Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Жена должна служить своему супругу.




Читайте также:
  1. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.
  2. В дипломной работе должна быть разработана система электроснабжения технологической установки и питания собственных нужд
  3. В каких случаях система АПС должна подавать сигналы?
  4. В любом случае норма управляющего персонала не должна превышать 15-17 человек, иначе коллектив становится неуправляемым.
  5. ВКР является авторской рукописью и должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми для научных работ требованиями.
  6. Возрастная категория, в которой танцевальная пара должна выступать в течение всего календарного года, определяется по году рождения старшего спортсмена в паре.
  7. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?
  8. Глава 5. Ваша цель должна стать ощутимой: от фантазии к реальности.
  9. Дипломная работа должна базироваться на основе материалов преддипломной практики.
  10. Доверяйте своему мозгу.

Необходимо отметить, что некоторые из хадисов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем – это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по-разному трактуют этот вопрос. Так, Шайх аль-Ислам Ибн Таймиййа в аль-Фатава (2 / 234‑235) пишет:

«Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных ‑ например, для верховых животных, и т. п.

Некоторые ученые говорят: «Супруга вовсе не обязана этим заниматься». Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон ‑ соратник другого человека и его сожитель ‑ не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона.

Говорят также – и это правильно, – что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга «трудится ради супруга» согласно Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (как говорилось выше, с. 270). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника ‑ служить, и это соответствует закону.

Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, ‑ а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой».



Итак, абсолютно верно ‑ если того пожелает всевышний Аллах, ‑ что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг ‑ в аль-Фатх (9 / 418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи – об этом сообщается в аз-Заад (4 / 46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому.

Кое-кто утверждает следующее: “Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд”. Это утверждение не выносит никакой критики ‑ ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей – расходы, связанные с содержанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, ‑ и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности – служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению айта. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, ‑ что и требовалось доказать.



В продолжение той же темы добавим: если мужчина возлагает обязанности по ведению домашнего хозяйства на себя, мы получаем своего рода парадокс – мужчина выполняет функцию добытчика в семье, другие свойственные ему функции, а женщина сидит дома и ничем себя не утруждает. Безусловно, с точки зрения Шариата, установившего паритет прав между мужчиной и женщиной и предоствившего мужчине определеные преимущества перед жещиной, такая ситуация более чем абсурдна. Именно поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не ответил на жалобу Фатымы, мир ей, когда она явилась к нему, чтобы пожаловаться на то, что вынуждена сама брать в руки мельницу и молоть зерно. Тогда ей сказали, что к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел какой-то невольник, и Фатыме не удалось встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Фатыма рассказала обо всем Аише, и когда пришел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, Аиша пересказала ему жалобу Фатымы. Али, да будет доволен им Аллах, далее рассказывает:



“К нам пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а мы тогда взяли свои ложа и стали собирать их после сна. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Погодите-ка. А затем подошел и сел между нами так близко, что обратной стороной стопы я почувствовал холод, идущий от его ног. Он продолжил: Всякий раз, когда вы меня спрашиваете о чем-нибудь, я даю вам совет, как поступать правильно, – не так ли? Так вот: всякий раз, когда вы собираете свои ложа после сна или, напротив, расстилаете их перед сном, тридцать три раза повторите “Хвала Аллаху!”, тридцать три раза – “Слава Аллаху!”, и тридцать четыре раза – “Аллах велик!” Это лучшее для вас, чем любой из слуг. [Али говорил: С тех пор я так и поступаю. Кто-то спросил: А как же в ночь битвы при Сиффине? Али ответил: И в ночь битвы при Сиффине!]”.

Этот хадис передает аль-Бухари (9 / 417‑418).

Как следует из хадиса, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не сказал Али: Это не ее работа, ‑ или: Это твоя обязанность. Как говорил Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в этом своем решении не встал на сторону кого-либо из супругов, а был нейтрален. Желающие изучить этот вопрос во всех его нюансах могут обратиться к великолепной книге Ибн аль-Каййима Заад аль-ма‘ад (4 / 45‑46).

Ни один из выше приведенных хадисов, предписывающих женщине служить своему супругу, не запрещает мужчине помочь женщине в работе по дому, если у супруга найдется для этого свободное время и силы. Такое поведение мужчины свидетельствовало бы о полной гармонии в отношениях между супругами. Так, госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

“Бывало, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, помогал супруге в ее делах, то есть в ее хлопотах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться”.

Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 129, 9 / 418), ат-Тирмизи (3 / 314) – он счел хадис достоверным, аль-Мухаллис в аль-Мухаллисыйат (66 / 1) и Ибн Са‘д (1 / 366). В сочинении аш-Шама’иль Ибн Са‘д приводит этот хадис со слов Аиши с другим иснадом в такой редакции:

«Он был обыкновенным человеком – сам чистил одежду от паразитов, сам доил козу, ухаживал за собой».

В иснаде к этому хадису один из передатчиков признан слабым[266].

Однако Ахмад и Абу Бакр аш-Шафи‘и передавали тот же вариант хадиса с надежным иснадом – я исследовал его в книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 670). К Аллаху прибегаю за помощью.

Таковы они, правила супружеской жизни. Написать о них в этой книге меня сподобил Аллах, благословенный и всевышний. «О Господи, хвала Тебе и слава. Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя одного. Прибегаю к Тебе за прощением и пред Тобой».


 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

СЛОВО АВТОРА. 3

ВВЕДЕНИЕ. 6

1 – Во время брачной церемонии жених обращается с невестой обходительно. 7

2 – Новобрачный прикладывает руку к голове невесты и молится за нее. 7

3 – Совместная молитва супругов. 8

4 – Что следует сказать супругу перед совокуплением с женой. 9

5 – Как совокупляться с супругой. 9

6 – Запрет на сношение с женщиной через задний проход. 10

7 – О неполном омовении ( вуду’ ) между половыми актами. 11

8 – Лучше совершить полное омовение ( гусль ). 11

9 – Супруги могут совершать полное омовение вместе. 13

10 – О неполном омовении, совершаемом оскверненным перед сном. 15

11 – Обязательно ли неполное омовение в этом случае. 16

12 – Об омовении без воды ( тайаммум ) вместо частичного омовения водой ( вуду’ ). 17

13 – Лучше совершить полное омовение перед сном. 17

14 – Вступать в половой акт с женщиной, имеющей месячные, запрещено. 17

15 – Об искуплении для мужчины, который вступил в половой акт с женщиной, имеющей месячные. 18

16 – О том, что дозволено мужчине, когда у женщины месячные. 19

17 – С какого момента совокупление считается дозволенным, если месячные у женщины прекратились. 19

18 – Мужчине позволено совершать семяизвержение таким образом, чтобы семя не попадало в детородные органы женщины. 21

19 – Лучше отказаться от ‘азля . 22

20 – Намерения супругов при вступлении в брак. 24

21 – Что следует сделать жениху наутро после первой брачной ночи. 26

22 – О том, что мыться следует дома. 26

23 ‑ Запрет на разглашение подробностей интимной жизни супругов. 27

24 – Жених должен устроить свадебное угощение. 27

25 – Правила свадебного застолья. 28

26 – Во время свадебного застолья можно обойтись без мяса. 30

27 – Зажиточные люди делают денежные взносы, участвуя таким образом в подготовке свадебного застолья. 30

28 – Запрещено приглашать на свадьбу лишь богатых людей. 30

29 – Приглашение на свадьбу следует принять. 31

30 – Приглашение следует принять даже тому, кто в это время соблюдает пост. 31

31 – Разговение ради приглашающей стороны. 31

32 – Человеку, прервавшему добровольный пост ради свадебной трапезы, не обязательно проводить в посте еще один дополнительный день. 34

33 – Гость покидает дом, если он заметил в нем проявление греховного. 34

34 – О том, как следует вести себя в гостях. 36

35 – Слова «Благополучия и сынов» ‑ пожелание язычников. 40

36 – Невесте дозволено ухаживать за гостями. 40

37 – Пение и игра на бубнах. 41

38 – Нарушать законы шариата запрещено. 43

39 – О запрете для женщин на ношение золотого кольца и других украшений из золота кольцевидной формы. 56

40 – Мужу надлежит относится к супруге великодушно. 75

41 – Советы супругам. 78

 


[1] Коран, 3 (“Семейство Имрана”) : 102.

