Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Опровержение сомнительных доводов о дозволенности музыки и песен




 

В данной главе мы с соизволения Аллаха опровергнем самые распространенные доводы сторонников дозволенности музыки и песен, и читатель увидит, что эта глава лишь усилит запретность всего этого.

Самым главным доводом в пользу дозволенности музыки и песен они приводят известный хадис от ‘Аиши, которая рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. Вдругой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника»”.аль-Бухари 949, 987, Муслим 892.

Этот хадис имам Ибн Хазм использовал в качестве доказательства того, что все музыкальные инструменты являются дозволенными.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Группа суфиев приводят этот хадис в доказательство на дозволенность пения в сопровождении музыкальных инструментов и без них. Для опровержения им достаточно объяснения ‘Аиши в хадисе следующей главы, которая сказала: «Они не были певицами»”. См. “Фатху аль-Бари” 2/442-443.

Данный хадис, несомненно, является достоверным, однако в качестве доказательства использован неверно. И приверженцы Сунны в отличие от приверженцев своих страстей не отрицают достоверность хадиса. Однако с этим хадисом нет никаких проблем, вся проблема в тех, кто истолковал его ошибочно, противопоставив его недвусмысленным текстам шариата, запрещающим музыку и песни!

В этом хадисе не содержится указания на дозволенность музыки, ибо реакция Абу Бакра указывает на то, что порицание музыкальных инструментов среди сподвижников было известно, которые этому могли обучиться только от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все дело в том, что Абу Бакр не знал об исключении дозволенности игры на бубнах для девушек в дни праздников. Если и брать этот хадис в доказательство, то мы видим, что в нем содержится лишь исключение бубна из общего числа музыкальных инструментов, да и то только для девушек, и только во время праздников, на что указывают слова самого пророка (мир ему и благословение Аллаха): «ведь это дни праздника».

Более того, пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьей обязанностью было указать на любое благо и на любое зло, промолчал на высказывание Абу Бакра: “Свирель шайтана у пророка?!” А молчание пророка (мир ему и благословение Аллаха) в шариате называется невысказанным одобрением (такърир)[15] и является самостоятельным шариатским доводом.

Шейх аль-Алуси сказал: “Из этого хадиса мы видим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал порицать слова Абу Бакра: “Свирель шайтана”, а наоборот одобрил это, а его одобрение означало, что он сказал правильно. Откуда же Абу Бакр взял эти слова? Он взял это от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), который запрещал музыкальные инструменты. И если бы Абу Бакру не было бы это известно точно, то он никогда бы не опередил пророка (мир ему и благословение Аллаха) в порицании этого!” См. “аль-Айят аль-байинат” 46-47.

Имам Абу ат-Тайиб ат-Табари говорил: “Этот хадис является нашим доказательством в запретности музыки! Ведь Абу Бакр назвал бубен свирелью шайтана и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не возразил его словам. Что касается ‘Аиши, то тогда она еще была маленькой, а после того, как она повзрослела, от нее не передается ничего, кроме запрещения пения. И ее племянник аль-Къасим ибн Мухаммад порицал пения и запрещал слушать их, а он приобретал знание от ‘Аиши!” Ибн аль-Джаузи 1/253.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Что же касается этих двух рабынь, то ясно, что они были малолетними, поскольку ‘Аиша была в то время молодой. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) приглашал к ней рабынь, чтобы они играли с ней”. См. “Тальбису Иблис” 239.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Удивительно то, что этот хадис является сильнейшим доказательством против тех, кто дозволяет музыку. Абу Бакр Сыддыкъ назвал это свирелью шайтана, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одобрил эти слова, но дозволил это для двух этих несовершеннолетних девочек, поскольку не было в их пении и слушании их песен ничего порицаемого. Свят Аллах, как же разум и понимание людей впадают в заблуждение!” См. “Мадариджу ас-саликин” 1/493.

О том, что указание в данном хадисе являлось исключением из общего запрета, также передается от самой ‘Аиши, которая порицала песни. Умм ‘Алькъама, вольноотпущенница ‘Аиши, рассказывала, что когда племянницы ‘Аиши болели, ей сказали: “О мать правоверных! Не пригласить ли для них того, кто бы их утешил?” Она ответила: “Конечно”. И тогда послали за каким-то певцом. Когда ‘Аиша проходила мимо них, она увидела длинноволосого человека, который пел и покачивал головой от веселья. Увидев это ‘Аиша воскликнула: “Уф, шайтан, выгоните его, выгоните его!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 1247, аль-Байхакъи 10/223. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани.

Следующим доводом сторонников дозволенности музыки и пения является хадис от Рубай’ бинт Му‘аууиз, которая рассказывала: “Когда меня выдавали замуж, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел и присел на моей кровати, а наши девушки стали бить в бубны и петь, воспевая моих предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: “Среди нас есть пророк (мир ему и благословение Аллаха), который ведает о том, что будет завтра”. И тут посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого». аль-Бухари 2/352.

