КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V модуль1. Как особенности мифологического времени повлияли на формирование художественного времени в литературе нового времени? 2. Какой тип героя в художественной литературе нового времени может быть назван трикстером? 3. Как соотносится структура сказочного сюжета с эпической традицией в художественной литературе нового времени? 4. Чем отличаются народные праздники (связанные с народной праздничной смеховой культурой) и официальные, государственные праздники? 5. Привести примеры отражения мифологических комплексов в художественной литературе нового времени?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОЛЬКЛОР» 1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства. 2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа. 3. Связь мифа и обряда (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе). 4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе). 5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности. 6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления. 7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности. 8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности. 9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора. 10. Свадебная обрядовая поэзия. 11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания. 12. Генезис и поэтика заговоров. 13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники. 14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок. 15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники. 16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы. 17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов. 18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа). 19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа). 20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа). 21. Жанровые признаки устной несказочной прозы. Состав, происхождение, поэтика. 22. Генезис и поэтика преданий, легенд, сказов. 23. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация (по работе Э.В.Померанцевой). 24. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом (по работам М.Е.Мелетинского, В.Я.Проппа, А.Ф.Лосева). 25. Определение жанровых признаков былины. История собирания, изучения и основные издания былин. 26. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов (по работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос»). 27. Основные сюжеты былин древнейшего периода. 28. Тематика и поэтика былин Киевского цикла. 29. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла. 30. Поэтика былин. (по работе А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин»). 31. Время и пространство в былине (по работе Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»). 32. Проблема историзма русских былин: позиции исторической и сравнительно-типологической школ в русской фольклористике (по работам В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого Б.Н.Путилова). 33. Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен. 34. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой. 35. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов. 36. Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов. 37. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация. 38. Исторические песни 19 века. 39. Народная баллада. Происхождение и признаки жанра. 40. Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис. 41. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация. 42. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности. 43. Поэтика и генезис жанра частушки. 44. Поэтика и генезис детского фольклора. 45. Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора. 46. Начало изучения русского фольклора, сборники 17-18 веков. 47. Деятельность русской мифологической школы. 48. Антропологическая школа и теория заимствования в фольклористике. 49. Русская историческая школа. 50. Сравнительно-историческое изучение фольклора. 51. Основные черты фольклора доклассового общества. 52. Фольклор в эпоху феодализма. 53. Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора). 54. Особенности взаимоотношений фольклора и литературы.
Основная литература по дисциплине
|