[2] Коран, 4 (“Женщины”) : 1.

[3] Коран, 33 (“Сонмы”) : 70, 71.

[4] Коран, (“Йа син”) : 11.

[5] В Мухтасар Сахих Муслим , составленном имамом аль-Мунзири, этот хадис находится под номером 1860. ‑ Подготовлено к публикации аль-Альбани. Издательство “аль-Мактаб аль-Ислями” (“Исламская школа”).

[6] Этот хадис приводится в Сахих имама Муслима. В Мухтасар Сахих Муслим , составленном имамом аль-Мунзири, этот хадис находится под номером 72. ‑ Подготовлено к публикации аль-Альбани. Издательство “аль-Мактаб аль-Ислями”.

[7] Коран, 30 (“Румы”) :21.

[8] Этот хадис с хорошим иснадом приводят Ахмад и ат-Табарани. Ибн Хиббан полагал, что иснад этого хадиса в передаче от Анаса можно признать надежным. Есть похожие хадисы ( шахиды ), свидетельствующие о достоверности этого предписания, – речь о них пойдет ниже в разделе 19.Здесь и в дальнейшем хадисологический термин шáхид ‑ “свидетель”, “подтверждающий хадис”, необходимо отличать от шахúд – “воин, павший в бою”, “мученник”.– Прим. переводчика.

[9] Коран, 25 (“Различение”) : 74.

[10] Коран, 77 (“Посылаемые”) : 41‑44.

[11] (в оригинале «دخل على زوجته», то есть «войдя к жене, муж обращается…»)

[12] То есть: прихорошив Аишу.

[13] То есть для того, чтобы жених взглянул на невесту, сняв с нее покрывало.

[14] То есть дружке.

[15] Ахмад приводит этот хадис (6 / 438, 452, 453, 458) в полной и сокращенной версиях, предворяя его двумя иснадами, причем один из иснадов укрепляет другой – на это указал аль-Мунзири (4 / 29). Этот же хадис приводит аль-Хумайди в своем Муснаде (61 / 2). Данный хадис имеет подтверждение в другом хадисе со слов Асмы бинт Умайс – его приводят ат-Табарани в ас-Сагир и аль-Кябир , а также Абу-ш-Шайх в Тарих Исбахан (282‑283) и Ибн Абу ад-Дунйа в книге ас-Самт (26 / 2).

[16] в оригинале «وضع اليد على رأس الزوجة والدعاء لها», то есть «Новобрачный прикладывает руку к голове новобрачной (или жены) и молится за нее (делает дуа)»

[17] в оригинале «عند البناء بها», то есть «непосредственно перед совокуплением или до этого, мужчине следует приложить руку ко лбу жены…»

[18] Как поясняет аль-Лисан , челка – это прядь волос, растущих над лбом.

[19] Уготовил ей ‑ значит создал ее, сделав склонной к этому по своей природе. ‑ Нихайа Примечание автора: В этом хадисе недвусмысленно указано на то, что Аллах – творец как доброго, так и злого. Данный тезис противоречит всему, что говорят му‘тазилиты и им подобные, – а именно, что зло, якобы, не является творением Господа, благословенный Он и всевышний, и что Господь в Своей сущности не может быть создателем злого. Такие утверждения ставят под сомнение полноту власти Всевышнего Господа – ведь Он, благословенный и всевышний, обладатель совершенного могущества. Подробно об этом говорится в сочинениях, специально посвященных данной теме, – одним из лучших среди них является книга Ибн аль-Каййима Шифа’ аль-‘алиль фи аль-када’ ва-ль-кадр ва-т-та'лиль («Излечение недуга в вопросах судьбы и предопределения, а также разъяснение его причины»). Желающие могут обратиться к этому сочинению. Законно ли использовать такую молитву при покупке, скажем, автомобиля? Полагаю да – если покупатель желает, чтобы покупка была удачной, опасаясь скрытых дефектов машины.

[20] Этот хадис с хорошим иснадом приводят аль-Бухари в Аф‘ал аль-‘ибад (с. 77), Абу Дауд (1 / 337), Ибн Маджа (1 / 592), аль-Хаким (2 / 185), аль-Байхаки (7 / 148), а также Абу Йа‘ла в Муснаде (лист 308 / 2). Аль-Хаким доказал, что иснад этого хадиса надежен, с чем согласился аз-Захаби. Аль-Хафиз аль-Ираки в Тахридж аль-Ихйа’ (1 / 298) сказал так: «Иснад его хорош». Упомянув этот хадис в предисловии к сочинению аль-Ахкам аль-кубра , Абд аль-Хакк аль-Ишбили указал тем самым на надежность его иснада (42 / 2). Так же поступил Ибн Дакык аль-‘Ид в сочинении аль-Илмам (127 / 2).

[21] Примечание автора: Тем самым асхабы дали понять, что гость может идти впереди хозяина дома лишь в том случае, если на то есть разрешение последнего – так, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Нельзя идти впереди хозяина в его доме или в пределах его владений”. Этот хадис в своем сочинении Сахих приводит Муслим, а также Абу Аввана ‑ в одноименном сочинении. В Сахих Абу Дауда этот хадис приводится под номером 594.

[22] Этот рассказ в своем сочинении аль-Мусаннаф приводит Абу Бакр ибн Абу Шайба (том 7, лист 50, страница 1; том 12, лист 43, страница 2). Тот же рассказ приводит Абд ар-Раззак (6 / 191‑192). Иснад этого сообщения надежен вплоть до имени Абу Са‘ида ‑ личности малоизвестной. Мне удалось найти это имя у аль-Хафиза – он упоминает Абу Са‘ида в своем сочинении аль-Исаба , называя его среди тех, кто передавал хадисы со слов хозяина Абу Са‘ида ‑ Абу Усаййида Малика ибн Раби‘а аль-Ансари. Позже я встретил Абу Са'ида среди имен надежных передатчиков у Ибн Хиббана. Ибн Хиббан сообщает (5 / 588 – индийское издание) об Абу Са‘иде следующее: «Он передает сообщения со слов нескольких асхабов, а с его слов рассказывал Абу Надра». Затем Ибн Хиббан приводит тот же рассказ, но без слов Абу Са'ида: … Если к тебе вошла супруга… ‑ и далее по тексту, приведенному выше. В этой редакции у Ибн Абу Шайбы рассказ приводится в т. 2, л. 23, с. 1.

[23] Приводим это имя с буквой ха , огласованной фатхой . В оригинале имя написано без диакритических точек – харир . В своем сочинении аль-Муштабах аз-Захаби приводит это имя, написанным через букву ха , и сообщает об Абу Харизе следующее: «Он был асхабом». Но в другом своем сочинении, ат-Таджрид , аз-Захаби противоречит сам себе и упоминает то же имя с буквой джим и буквой ра , огласованной кесрой . Так вслед за аз-Захаби это имя передает Ибн Насыр ад-Дин в своем сочинении ат-Таудых , однако при этом Ибн Насыр ад-Дин приводит два других варианта написания того же имени, не совпадающие с вариантами, приведенными выше. Аллах лучше знает.

[24] Абу Бакр ибн Абу Шайба приводит этот рассказ в аль-Мусаннаф . В своем одноименном сочинении тот же рассказ приводит Абд ар-Раззак (6 / 191 / 10460‑10461). У обоих авторов это сообщение имеет надежный иснад. Ат-Табарани приводит тот же вариант рассказа, но с двумя иснадами (3 / 21 / 2). В сочинении аль-Му‘джам аль-аусат мин аль-джам‘ байнаху ва-байн ас-Сагир (166 / 2) ат-Табарани приводит второй вариант рассказа с дополнением ‑ в передаче со слов аль-Хусайна ибн Вакыда через Ата’ ибн ас-Са’иба, Абу Абд ар-Рахмана ас-Сильми и Абдаллаха ибн Мас‘уда, передающего слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Когда жена входит к своему супругу, мужчина встает, а она становится позади него. Затем они вместе совершают молитву в два рак‘ата . Мужчина говорит: О Господи! Благослови меня моим семейством и благослови их мной. О Господи! Подай им пропитание от меня и подай мне пропитание от них. О Господи! Соедини нас, когда Ты соединяешь во благо, и раздели нас, если Ты разделяешь во благо».

