КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию. Абстракция – формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т.е. путём использования лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Агностицизм – философское учение, согласно которому невозможно познание сущности материальных вещей. Аксиология – учение о природе ценностей, их месте в человеческой жизнедеятельности. Анализ – процедура мысленного, а также реального расчленения предмета, процесса на части. Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бытие – философская категория, обозначающая действительность в её качественной определённости. Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличиии условий для его возникновения. Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Время – всеобщая форма бытия, выражающая его длительность и последовательность смены состояний систем и процессов в мире. Вульгарный материализм – течение в философии, представляющее сознание как разновидность материи. Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от которых зависит дальнейший социальный прогресс. Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом. Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы природы познания и его возможностей, всеобщие законы познавательной деятельности. Гуманизм – система воззрений, признающая человека как главную ценность социального развития. Движение – способ существования бытия как изменение вообще. его всеобщий атрибут. Дедукция – процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, далее не вмешивается в закономерное течение его событий. Действительность – объективная реальность как актуально наличное бытие, как единство сущего и существования, реализующее определённые возможности. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях становлении, развития бытия и познания. Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Заблуждение – несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа – объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики. Закон – необходимое, существенное,устойчивое повторяющееся отношение между явлениями. Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Идеализация – мысленное конструирование понятий об объекте, несуществующего в действительности, но имеющего прообраз в реальном мире. Идеализм – философское напраление, утверждающее, сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно. Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Индетерминизм – учение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, сложившееся на основе общего и особенного. Индукция – вид обобщения, связанный с вероятным предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Иррационализм – течение в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания. Истина – адекватное отражение объекта субъектом, соответствие знаний действительности. Картина мира – закреплённые в определённых понятиях свойства мира и отношени к нему человека. Культура – система образцов человеческой жизнедеятельности, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру. Личность – мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях. Материализм – философское направление, которое считает первичным материю, природу, а сознание, дух, психическое вторичным как свойство материи. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. Метафизика – противоположный диалектике подход к пониманию мира, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к миру и к самому себе. Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений. Монизм – способ рассмотрения многобразия явлений мира по принципу одного начала, единой основы (субстанции). Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей действительности. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности. Наука – сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Состояние, противоположное бытию. Необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи. Общество – система общественных отношений, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Объект – явления действительности, которые преобразуются под воздействием человека и становятся предметом познания. Объективный идеализм – признание духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Онтология – учение о бытии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Ответственность – философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир (природу). Парадигма – модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Познание – высшая форма регулятивной деятельности человека, связанная с созданием идеально-знаковых систем и с осознанием направленности субъекта к внешнему миру. Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Практика – материальная, общественная, целеполагающая деятельность людей по преобразованию окружающего мира. Причина – взаимодействие двух или нескольких явлений, порождающее другое явление. Прогнозирование – вероятное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем. Прогресс – развитие, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Пространство – всеобщая форма бытия, характеризующая протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов системы. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира и познания. Развитие – необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в познании. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Сознание – высший уровень психической активности человека как осознание бытия, субъективный образ объективного мира. Субстанция – сущность, нечто лежащее в основе мира. Субстрат – совокупность относительно простых образований, взаимодействие которых обусловливает свойства систем и процессов. Субъект – человек, группа людей, общество в целом как носители активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания. Субъективный идеализм – признание сознания человека как первоначала мира. Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия. Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений. Техника – система искусственных органов деятельности общества. Трансцендентальный – аспекты бытия, выходящие за сферу человеческого опыта. Философия – высшая форма мировоззрения, вырабатывающая целостное миропонимание, осознания человеком своего «Я» и своего места в мире. Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
|