг. первоначально как историко-культурное движение, ставившее своей целью возрождение у потомков казаков культурных традиций, обычаев и исторической памяти. На рубеже 80-90 годов, произошли значимые события, повлиявшие на начало восстановления традиционного казачьего самоуправления: произошел распад СССР, уход КПСС с политической арены, гласность и открытость в обществе, пробуждение национального самосознания и т.д. В настоящий момент казачье движение приобрело немалую социальную поддержку. Однако в него люди приходили своеобразными “волнами”, каждая из которых оставила свой след. Подчеркивая условность этих названий, можно выделить следующие “волны”: - интеллигентно-фольклорная; - маргинально-криминальная; - общинно-станичная; - экономически-мафиозная; - политически-скандальная; - этносоциальная. Двойственные названия подчеркивают двойственность каждого потока. Для адекватного понимания сути современного казачества необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию. По экспертным оценкам численность современного казачества в стране – до 10 млн. человек. Аналитически оценивая итоги всего периода возрождения донского казачества, можно выделить три этапа, характеризующих данный процесс. Первый этап: 1988-конец 1990г. (реставрационный) В этот период происходило становление движения. Центральной тенденцией было восстановление элементов казачьей культуры, пробуждение общественного самосознания. Данный этап завершается организационным оформлением казачьего движения, созданием ''Союза казаков Области Войска Донского''. Особую роль сыграла КПСС - она участвует в организации первых казачьих объединений, союзов. Были предприняты лихорадочные меры по реанимации казаков, как военной силы, в результате которых в движение пришли разномастные элементы: и романтики, чистые ревнители казачества, и корыстолюбцы, охваченные непомерными амбициями. Последние, получив мощную поддержку со стороны теневого капитала и военных структур, оттеснили первых и поставили их в состояние изоляции. Верх взяли настроения о возрождении казачества, как военного сословия. Второй этап: 1991-1993гг. (сословно-корпоративный). Идет внутреннее развитие казачества. Преобладающая тенденция – политические акции. Новые казаки стремятся доказать свою преемственность традициям казачества, совершают различные неадекватные состоянию общественного мнения поступки, будоражат донскую общественность, заявляют о законных правах на землю, на независимость Дона. Эта активность заставляет органы государственной власти обратить внимание на казачье движение и как-то включить его в существующую политическую систему. Казачье движение постепенно приобретает цивилизованный характер. Третий этап: с конца 1993г. по весну 1994г. (социально-статусный). Преобладающая тенденция – укрепление правового статуса движения. Казаки начинают избавляться от эксцентричных форм деятельности, ищут поддержки в различных социальных группах населения, укрепляют сотрудничество с государственными органами власти и управления, участвуют в выборах. Казаков и власти заботят проблемы политического компромисса, плавного вживления казачьих структур в систему управления. Большинство организаций казаков возникли в конце 1980- начале 1990-х гг. и почти сразу же началось их дробление, укрупнение и пр. С конца 1994г. создавались новые организации, не связанные с уже существовавшими ранее. Появились организации с «казачьими» названиями, которые гораздо больше связаны с коммерческими и политическими интересами. Четвёртый этап: 1994 – 1997гг. (юридический). Современное российское государство полностью признало казачество. В 1994г. правительство РФ приняло Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». В нём были определены стратегические моменты взаимоотношений казачества и государства: обозначены основные виды и формы государственной службы, выработаны принципы сочетания государственного управления и самоуправления, обозначены территориальные формы объединения казаков, отмечены особенности казачьего землепользования, выражено отношение к общественным объединениям казачества. В 1995г. принят Указ Президента Российской Федерации «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (от 9 августа 1995г.) определил главное направление: воссоздание с учетом реалий жизни конца XX века системы реестровых казачьих войск, которые подчинены главе государства. На территории России к концу 1997 г. были зарегистрированы 438 общественных объединений казаков в 75 и 89 субъектов федерации. В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрированы 18 организаций казаков, из них: 4 - международные (Союз казачьих войск России и Зарубежья, Всевеликое Войско Донское, Единый международный союз казачек, благотворительный фонд «Казачья школа»); 2 - общероссийские (Союз казаков, Союз казачьих формирований); 12 - межрегиональных (Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско, Казачий фонд культуры, Великое братство казачьих войск, Всеуральское казачье войско, общество «Казачье братство», Астраханское казачье войско, Объединенные казачьи войска Сибири, Уссурийское казачье войско, Белый союз казачьих войск). Официальными целями движения провозглашались развитие казачьей культуры, традиций, духовности, воспитание молодежи, патриотизм, возрождение традиционной казачьей службы. Руководством движения использовались те идеологические принципы, которые лежали в основе существования казачества в дореволюционный период. Однако законодательная база, существовавшая в 1990-1991гг., позволяла действовать только в соответствии с законодательством об общественных объединениях. Казачество, как явление, вопреки насаждающимся представлениям, отнюдь не однозначно. По крайней мере, оно заключает в себе двоякое содержание, возникшее как итог многовекового развития. В 1989-1991 гг. произошло становление первых организации казаков в Ростовской области, с их последующим региональным объединением. Сформировалась исходная идеология, возникла первоначальная собственная экономическая и организационная база возрождающегося казачества. Донское казачество поддерживало те казачества, которые заявили о создании своих национально-государственных образований: Донской, Приднестровской и др. республик. Таким образом, казачество, переставая быть только культурно-историческим и общественно-патриотическим, вступило в новый этап своего развития. Этот процесс развивается без заметного непосредственного прямого влияния политических партий. Ведущим направлением деятельности движения признается духовное, историческое возрождение казачества, как самобытной, этнической формации, воспитание патриотизма, сохранение и воссоединение культурных традиций и обычаев. С 1994 года органы власти начали регистрацию органов территориального самоуправления казаков в рамках административных границ районов и городов. 