При этом ат-Табарани замечает: «Этот хадис со слов Ата’ не передавал никто, кроме аль-Хусайна».

Примечание автора: Ат-Табарани имел в виду, что со слов Ата’ этот хадис в форме марфу‘ (то есть в такой его редакции, когда в содержательной части хадиса цитируются слова самого Посланника Аллаха. – Прим. переводчика) передавал только аль-Хусайн. Известно, что Ата’ ибн ас-Са’иб с годами потерял рассудок, однако с его слов этот же хадис, но в форме мавкуф (то есть в такой редакции хадиса, когда в его содержательной части приводятся не слова Посланника Аллаха непосредственно, а высказывания асхабов, основанные на словах и поступках Пророка. – Прим. переводчика) передавал также Хумад ибн Зайд. При этом Хумад был прав – он передавал со слов Ата’ до того, как тот помешался. Именно поэтому мы поместили слова Ибн Мас'уда из этого варианта хадиса в матн (содержательная часть хадиса. – Прим. переводчика) сообщения, которое приводится выше в основном тексте, и приводим их там как дополнение.

Затем я обнаружил еще один путь передачи этого хадиса со слов Ибн Мас'уда – его приводит ас-Сакафи. См.: «Если кто-либо из вас женился…» в аль-Му‘джам .

У этого хадиса есть шахид (то есть достоверный хадис того же содержания, но переданный в других словах. – Прим. переводчика) в форме марфу‘ со слов Сальмана. Его приводят Ибн Адий (71 / 2), Абу Ну‘айм в Ахбар Исбахан (1 / 56) и аль-Баззар в своем Муснаде – здесь хадис приводится со слабым иснадом. Я говорил по этому поводу в Му‘джам аль-хадис – там хадис начинается словами: «Если кто-либо из вас женился…». Этот хадис со слов Сальмана и Ибн Аббаса приводит также Ибн Асакир (7 / 209 / 1‑2).

Абд ар-Раззак (6 / 192) рассказывал со слов Ибн Джурайджа следующее: «Говорили, что когда Сальман аль-Фариси вступал в брак и входил к невесте, то остановился в дверях – все было занавешено. Тогда Сальман сказал: Не знаю что и думать – в вашем доме болеют лихорадкой или Кинда превратилась в Каабу?! Клянусь Аллахом, я не войду туда, пока не будут сорваны покрывала!

Когда покрывала сорвали, <…> Сальман вошел <…> и направился к супруге. Он возложил руку ей на голову <…> и сказал: Покорна ли ты мне, да смилуется над тобой Аллах? Супруга ответила: Та, рядом с которой ты сидишь, покорна тебе. Сальман продолжил: Воистину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, как-то раз сказал мне: Если ты однажды женишься, то пусть первое, о чем вы условитесь, будет договоренность о повиновении Аллаху, ‑ а теперь вставай и вместе совершим молитву в два рак‘ата . Как только услышишь, что я призываю, говори: Амин. Так они совершили молитву в два рак‘ата , а жена повторяла: Амин. Сальман провел ночь вместе с супругой. А наутро к нему пришли друзья. Один из них отвел Сальмана в сторону и спросил: Ну, как ты находишь супругу? Сальман оставил его без ответа. Затем подошел второй, третий. Увидев такое, Сальман повернулся к друзьям и сказал: Да смилуется над вами Аллах! К чему спрашивать о том, что скрыто за стенами, покрывалами и занавесями?! Разве разумно мужчине спрашивать о том, что и так понятно без слов».

Очевидно, в иснаде этого хадиса есть лакуна.

[25] Этот хадис со слов Ибн Аббаса приводят аль-Бухари в Сахих (9 / 187), все авторы сборников Сунан за исключением ан-Наса’и – он приводит его в аль-Ишра (79 / 1), Абд ар-Раззак (6 / 193‑194) и ат-Табарани (3 / 151 / 2). И лишь в аль-Ирва’ (2012) этот хадис приводится в самом полном виде.

[26] Коран, 2 (“Корова”) : 223.

[27] Этот хадис приводят аль-Бухари (8 / 154), Муслим (4 / 156), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса' (76 / 1‑2), Ибн Абу Хатим (л. 39 / 1 ‑ махмудиййа ) – ему принадлежит дополнение в квадратных скобках, аль-Багви в Хадис Али ибн аль-Джa'д (8 / 79 / 1), аль-Джурджани (293 / 440), а также аль-Байхаки (7 / 195), Ибн Асакир (8 / 93 / 2) и аль-Вахиди (с. 53), который говорил: «Шайх Абу Хамид ибн аш-Шаркы как-то сказал: Это великолепный хадис, который равен сотне хадисов».

[28] То есть на боку. ‑ Нихайа .

[29] То есть осложнилось, приняло серьезный оборот.

[30] Этот хадис приводят Абу Дауд (1 / 377), аль-Хаким (2 / 195, 279), аль-Байхаки (7 / 195), аль-Вахиди в аль-Асбаб (с. 52) и аль-Хаттаби в Гариб аль-хадис (73 / 2). Иснад этого хадиса хороший. Аль-Хаким посчитал его иснад надежным по условию Муслима! С ним согласился аз-Захаби.У этого хадиса имеется другой путь передачи, более короткий – он приводится у ат-Табарани (3 / 185 / 1).У этого хадиса есть также шахид , передаваемый со слов Ибн Умара. Ан-Наса’и приводит его в аль-Ишра (76 / 2) с надежным иснадом. Тот же ан-Наса’и, а также аль-Касим ас-Саркасти в аль-Гариб (2 / 93 / 2) и другие авторы приводят со слов Са‘ида ибн Йасара следующее: «Я сказал Ибн Умару: Мы покупаем наложниц и делаем им кисло. Ибн Умар спросил: Что значит: делаем им кисло? Я ответил: Сносимся с ними через задний проход! Ибн Умар сказал: Тьфу! Разве так поступает мусульманин?!»

Примечание автора: Иснад этого хадиса надежен. В нем содержится нарочито резкое неодобрение Ибн Умаром сношения с женщиной через задний проход. Мнение ас-Суйуты в Асбаб ан-нузуль , а также соображения других авторов, приводимые в их работах в опровержение этого сообщения, определенно ошибочны ‑ на это не следует обращать внимание.

[31] Имеются в виду женщины из числа мухаджиров и ансаров.

[32] В одном из значений «упасть ничком» ‑ значит «упереться руками о землю». Словарь аль-Камус поясняет: «упасть ничком» значит «упереться руками в колени или о землю, либо упасть лицом вниз».

[33] То есть только одним способом ‑ через вагинальный проход. В ан-Нихайа находим: кляп ( сымам ) – это то, чем закрывают вагину, поэтому иногда вагину тоже называют кляпом ( сымам ).

[34] Этот хадис приводят Ахмад (6 / 305, 310‑318) – в данном случае хадис приводится в его редакции, а также ат-Тирмизи (3 / 75) – он посчитал этот хадис надежным, Абу Йа‘ла (329 / 1), Ибн Абу Хатим в Тафсире (39 / 1 ‑ махмудиййа ) и аль-Байхаки (7 / 195). Иснад этого хадиса признан надежным по условию Муслима.

[35] Говоря о седле, Умар ибн аль-Хаттаб подразумевал положение, находясь в котором вступил в интимную связь с женой, – он совокупился с ней через вагину, находясь позади супруги, в то время как обычно мужчина находился поверх женщины, как-будто оседлав ее, а женщина была обращена лицом к мужчине. В данном случае Умар имел сношение с супругой, находясь позади нее, как-будто сев в седло с другой стороны. В данном случае не суть важно, что именно подразумевал Умар под словом рахль – приют, стоянку либо седло, в котором обычно сидят на верблюде, то есть кур . ‑ Нихайа .

[36] Этот хадис с хорошим иснадом приводят ан-Наса’и в аль-Ишра (76 / 2), ат-Тирмизи (2 / 162 – булакское издание), Ибн Абу Хатим (39 / 1), ат-Табарани (3 / 156), а также аль-Вахиди (с. 53). Ат-Тирмизи назвал иснад этого хадиса хорошим.

[37] Как говорится в ан-Нихайа , все три слова ‑ ушко, прокол, дыра – в общем имеют одно значение – отверстие, проход.