Этот и подобные хадисы также указывает лишь на исключение из общего запрета. Объяснение этому сделал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Грань между дозволенным и запретным – удары в бубен и пение на свадьбе». Ибн Маджах 1896, ат-Тирмизи 1088. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 1993.

Таково было и понимание этого вопроса сподвижниками. ‘Амир ибн Са’д аль-Баджали рассказывал: “Как-то раз я зашел к Куразе ибн Ка’бу и Абу Мас’уду, а в это время рабыни били в бубны и пели. Я спросил: “Вы, сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) одобряете это?!” Они сказали: «Нам было разрешено делать это во время свадьбы»”. ан-Насаи 2/93, ат-Таялиси 1221. Иснад достоверный.

Хафиз Ибн Раджаб, после того как привел это придание, сказал: “Дозволение бубна только во время свадьбы указывает на запрет его использования в других случаях”. См. «Нузхату аль-асма’» 39.

Исходя из всего сказанного, следует, что все достоверные хадисы о дозволенности пения и музыкальных инструментов ограничиваются только бубном[16], и только для девушек в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, а также на свадьбах. Таково суждение ученых ахлю-Сунна в данном вопросе, и оно, бесспорно, является единственно правильным. Хасан аль-Басри сказал: “Игра на бубнах не является деянием мусульман, и сподвижники Ибн Мас’уда относились к этому делу очень строго”. аль-Халляль 27.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам и женщин, уподобляющихся мужчинам!» аль-Бухари 5885.

Имам аль-Халими сказал: “Игры на бубнах не дозволены, кроме как для женщин, ибо это было их деянием, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам!” См. “Шу’аб аль-иман” 4/283.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пение и удары в бубны и ладоши из деяний женщин, и тех мужчин, кто совершал подобное, саляфы называли мухъаннас (женоподобный мужчина). Также они называли женоподобными мужчинами и певцов. И эти их высказывания общеизвестны”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/565.

Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Достоверные хадисы, в которых говорится о дозволенности игры на бубнах, касаются только женщин, и не относятся к мужчинам, поскольку существует запрет на уподобление женщинам”. См. “Фатхуль-Бари” 9/226.

Он также сказал: “И в дни праздника не порицается игра на бубне, также как не порицается это и на свадьбе”. См. “Фатхуль-Бари” 2/513.

Из всего сказанного следует:

1. Бубен является единственно разрешенным музыкальным инструментом, который был исключением для женщин.

2. Женщинам разрешено играть на бубне только во время двух исламских Праздников (Разговения и Жертвоприношения) и на свадьбах.[17]

3. Женщины могут играть на бубнах только в своем кругу.

 

Ан-Нафи’ рассказывал: “Однажды, когда Ибн ‘Умар, будучи в пути, услышал звуки дудки, он закрыл пальцами уши, а затем, удалившись от этого места, сказал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сделал то же самое, когда услышал флейту пастуха”. Ахмад 4535, Абу Дауд 4929. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Мухаммад ибн Насыр и шейх аль-Альбани.

Ибн Хазм и его последователи заявили, что в этом хадисе содержится указание на то, что музыка не запрещена. Они говорят, что если бы музыка была запретной, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) непременно повелел Ибн ‘Умару тоже закрыть свои уши, а Ибн ‘Умар повелел бы сделать это ан-Нафи’у.

Ответ на этот сомнительный аргумент по милости Аллаха прост. Дело в том, что они не слушали музыку, а просто слышали ее! Существует огромная разница между слышащим и слушающим. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Человек не заслуживает никакого порицания за то, что он слышит, если не имеет намерения слушать, и в этом все имамы единогласны. Заслуживает порицание только слушающий, а не просто слышащий. Так например, слушающий Коран получает награду за это, а слышащий Его без намерения и желания не получает за это награду, поскольку дела оцениваются по намерениям. Точно также это касается и запрета музыкальных инструментов, ибо тот, кто слышит их без намерения, не заслуживает греха”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/78.

Например, разве услышавший случайно сквернословие или даже слова неверия и слушающий это намеренно одинаковы?!

Что же касается того, что сделали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Ибн ‘Умар, то это было делом добровольным, ибо они не желали не то что слушать, а даже слышать музыку. И этот хадис напротив является доводом против тех, кто дозволяет музыку!

Что касается пастуха, то как сказали хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, в хадисе не сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел его, вероятней всего он услышал просто звук, а иначе обязательно выразил бы ему порицание.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Если Ибн ‘Умар так поступил, чтобы даже просто не слышать дудку, то что можно сказать о тех, кто слушает намерено песни в наши дни?!” См. “Тальбису Иблис” 247.

Как же Ибн ‘Умар мог разрешать песни в сопровождении духовых инструментов, если от него достоверно известно обратное?![18]


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты