КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ирина Федосова – народная поэтесса - доклад ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Литература : 1.Обрядовая поэзия / Сост., подг. Текстов, комментарий, словарь Ю.Г. Круглова. Кн. 3. Причитания. М., 2000. 2. Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний // Русская литература. 1964. № 4. С. 77 – 104. 3.Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. 4.Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб., 1999. Русская свадьба. Событие и ритуал в системе семейного обряда; взаимодействие с календарным циклом. Общие признаки обрядового поведения; ритуальная цитация (граница «старого» и «нового», баня/вода в системе обряда, «ролевое поведение» главного участника, обрядовая симметрия), корильная и обрядовая магия в народной культуре. Свадебный обряд: мифологическая основа. Семантика предсвадебного ритуального поведения, следы брака-умыкания в жанровой системе (приговоры), предсвадебные запреты и их обрядовый смысл. Символ «красоты» / воли. Свадебные причитания невесты: обрядовая функция, поэтика, символика. Свадьба: свадебный хронотоп и его магическая природа (сбор свадебного поезда, иерархия среди участников обряда, выкуп; семантическая граница: поле, лес, перекресток; церковь, свадебный пир). Дружка как организатор свадьбы, образ дружки-перевертыша. Приговоры дружки: поэтика, обрядовая функция. Свадебные песни: поэтика величания и прогнозирующая функция. Антисвадьба в постсвадебном периоде: ситуация испытания, подмены молодых, семантика корильных жанров. Историческое содержание и историческая изменчивость свадебной обрядности. Свадебный обряд и обряд инициации, их историческая преемственность. Магическая функция слова в обряде. Свадебные песни, их жанровые разновидности. Волшебная сказка как коррелят свадебного обряда.
4.Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова, Т.А. Бернштам. Л., 1978. 5. Байбурин Альберт Кашфуллович Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
Семинары 4, 5. Прозаический эпос. Животный эпос. Исторические корни сказок о животных. Тотемные мифы. Герои-трикстеры в мифах (доклад). Основные персонажи сказок о животных, их типология, связь с мифологическими образами животных в древней русской культуре. Характер условности. Специфика комизма. Вариативность жанровой формы. Сюжеты и устойчивые мотивы сказок о животных, принцип контаминации мотивов. Кумулятивная сказка. Пространственно-временная организация, связь с русским бытом. Повествовательная структура, диалогичность. Дидактичность сказки о животных. Сказка и басня. Русская бытовая сказка. Бытовая сказка как пародийный вариант волшебной сказки. Мир, вывернутый наизнанку. Отражение обрядовых мотивов в сюжетах бытовой сказки. Типология сюжетов. Система персонажей. Анекдотические сказки. Образ дурака в бытовой анекдотической сказке (доклад). Философия глупости в русской традиционной культуре. Сказки-новеллы.
Литература: 1. Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна лягушка» // Русская народная сказка. М., 1984. С. 235-246 (250 – 261). 2. Аникин В.П. Бараг Л.Г., Березовский И.П., Кабашников К.П. и др. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979. 3. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Саратов, 1972. 4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975. 5. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 168-173. 6. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СПб., 2000. 7. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Ильин И.А. Собр. соч. : В 10 т. М., 1997. Т. 6. Кн. II. С. 259 – 273. (доклад) 8. Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах // Там же. С. 201-208. 9. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987. 10. Лихачев Д.С. Замкнутое время сказки // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. I. С. 507 – 511. 11. Лихачев Д.С. Художественное пространство сказки // Там же. С. 630 – 634. 12. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958. 13. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Этнография и фольклор. М., 1970. С. 132 – 149. 14. Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса // Там же. С. 223-228 (236 – 244). 15. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. 16. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963. 17. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. (любое издание). 18. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1998 (или другое издание). КОНСПЕКТ. Пропп В. Я. Фольклор и действительность._М., 1976. С. 143-152 (Структурное изучение волшебной сказки); С. 205-240 (Мотив чудесного рождения»); КОНСПЕКТ. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки – Спб., 1996. КОНСПЕКТ глав: «Мужской дом»: «Волшебное дерево на могиле» 19. Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1991 20. Трубецкой Е.Н. Христианское в русской народной сказке // Там же. С. 198-201.
|