[38] Этот хадис приводят аш-Шафи‘и (2 / 260) – аш-Шафи‘и укрепил этот хадис, с его слов хадис передавал аль-Байхаки (7 / 196), а также ад-Дарими (1 / 145), ат-Тахави (2 / 25) и аль-Хаттаби в Гариб аль-хадис (73 / 2). Как сказал Ибн аль-Муляккын в сочинении аль-Хуласа , иснад этого хадиса надежен. У сообщения имеются другие пути передачи – они приводятся у ан-Наса’и в аль-Ишра (2 / 76 – 77 / 2), ат-Тахави, аль-Байхаки и Ибн Асакира (8 / 46 / 1). По словам аль-Мунзири один из этих путей можно считать хорошим (3 / 200). Ибн Хиббан (1299 ‑ 1300) и Ибн Хазм (10 / 70) посчитали надежным тот же путь передачи, что и аль-Мунзири. С ними согласен аль-Хафиз – об этом говорится в аль-Фатх (8 / 154).

[39] Этот хадис с хорошим иснадом в передаче от Ибн Аббаса приводят ан-Наса’и в аль-Ишра (2 / 77 – 78 / 1), ат-Тирмизи (1 / 218) и Ибн Хиббан (1302). Ат-Тирмизи посчитал этот хадис хорошим, а Ибн Рахавайх, как сообщается в Маса’ил аль-Марвази , полагал, что он достоверен (с. 221). Этот хадис передавался по другому пути – так, с хорошим иснадом в передаче от Абу Хурайры его приводят Ибн аль-Джаруд (334), Ибн Дакык аль-‘Ид ‑ он укрепил его (128 / 1), а также ан-Наса’и, Ибн Асакир (12 / 267 / 1) и Ахмад (2 / 272).

[40] Этот хадис с хорошим иснадом от Укбы ибн Амира приводит Ибн Адий (211 / 1). Существует передача этого хадиса от Ибн Вахба со слов Ибн Лухай‘и. У хадиса есть шахид в форме марфу‘ со слов Абу Хурайры ‑ его приводят Абу Дауд (номер 2162) и Ахмад (2 / 444 и 479).

[41] Этот хадис от Абу Хурайры приводят все авторы сборников Сунан , за исключением ан-Наса’и – он приводит его в аль-Ишра (78), а также ад-Дарими, Ахмад (2 / 408 и 476) – хадис приводится в его изложении, и ад-Дыйа’ в аль-Мухтара (10 / 105 / 2). Как я пояснил в сочинении Накд ат-Тадж , иснад этого хадиса надежен (номер 64).

Ан-Наса’и (лист 77 / 2) и Ибн Батта в аль-Ибана (6 / 56 / 2) передают от Тауса следующее: «Однажды кто-то спросил Ибн Аббаса: [что он думает] о тех, кто имеет сношение с женщиной через задний проход. Ибн Аббас переспросил: Он спрашивает меня о неверии ( куфр )?» Иснад этого хадиса надежен. В иснаде того же хадиса от Абу Хурайры есть слабое звено.

Аз-Захаби в Сайр а‘лам ан-нубаля' (9 / 171 / 1) пришел к следующему заключению: «В конечном счете все мы убедились, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал запретным задний проход женщины, и мы абсолютно уверены в этом его запрете. У меня имеется большая подборка хадисов на этот счет».

Примечание автора:Не стоит доверять выводу шайха Джамаль ад-Дина аль-Касими: «Эти хадисы слабые!» ‑ к которому он пришел в своем Тафсире (3 / 572). Во-первых, это мнение человека, который не является специалистом в данной области знаний. Во-вторых, такой вывод вступает в противоречие с результатами научных исследований, с мнением целого ряда имамов, признавших эти хадисы достоверными и хорошими, и, наконец, с заключением имама аз-Захаби о правомерности запрета, о чем свидетельствуют все собранные в этом разделе хадисы. В авангарде имамов, признавших эти хадисы достоверными, стоит Исхак ибн Рахавайх. За ним следуют ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Ибн Хазм, ад-Дыйа’, аль-Мунзири, Ибн аль-Муляккын, Ибн Дакык аль-‘Ид, Ибн Хаджар и многие другие имамы, жившие до Ибн Рахавайха и после него, ‑ их имена приводятся в других разделах нашей книги. Смотри, к примеру, аль-Ирва’ (7 / 65 ‑ 70).

[42] Этот хадис от Абу Са‘ида аль-Худри приводят Муслим (1 / 171), Ибн Абу Шайба в аль-Мусаннаф (1 / 51 / 2), Ахмад (3 / 28), Абу Ну‘айм в ат-Тыбб (2 / 12 / 1) – дополнение в квадратных скобках приводится в его редакции, а также другие авторы. Мы проанализировали исход этого хадиса в работе Сахих Сунан Аби Дауд – там хадис находится под номером 216.

[43] Этот хадис с хорошим иснадом передают Абу Дауд, ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (79 / 1), ат-Табарани (6 / 96 / 1), а также Абу Ну‘айм в ат-Тыбб (2 / 12 / 1). Аль-Хафиз укрепил этот хадис. По поводу этого хадиса я писал в Сахих ас-сунан – там он находится под номером 215.

[44] Этот хадис в одноименных сочинениях Сахих передавали аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Мы приводим этот хадис в редакции Муслима. Дополнение к хадису, заключенное в квадратные скобки, приводится у Муслима, а также в одной из передач у аль-Бухари. Аль-Бухари прокомментировал этот хадис в разделе “О полном омовении мужчины в присутствии супруги”. Аль-Хафиз в аль-Фатх (1 / 290) говорил так: “Ад-Дауди, используя этот хадис в качестве аргумента, считал дозволенным, чтобы мужчина видел гениталии своей женщины и наоборот – чтобы женщина видела гениталии мужа. Этот вывод подтверждается рассказом Ибн Хиббана со слов Сулаймана ибн Мусы – как-то раз он поинтересовался: можно ли мужчине видеть гениталии своей женщины? Сулайман рассказывал: «Я спросил Ата’, а он ответил: Я спрашивал об этом Аишу, и она привела мне этот хадис как тот, что в точности отвечает на поставленый вопрос».

Примечание автора:Это свидетельствует о ложности высказывания, приписываемого Аише, да будет доволен ею Аллаха: «Я ни разу не видела гениталий Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует», ‑ его приводит ат-Табарани в ас-Сагир (с. 27). Со слов ат-Табарани это высказывание Аиши передают Абу Ну'айм (8 / 247) и аль-Хатыб (1 / 225). В иснаде этого сообщения присутствует имя Бараки ибн Мухаммада аль-Халяби (араб. баракя – «благословение», «благодать». – Прим. переводчика). На самом деле в этом человеке нет ни капли благодати – он лжец и выдумщик. Именно поэтому аль-Хафиз Ибн Хаджар в аль-Лисан относит это сообщение к числу ложных.

У этого хадиса есть еще один путь передачи – он приводится у Ибн Маджи (1 / 226 и 593) и Ибн Са‘да (8 / 136). Здесь фигурирует имя некой клиентки, принадлежавшей Аише. Имя этой клиентки неизвестно, поэтому аль-Бусайри в своем сочинении аз-Заваид посчитал этот иснад слабым.

Есть также третий путь передачи этого хадиса – мы находим его у Абу-ш-Шайха в сочинении Ахляк ан-Набий, салла Аллаху алайхи ва-саллама (с. 251). Здесь фигурируют имена Абу Салиха или Базама – слабого передатчика, и лжеца Мухаммада ибн аль-Касима аль-Асади. От последнего дошел такой хадис: «Если кто-либо из вас входит к своей супруге, то пусть прикроется –супруги не обнажаются друг перед другом так, чтобы были видны их гениталии».

Ибн Маджа (1 / 592) приводит это сообщение со слов Утбы ибн Абд ас-Салями. В иснаде к нему фигурирует имя аль-Ахваса ибн Хакима – а он, как известно, слабый передатчик. Аль-Бусайри полагал, что имя аль-Ахваса в иснаде свидетельствует о его изъяне. В иснаде этого сообщения имеется еще один изъян – имя аль-Валида ибн аль-Касима аль-Хамадани, передававшего от аль-Ахваса. Аль-Валид слывет ненадежным передатчиком – слабым его считал Ибн Ма‘ин и другие авторы. Ибн Хиббан говорил об аль-Валиде так: «Он стоял особняком от надежных передатчиков, передавая хадисы, не похожие на хадисы последних, и перестал быть тем, к кому прибегают за доказательством».