27 октября 1996 года Большой объединительный Круг принял решение о создании новой структуры. Было создано Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское - орган территориального общественного самоуправления, объединяющего уже давно созданные казачьи общества: хуторские, станичные, окружные. Стал очевиден факт, что казачье движение переросло рамки общественной организации и становится органом территориального общественного самоуправления. Казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в этот период казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий. Выход Закона о жертвах политических репрессий, о репрессированных народах, а затем Указов Президента РФ дал могучий толчок процессу возрождения казачества. Происходит возрождение прогрессивных казачьих традиций в области экономической, социальной, политической и духовной жизни: поддержка казачьего движения государством - все это позволило в сравнительно короткий срок завершить организационную стадию движения, принять программные и уставные документы, сломать стереотипы негативного отношения к казачеству. Вместе с тем, позиция казачества не участвовать в политике оказалась нереальной. С 1992 года движение заметно политизируется, особенно после того, как казачество стало ставить вопрос о своем месте "во власти". Этому способствовали слом командно-административной системы, углубление экономического, социального и политического кризиса в стране, начавшийся распад СССР. В это время происходит развал общественной организации Всевеликое Войско Донское (выход из организации Ростовского казачьего округа полностью Черкасского, Таганрогского и др. почти всех казачьих организаций). Правление Войска под руководством Козицына Н.И., поддержав на выборах Губернатора Ростовской области представителя Коммунистической партии Иванченко Л.А., образовало и учредило Казачью партию, не осознавая, что казачество всегда было вне партий. Больших успехов это мероприятие не принесло, казачество не приняло партийную идеологию. Необходимо отметить, что вся деятельность Правительства Российской федерации в государственном регулировании развития системы казачьих организаций приобретает черты целенаправленной поддержки возрождения казачества, как сословия, предназначенного для несения государственной, в основном, военной или связанной с ней службой, что является нежизненной в основе своей, линией. Во-первых, ошибочна идея абсолютизации возрождения казачьей общины. Еще в начале XX века капитализм обнажил ее пороки. К 1917 году недовольство ею среди казаков носило массовый характер реформы на казачьи земли. Казаки требовали ликвидации сословных обязанностей, введения военной службы на общих основаниях. Именно на этом большевики и поймали их, издав соответствующие декреты в конце 1917 года. Во-вторых, правительственные намерения наделить землей казаков самым болезненным образом заденут интересы не казаков, составляющих в традиционных казачьих районах свыше 70-80% общей массы населения. Попытки ее реализации потребуют мобилизации, как минимум 50-60% всего наличного земельного массива. В-третьих, нереальным является план возрождения прежних казачьих войск, которые были порождением феодальной системы, отвечали требованиям лишь того времени. Уже возникновение механизированных армий в 20 веке поставило под вопрос и само их существование. Принятие федерального закона "О российском казачестве '' (1996 г.) обусловлено необходимостью определения правового статуса российского казачества, создания правовых условий для его возрождения. Проект закона регулирует отношения, связанные с созданием казачьих общин, казачьих общественных объединений и казачьих обществ с учетом исторических особенностей казачьего землепользования, хозяйственного уклада. Рассматривается привлечение казачьих обществ к государственной и иной службе. Закон содержит понятия: "казак", "российское казачество", "казачье общество", "казачья община" и ряд других. Под "российским казачеством" понимается общность граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам или вступившим в организации российского казачества на добровольной основе. Из смысла определения, очевидно, что российское казачество это не объединение "этнически чистых" казаков, а оно включает в себя как потомков казаков, так и лиц, не являющихся потомками казаков, но считающих себя казаками. Такой подход оставляет открытыми двери в казачество для гражданина любой национальности, разделяющего идеи казачьего движения. Закон не обошел вниманием и третью форму самоорганизации казачества - общественные объединения казачества. К ним относятся разнообразные союзы казаков, братства, ассоциации, которые преследуют, по преимуществу, культурно-просветительные цели. Данные объединения не имеют право на заключение договоров о несении государственной и иной службы с органами власти и получение в связи с этим льгот, а также на свое наименование тождественное наименованию казачьего общества. Например, название Всевеликого Войска Донского может принадлежать только казачьему обществу, включенному в государственный реестр. Центральное место в законе занимает раздел о службе российского казачества. Служба казачества разделяется на два вида: - военная служба; - служба на основании договоров с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Военная служба осуществляется казаками как, в общем, для всех граждан порядке, так и в особенном порядке - в резерве постоянной готовности. Казаки, наряду с выполнением ими службы и иной деятельности зачисляются в резерв постоянной готовности Вооруженных Сил и Пограничных войск Российской Федерации для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Необходимость создания резерва быстрого реагирования продиктована самой жизнью. Чеченские события выявили потребность в наличии хорошо обученных, подготовленных, мобильных, морально-устойчивых сил, способных самостоятельно решать поставленные задачи во внутреннем конфликте в "мирное" время. Такими силами и призваны быть казачьи резервные войска. Формирование таких войск позволит также говорить о службе казачества как об особом виде государственной службы, имеющем свою специфику. Для казаков, состоящих на военной службе, в проекте закона предусматривается установить традиционные казачьи чины. Служба казаков на основании договоров с органами власти позволит закрыть направления, где государство испытывает наибольшие трудности, а казаков обеспечить рабочими местами, привлечь их государственной службе. Казачье движение явилось прямым следствием реформирования государственной, политической и экономической систем общества, и оно, естественно, несёт в себе все противоречия, сложившиеся в нашем государстве.
|