Ссылаясь на выше изложенное, аль-Ираки в Тахридж аль-Ихйа (2 / 46) признал иснад этого сообщения слабым. Ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (1 / 79 / 1), аль-Mухлис в аль-Фаваид аль-мунтакат (10 / 13 / 1) и Ибн Адий (149 / 2 и 201 / 2) приводят это же сообщение со слов Абдаллаха ибн Сарджаса. Ан-Наса’и говорит о сообщении так: «Этот хадис отвергнут ( мункяр ), а Садака ибн Абдаллах (то есть один из его передатчиков) ненадежен».

Это же сообщение мурсаль ( мурсаль – араб. «отпущенный»: в качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле передатчик хадиса не слышал источник сообщения лично, все же при передаче сообщения используются слова, которые позволяют сделать допущение, что лицо, передающее хадис, услышало его непосредственно от своего источника, например: «Он сказал…». – Прим. переводчика) со слов Абу Кулябы в форме марфу‘ приводят также Ибн Абу Шайба (7 / 70 / 1) и Абд ар-Раззак (6 / 194 / 10467). Это же сообщение, но уже со слов Ибн Мас'уда приводят ат-Табарани (3 / 78 / 1), Ахмад ибн Мас'уд в Ахадис (39 / 1‑2), аль-Укайли в ад-Ду‘афа’ (433), аль-Батыркани в Хадис (156 / 1) и аль-Байхаки в Сунан (7 / 193). Аль-Байхаки счел это сообщение слабым, заметив: «Этот хадис передается лишь через Мандаля ибн Али, а он не слывет надежным передатчиком». Ниже аль-Байхаки приводит это же сообщение через Анаса, но вновь заключает: «Этот хадис отвергнут ( мункяр )».

Это же сообщение мы находим у Абд ар-Раззака (6 / 194 / 10469 и 10470).

Что касается другого сообщения: «Если кто-либо из вас совокупляется со своей супругой или наложницей, то ему не следует смотреть на ее гениталии – воистину, это приводит к слепоте», ‑ то оно является полнейшим измышлением ( мавду‘ ), – так утверждали имам Абу Хатим ар-Рази и Ибн Хиббан. К такому же выводу пришли Ибн аль-Джаузи, Абд аль-Хакк в Ахкям (143 / 1), а также Ибн Дакык аль-‘Ид в аль-Хуляса (118 / 2). Я разъяснил ущербность этого сообщения в своей работе «Слабые и ложные хадисы и их отрицательное влияние на общину верующих» ‑ там оно приводится под номером 195.

[45] Ибн Урва аль-Ханбали в аль-Кавакиб (575 / 29 / 1) по этому поводу говорил: “На основании этого хадиса и мужу, и жене дозволено видеть любой участок тела супруга и прикасаться к нему – половые органы не составляют исключения. Поскольку супругам дозволено воспользоваться половыми органами друг друга, им также дозволено смотреть на них и касаться их, как любого другого участка тела».Той же позиции придерживался Малик и другие ученые. Ибн Са‘д передавал такие слова аль-Вакиди: «По-моему, ни Малик ибн Анас, ни Ибн Абу Зи’б не считали бедой, если супруг видит наготу жены, а жена видит наготу супруга». Затем Ибн Урва сказал так: «Все же смотреть на половые органы нежелательно ( макрух ), так как Аиша говорила: Я не видела гениталий Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».

Примечание автора:Ибн Урва не обратил внимание на то, что иснад этого сообщения слабый. О причинах, по которым иснад следует признать слабым, мы говорили выше.

[46] Этот хадис приводят все авторы Сунан за исключением ан-Наса’и ‑ он цитирует его в другом своем сочинении ‑ аль-Ишра (76 / 1). Это сообщение также приводят ар-Руйани в аль-Муснад (27 / 169 / 1‑2, 171 / 1, 2), Ахмад (5 / 3‑4), аль-Байхаки (1 / 199) и Абу Дауд (2 / 171) – мы приводим хадис в его изложении. Иснад этого хадиса признан хорошим. Аль-Хаким посчитал его надежным. Аз-Захаби был того же мнения. Ибн Дакык аль-‘Ид укрепил иснад этого хадиса в сочинении аль-Илмам (126 / 2).

Ан-Наса’и истолковал это сообщение в разделе «Может ли женщина смотреть на половые органы супруга». Аль-Бухари прокомментировал этот хадис в Сахих в разделе «О том, кто совершает полное омовение один в укромном месте, будучи обнаженным, о том, кто прикрывается при омовении занавесью, а также о том, что лучше прикрываться занавесью». Ниже аль-Бухари приводит хадис Абу Хурайры, в котором сообщается, что Муса и Аййуб, мир им, совершали полное омовение в уединении, будучи обнаженными. При этом аль-Бухари подчеркнул, что слова из хадиса «Аллах более достоин того, чтобы пред Ним приходили в смущение» побуждают к тому, что является более правильным и совершенным, однако явно не указывают на его долженствование. Аль-Манави писал: «аш-Шафии полагал, что это высказывание следует воспринимать как рекомендацию. Среди тех, кто был того же мнения, ‑ Ибн Джарир. Он истолковал эту сентенцию в аль-Асар как рекомендуемое, поскольку от Аллаха, всевышний Он, нельзя скрыть ничего из того, чем наделены Его собственные создания, – обнажены они или нет».

Аль-Хафиз высказывает подобные соображения. Желающие могут обратиться к сочинению аль-Фатх (1 / 307).

[47] Этот хадис в своих одноименных сочинениях Сахих приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Мы проследили исход этого хадиса в работе Сахих Сунан Аби Дауд – там он находится под номером 218.

[48] Этот хадис приводят все авторы сборников Сахих , а также Ибн Асакир (13 / 223 / 2). Вторая передача хадиса дошла от Абу Дауда – как я пояснил в Сахих Аби Дауд (номер 217), она имеет надежный иснад. Третья передача дошла от Муслима, Абу Аваны и аль-Байхаки (1 / 210), а последняя приводится у Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана в их сочинениях Сахих , а также в ат-Тальхыс (2 / 156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность частичного омовения в указанных обстоятельствах – с таким выводом согласны большинство ученых. В следующем разделе мы остановимся на этом дополнении к хадису более подробно – ведь было бы логично предположить, что частичное омовение необязательно для того, кто не находится в состоянии скверны. Обратите внимание на комментарий к этому хадису ниже.

[49] То есть тот, кто злоупотребляет благовониями (араб. халюк – с огласовкой фатха над буквой ха ). Ибн аль-Асир говорил: “Подразумеваются дозволенные благовония, изготовленные из шафрана, а также другие виды благовоний. Запрет на них [для мужчин] связан с тем, что подобные благовония используются исключительно женщинами”.

[50] Это хороший хадис. Он приводится у Абу Дауда в Сунан (2 / 192‑193) – здесь хадис передается по двум разным иснадам, а также у Ахмада, ат-Тахави и аль-Байхаки – они передают хадис в одном из двух путей передачи. Ат-Тирмизи и другие ученые считали этот хадис достоверным. В связи с этим сообщением у меня имеется особое мнение ‑ я пояснил его в своем исследовании Даиф Сунан Аби Дауд (номер 29). Матн хадиса в первом способе передачи – это способ передачи, в котором мы приводим этот хадис, ‑ имеет два шахида – они приводятся у аль-Хайсами в его сочинении аль-Маджма‘ (5 / 156). На этом основании я посчитал хадис в этой передаче хорошим. Один из шахидов в передаче от Ибн Аббаса мы также находим у ат-Табарани в аль-Кябир (3 / 143 / 2).

[51] Ибн Хиббан приводит этот хадис в Сахих (232 ‑ Источники) от своего шайха Ибн Хузаймы. Аль-Хафиз, говоря о том же хадисе в своем сочинении ат-Тальхыс , также ссылается на Сахих Ибн Хузаймы – на это указывалось выше. Но тот же аль-Хафиз замечает: “Изначально этот хадис, приводимый в сочинениях Сахих Ибн Хузаймой и Ибн Хиббаном, не имел дополнения: …если пожелает”.Примечание автора: Однако в Сахих Муслима этот хадис приводится именно с таким дополнением (с. 114) ‑ это является явным свидетельством того, что омовение перед сном для оскверненного все же не является обязательной процедурой, хотя такой вывод и вступает в противоречие с мнением захиритов.

[52] Этот хадис приводят Ибн Абу Шайба (1 / 45 / 1), авторы сборников Сунан , за исключением ан-Наса’и – он приводит его в аль-Ишра (79‑80), а также ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Багви в Хадис Али ибн аль-Джа‘д (9 / 85 / 1 и 11 / 114 / 2), Абу Йа‘ла в своем Муснаде (224 / 2), аль-Байхаки и аль-Хаким. Аль-Байхаки и аль-Хаким признали этот хадис достоверным и, как я пояснил в Сахих Аби Дауд (номер 223), имели на то все основания. Афиф ад-Дин Абу-ль-Ма‘али в своем сочинении Ситтун хадисан (номер 6) приводит этот хадис в следующем изложении: «Если он просыпался к утру и у него возникала потребность в общении с семьей, он сначала шел к ним, а затем совершал полное омовение».В иснаде этого хадиса фигурирует имя Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах.Ибн Абу Шайба передавал такой хадис с хорошим иснадом со слов Ибн Аббаса: «Если мужчина совершил половой акт, а затем захотел повторить его, не будет бедой, если он отложит полное омовение на потом».Со слов Са'ида ибн аль-Мусаййиба: «Если нечистый пожелает, он может лечь спать до того, как совершит частичное омовение».Иснад этого хадиса надежен. Такова практика большинства мусульман.

[53] Ибн Абу Шайба (2 / 173 / 2) приводит этот хадис в передаче от аш-Ша‘би со слов Масрука со слов Аиши. Иснад хадиса надежен. Данный хадис служит подкрепляющим шахидом для сообщения, приведенного выше. Он также приводится у Ахмада (6 / 101 и 254) и Абу Йа‘лы ‑ в Муснаде (224 / 1). Я обнаружил еще один путь, по которому передавался этот хадис.

[54] Аль-Байхаки (1 / 200) передает этот хадис от Исама ибн Али со слов Хишама со слов его отца, рассказывавшего со слов Аиши. Аль-Хафиз в сочинении аль-Фатх (1 / 313) сказал так: “У этого хадиса хороший иснад ”.

Примечание автора:Хадис Аиши со слов Исама в форме мавкуф передавал также Абу Шайба (1 / 48 / 1) ‑ о мужчине, который находится в состоянии скверны после полового акта и хочет перейти ко сну, Аиша говорила следующее: «Он совершает частичное омовение или омовение без воды». Иснад этого хадиса надежен.

Хадис того же содержания в форме марфу‘ со слов Хишама ибн Урвы передавал Исма'ил ибн Аййаш. Так выглядит этот хадис в его изложении: «Если он совершал половой акт с какой-нибудь из своих жен и затем ему не хотелось вставать [с ложа], он бил ладонью о стену и совершал омовение без воды».

Этот же хадис со слов Букаййи ибн аль-Валида со слов того же Исма'ила ибн Аййаша передает также ат-Табарани в аль-Авсат (9 / 1, приложения). При этом ат-Табарани замечает: «Никто, кроме Исма'ила, не передавал этот хадис со слов Хишама».

Примечание автора: Однако известно, что Исма'ил слыл слабым передатчиком хадисов, передаваемых со слов хиджазцев, ‑ каковым и является хадис в последнем изложении. В то же время факт передачи этого хадиса от Исама ибн Али, являвшегося, как уже говорилось, надежным передатчиком, очевидно противоречит утверждению ат-Табарани о том, что «никто, кроме Исма'ила, не передавал этот хадис со слов Хишама».

[55] Этот хадис передавали Муслим (1 / 171), Абу Авана (1 / 278) и Ахмад (6 / 73 и 149).

[56] Аш-Шаукани в Фатх аль-Кадир (1 / 200) говорил: “По поводу запрета на сношение с женщиной во время месячных все ученые люди единодушны. Этот запрет известен как неотъемлемое установление веры”.

[57] Таким образом, менструация ‑ это то, что наносит женщине “ущерб”. Аль-Куртуби (3 / 85) и ряд других авторов истолковали “ущерб” как запах менструальной крови. Господин Рашид Рида (2 / 362), да смилуется над ним Аллах, в этой связи говорил: «Аль-Куртуби воспринял это слово буквально, как медицинский факт, и не следует отказываться от подобного подхода». Сам же Рашид Рида, трактуя “ущерб” как телесное недомогание женщины, писал так: «Половой акт с женщиной во время месячных приносит ей боль, наносит ущерб ее здоровью. И если мужчина избавлен от недуга такого рода, его не дано избежать женщине. Половой акт беспокоит детородные органы женщины, когда она не готова к нему или не способна на него, так как ее организм занят выполнением другой естественной функции, а именно – доброкачественным выделением крови».

[58] Имеется в виду окончание выделения менструальной крови. Необходимо заметить, что в данном случае действие – окончание месячных ‑ не совершается самими женщинами в отличие от другого действия, о котором Всевышний говорит: “А когда они ичистились…”, ‑ здесь действие совершают женщины ‑ женщины сами омываются водой. Пояснение ‑ что именно подразумевается под очищением, – смотри в следующем разделе (раздел 17).

[59] Коран, 2 (“Корова”) : 222.

[60] Этот хадис достоверен. Как указывалось выше в разделе 6 (сс. 105‑106), это сообщение приводят авторы сборников Сунан , а также ряд других ученых.

[61] То есть не общались с ней.

[62] Коран, 2 (“Корова”) : 222.

[63] Этот хадис приводят Муслим и Абу Авана ‑ в одноименных сочинениях Сахих , а также Абу Дауд (номер 250) ‑ в данном случае хадис приводится в его изложении.

[64] Этот хадис с надежным иснадом по условию аль-Бухари приводят авторы Сунан , а также ат-Табарани в аль-Му‘джам аль-кябир (3 / 14 / 1, 146 / 1 и 148 / 2), Ибн аль-А‘раби в аль-Му‘джам (15 / 1 и 49 / 1), ад-Дарими, аль-Хаким и аль-Байхаки. Аль-Хаким утверждал, что иснад этого хадиса надежен. С ним согласились аз-Захаби, Ибн Дакык аль-‘Ид, Ибн ат-Туркмани, Ибн аль-Каййим, Ибн Хаджар аль-Аскалани – я пояснил это в сочинении Сахих Сунан Аби Дауд (256), а также Ибн аль-Муляккын в Хуласат аль-Бадр аль-мунир . Ранее имам Ахмад укрепил этот хадис и возвел его в норму своего мазхаба. Абу Дауд в аль-Маса’ил (26) говорил: «Однажды я слышал, как имама Ахмада спросили: может ли мужчина совокупляться с женой, имеющей месячные? Ахмад ответил: Об этом великолепно говорится в хадисе от Абд аль-Хамида! (прим. автора: то есть в данном хадисе). Я спросил: Ты утверждаешь то же? Ахмад ответил: Да. Это прегрешение, требующее искупления. [Я спросил]: Так динар или полдинара. Он ответил: Как угодно».

Многие праведные предшественники ‑ аш-Шаукани приводит их имена в сочинении ан-Нил (1 / 244) ‑ поступали в полном соответствии с нормой данного хадиса. Аш-Шаукани укрепил этот хадис.

Примечание автора: Как следует из других передач того же хадиса ‑ пусть их иснады признаны слабыми ‑ выбор между динаром или половиной динара, вероятно, зависит от того, каково материальное положение подателя милостыни, ‑ Аллах лучше знает. Кроме того, в одной из таких передач утверждается, что необходимо различать совокупление, совершенное в момент выделения крови, и совокупление, совершенное после того как женщина стала чистой, хотя не совершила полного омовения, – об этом мы будем говорить ниже (с. 129).

[65] То есть: только не совокупляйтесь с женщинами. Аль-Азхари говорил: “Слово брак ( никях ) у арабов используется для обозначения полового акта между мужчиной с женщиной – таково первоначальное значение этого слова. Женитьбу также называют никях , так как после нее мужчина может вступить в половой акт с женщиной на законных основаниях”. ‑ Лисан аль-араб .

Этот хадис является фрагментом хадиса Анаса ибн Малика, который приводился в разделе 14.

[66] В ан-Нихайа находим: под близостью здесь подразумевается соприкосновение тел мужчины и женщины, их тактильная близость. Глагол йубаширу (“иметь близость с женщиной через соприкосновение с ее телом”) происходит от имени башара (“кожа”), так как во время близости такого рода кожа мужчины соприкасается с кожей женщины. Таким образом, глагол йубаширу сам по себе не имеет значения “совокупляться через вагину” – буквально он означает: “иметь половую близость помимо контакта с вагиной”.

Примечание автора: Очевидно, именно в таком значении глагол йубаширу использован в этом хадисе со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Ас-Сахба' бинт Карим рассказывала: «Однажды я спросила у Аиши: Что дозволено мужчине, когда у женщины месячные? Аиша ответила: Все что угодно, кроме совокупления».

Этот хадис передавал Ибн Са‘д (8 / 485).

О том же говорится в другом достоверном хадисе со слов Аиши, но в отношении постящегося – разъяснение к этому хадису в аль-Ахадис ас-сахиха (том первый – номера 220 и 221).

Этот хадис в одноименных сочинениях Сахих приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Авана, а также Абу Дауд – в данном случае хадис приводится в его изложении (номер 260 в Сахих Сунан Аби Дауд ).

[67] Этот хадис мы встречаем у Абу Дауда (номер 262 в Сахих ) – сообщение приводится в его редакции. Иснад хадиса считается надежным по условию Муслима. Ибн Абд аль-Хади также считал, что иснад хадиса надежен. Ибн Хаджар и аль-Байхаки (1 / 314) укрепили иснад. Дополнение в квадратных скобках приводится по тексту аль-Байхаки.

[68] Так полагал Ибн Хазм (10 / 81) – он передавал высказывание Ата’ и Кутады, утверждавших в этой связи следующее: если по окончании месячных женщина увидела, что кровотечения больше нет, она омывает свои половые органы и после этого становится дозволенной для супруга. Как следует из Бидайат аль-муджтахид (1 / 44), аль-Аузаи пришел к аналогичному выводу. Ибн Хазм говорит:

«Со слов Ата’ нам передавали следующее: если женщина увидела, что кровотечения больше нет, и совершила частичное омовение, ее супругу разрешено совокупиться с ней ‑ так говорил Абу Сулайман и все наши асхабы». Ибн Абу Шайба в аль-Мусаннаф (1 / 66) приводит то же сообщение.

Ибн аль-Мунзир передает, что Муджахид и Ата’ утверждали следующее: «Если женщина увидела, что кровотечения больше нет, не беда, если она омоется водой и муж совокупится с ней до того, как она совершит полное омовение».

Это же высказывание передается у аш-Шаукани (1 / 202.)

Аль-Хафиз Ибн Кясир (1 / 260) в этой связи говорил так:

«Некоторые ученые сошлись во мнении, что если регулы у женщины прекратились, она не может быть дозволенной для своего супруга до тех пор, пока не совершит полного омовения водой или песком – последнее допустимо лишь в том случае, если в какой-то ситуации омовение водой невозможно. Однако Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, говорил, что в том случае, если по истечении месячных кровотечение прекратилось и не возобновляется на протяжении десяти дней, женщина может считаться дозволенной лишь потому, что кровотечение прекратилось, и омовение для нее необязательно».

Примечание автора:Мнение ученых, приведенное выше со слов Ибн Кясира, следует признать абсолютно ложным – да и как можно согласиться с ним зная, что три великих ученых Муджахид, Кутада и Ата’ ‑ представители поколения, следующего за асхабами, – считали иначе и утверждали противное ‑ что мужчине дозволено совокупиться с женщиной по окончании месячных, даже если она не совершила полного омовения?! Здравомыслящий читатель увидит в этом поучительный пример – не стоит проявлять поспешность и, полагаясь на единодушное мнение ученых, ставить под сомнение то, что может потребовать дополнительных доказательств. Не стоит спешить и слепо доверять чьему-то мнению – вне зависимости от того, противоречит оно установлениям Сунны или кажется вполне законным.

Теперь перейдем к тому высказыванию Абу Ханифы, на которое в своих рассуждениях ссылается Ибн Кясир. Эту сентенцию цитируют многие авторы, но, проанализировав ее, все они, как один, приходят к выводу о ложности такого суждения. Ибн Хазм по этому поводу говорил так:

«Нет слов, более низких, чем эти. Это суждение основано на лжи, оно не имеет под собой ни единого аргумента. Нам не известен кто-либо еще, кто высказывал бы аналогичное мнение, ‑ как до Абу Ханифы, так и после него ‑ кроме тех авторов, которые приняли слова Абу Ханифы на веру, без каких-либо доказательств».

Аль-Куртуби говорил (3 / 79):

«Это мнение абсолютно безосновательно».

Господин Рашид Рида по этому поводу сказал так:

«Это странное уточнение».

Суть вопроса состоит в следующем: Аллах, благословенный Он и великий, сообщил нам о Своем условии: вступать в половую связь с женщиной можно лишь после того, как она совершит очищение – то есть омоется водой. Как уже говорилось выше, для выполнения этого условия требуется наличие определенной предпосылки – чистоты женщины, то есть факта окончания у нее месячных. Отменять это условие или сообщать ему какие-либо уточнения – утверждая, например, что связь с женщиной возможна и без омовения по истечении десяти дней после прекращения месячных, ‑ никак нельзя. Все это не более, чем личное мнение самого Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, ‑ ему так казалось. Мы не можем согласиться с этим мнением, так как оно полностью противоречит смыслу коранического айата. К тому же, среди достоверных высказываний Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, есть и такое:

«Никому не дозволено принимать на веру наши слова, если источник, из которого мы взяли эти слова, неизвестен. Все мы люди – сегодня говорим одно, а завтра отказываемся от своих слов». С исходом этого высказывания можно ознакомиться в нашем исследовании Сыфат салят ан-Набий, салла Аллаху алайхи ва-саллама (с. 18‑19) ‑ издание четвертое. ‑ Издательство «аль-Мактаб аль-Ислями».

Разве можно доверять словам Абу Ханифы, если мы твердо знаем, что они противоречат Корану?!

Следует также учесть следующее: нам предоставлено право выбора – женщина может просто смыть кровь, совершить неполное омовение или совершить омовение полностью, так как значение слова «очищение» охватывает все три действия. Ибн Хазм говорил:

«Частичное омовение несомненно является очищением, омовение гениталий водой также является очищением, омовение всего тела – это тоже очищение. Следовательно, если женщина заметила, что кровотечение прекратилось, и совершила очищение любым из этих способов, она считается дозволенной для своего супруга – на Аллаха уповаю».

Именно в своем втором значении – омовение срамного места водой ‑ это слово встречается в другом айате Всевышнего: «Воистину, мечеть, установленная на богобоязненности с первого дня, более всего достойна того, чтобы ты там находился. В ней люди, которые любят очищаться, – поистине, Аллах любит тех, кто очищается» ‑ Коран, 9 («Покаяние») : 109. В данном случае под очищением подразумевается омывание срамного места и очищение его от экскрементов. После того как был ниспослан этот айат, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к людям Кыба’ с такими словами:

«Воистину, Аллах, благословенный Он и всевышний, соблаговолил воздать вам хвалу за очищение в рассказе о вашей мечети. Что же это за очищение, которое вы совершаете? Люди ответили: Клянемся Аллахом, о Посланник Аллаха! Нам ничего неизвестно. Однако рядом с нами жили соседи из числа иудеев – они подмывали зад, очищаясь от экскрементов. И мы омывались так же, как они. Посланник Аллаха сказал: Вот оно что. И вы должны делать так же». – Аль-Хаким и аз-Захаби признали этот хадис достоверным. В одной из своих книг ‑ ас-Самр аль-мустатаб фи фикх ас-Сунна ва-ль-Китаб ‑ в разделе «Превосходство мечети Пророка» я привожу пути передачи этого хадиса и делюсь собственными соображениями на этот счет.

Слово «очищение» в том же значении встречается в хадисе со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Однажды какая-то женщина спросила Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: как следует совершать омовение мест со следами менструальной крови? И Пророк рассказал ей, как следует омываться:

Возьми в руку немного мускуса и очищайся им.

Женщина спросила: Как же мне очищаться?

Пророк ответил: Очищайся мускусом, что у тебя в руке.

Женщина переспросила: Но как?

На это Пророк воскликнул: Хвала Аллаху! Очищайся же!

Тогда я повернула женщину лицом к себе и сказала: Проводи мусукусом там, где есть следы крови».

Этот хадис передавали аль-Бухари (1 / 229‑330), Муслим (1 / 179) и другие.

Таким образом, слова Аллаха, велик Он и славен: «Когда они очистились…» ‑ не следует понимать как: «Когда они совершили полное омовение…». В этом айате установлено право выбора – он несет в себе сразу три значения. Какой бы из способов не использовала женщина, очистившись любым из них, она становится дозволенной для своего супруга. Из всей Сунны я не знаю ни одного хадиса, который непосредственно касался бы этого вопроса и содержал в себе более конкретную норму по этому поводу. Пожалуй, единственное исключение представляет хадис со слов Ибн Аббаса, переданный в форме марфу‘ :

«Если кто-либо из вас совершил совокупление с женщиной, имеющей месячные, пусть пожертвует один динар. Если кто-либо из вас совершил совокупление с женщиной после того, как она стала чистой, но до того как совершила полное омовение, пусть пожертвует половину динара». Однако этот хадис слабый ‑ в иснаде к нему фигурирует имя Абу Умаййи Абд аль-Карима ибн Абу аль-Мухарика, а он единодушно признан слабым передатчиком хадисов. Как мне удалось доказать в книге Сахих Сунан Аби Дауд (номер 258), глубоко заблуждается тот, кто полагает, что этот Абд аль-Карим аль-Джазари – не кто иной, как Абу Са'ид аль-Харрани – надежный передатчик хадисов. К тому же в матне этого хадиса есть одно темное место, в силу чего мы не можем использовать этот хадис в качестве полноценного аргумента даже в том случае, если бы его иснад был надежным, ‑ но в том то и дело, что иснад слаб!

[69] Коран, 2 (“Корова”) : 222.

[70] В аль-Фатх находим: “ ‘Азль – извлечение [полового члена] из влагалища с целью излить [семя] вне детородных органов женщины».

[71] Этот хадис приводят аль-Бухари (9 / 250), Муслим (4 / 160) – вторая версия хадиса приводится в его изложении, ан-Наса'и в аль-Ишра (82 / 1), ат-Тирмизи (2 / 193) – он признал хадис надежным, а также аль-Багви ‑ в Хадис Али ибн аль-Джа‘д (8 / 76 / 2).

[72] То есть наложница.

[73] Этот хадис с надежным иснадом приводят ан-Наса’и в аль-Ишра (81 / 1‑2), а также Абу Дауд (1 / 238), ат-Тахави в аль-Мушкиль (2 / 371), ат-Тирмизи (2 / 193) и Ахмад (3 / 33, 51 и 53).У хадиса есть шахид со слов Абу Хурайры – Абу Йа‘ла (284 / 1) и аль-Байхаки (7 / 230) приводят его с хорошим иснадом.

[74] То есть: делает ту работу, которую при поливе пальм обычно выполняет верблюд. ‑ Нихайа .

[75] То есть: я близок с ней, но опасаюсь, что она может принести от меня ребенка.

[76] Этот хадис приводят Муслим (4 / 160), Абу Дауд (1 / 339), аль-Байхаки (7 / 229) и Ахмад (3 / 312, 386).

[77] На это указывает аль-Хафиз в аль-Фатх .

[78] То есть: тогда в день Воскрешения по числу приверженцев я буду преобладать над всеми народами, жившими ранее, – это высказывание Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, открывает причину, по которой мужчинам наказано жениться на женщинах “любящих и рожающих часто”. При этом необходимо сочетание сразу двух условий – женщина должна быть и любящей, и способной дать потомство. В противном случае, женщина, испытывающая влечение к мужчине, но не способная дать потомство, станет ненужной своему супругу, а женщина, способная родить ребенка, но не испытывающая влечения к мужчине, не сможет иметь от него детей. – Файд аль-Кадир .

[79] Этот хадис достоверен. Через Му‘аккаля ибн Йасара его приводят Абу Дауд (1 / 320), ан-Наса’и (2 / 71) и аль-Махамили ‑ в аль-Амали (номер 21 – по моему списку). Аль-Хаким (2 / 162) признал этот хадис достоверным. Аз-Захаби был такого же мнения. Тот же хадис через Анаса приводят также Ахмад (3 / 158), Са'ид ибн Мансур, ат-Табарани ‑ в аль-Аусат и аз-Зава'ид (162 / 1), и аль-Байхаки (7 / 81). Ибн Хиббан полагал, что хадис в такой передаче также достоверен (1228). Аль-Хайсами (4 / 258) говорил о нем так:

«Иснад этого хадиса хороший». Некоторые мысли в связи с исходом этого хадиса я изложил в Ирва аль-галиль (1811). Этот хадис в изложении от Анаса мы приводили выше (с. 16).

Через Ибн Умара этот хадис передавали также Абу Мухаммад ибн Ма'руф в Джуз’ (131 / 2) и аль-Хатыб в Тарих (12 / 377). Как утверждал ас-Суйуты в аль-Джами' аль-кябир (3 / 351 / 1), иснад хадиса в их передаче можно признать хорошим. Ахмад также передавал подобный хадис от Ибн Умара – этот хадис подтверждается другими сообщениями, а его иснад признан хорошим.

[80] Этот хадис передают Муслим (4 / 161), ат-Тахави в аль-Мушкиль (2 / 370‑371), Ахмад (6 / 361 и 434) и аль-Байхаки (7 / 231) – они приводят его со слов Са‘ида ибн Абу Аййуба с таким иснадом: Абу-ль-Асвад рассказал мне со слов Урвы со слов Аиши со слов Джузамы бинт Вахб.

Необходимо заметить, что утверждение аш-Шаукани (6 / 169) о том, что этот хадис передавался исключительно через Са'ида ибн Абу Аййуба – не что иное, как явное заблуждение. Этот хадис передавали также Хайва ибн Шурайх и Йахйа ибн Аййуб у ат-Тахави, а также Ибн Лухай'а у Ахмада, причем все трое передавали его со слов Абу-ль-Асвада. На этом основании аль-Хафиз в аль-Фатх (9 / 254) пришел к следующему заключению: «Этот хадис достоверен, и в этом нет ни единого сомнения».

Кое-кто полагает, что данный хадис противоречит другому сообщению ‑ от Абу Са'ида, приведенному выше (с. 52) в следующем изложении: «Но иудеи утверждали: воистину, ‘азль – это то же, что и новорожденная, убитая заживо путем закапывания, только менее тягостно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: Иудеи солгали. Если бы Аллах захотел сотворить живое, ты бы не смог уйти от этого». Однако в действительности, как пояснили наиболее сведущие из ученых мужей, между двумя хадисами нет никакого противоречия. Пожалуй, лучше других об этом сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар (9 / 254):

«Сопоставьте ложное утверждение иудеев о том, что ‘азль ‑ «это то же, что и новорожденная, убитая заживо путем закапывания, только менее тягостно», и утверждение о том, что ‘азль – как скрытое убиение новорожденной путем погребения заживо, ‑ именно так говорится о нем в хадисе со слов Джузамы бинт Вахб. В словах иудеев « ‘азль ‑ это то же, что и новорожденная, убитая заживо путем закапывания, только менее тягостно» содержится суждение о том, что ‘азль – это детоубийство, состоявшееся как факт, и что оно менее предосудительно, чем закапывание новорожденного младенца заживо. Таким образом, это высказывание не противоречит словам: «Воистину, ‘азль – как скрытое убиение новорожденной путем погребения заживо», ‑ так как в них содержится суждение о действии, так и не свершившемся как факт, и, следовательно, в связи с ним не может наступить наказание. ‘Азль лишь сравнивается здесь с детоубийством в том смысле, что двое – он и она – прилагают совместные усилия для того, чтобы появление ребенка на свет не состоялось. Некоторые утверждают, что высказывание «скрытое убиение новорожденной путем погребения» и вовсе следует понимать как аллегорию, поскольку ‘азль представляет собой прерывание полового акта до наступления зачатия и лишь аллегорически сравнивается с убиением младенца, которое возможно лишь после появления ребенка на свет».

Ибн аль-Каййим в Тахзиб (3 / 85) говорит так:


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.056 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты