Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Демонологические рассказы в русской фольклорной несказочной прозе.




Народные демонологические рассказы — это суеверные по­вествования, связанные с персонажами из разряда низшей ми-фол огиии.
В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками — словом, непосредственно заимствованным из речи крестьян Белозерского края Новгородской губ. В качестве тер­мина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают "к неболь­шим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуве-рицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной,нечистой силы2. Впоследствии Э. В. Померанцева, уточняя тер­мин "быличка", разделила демонологические рассказы на две группы: былички и бывалыцины. Быличка — это меморат (вос­поминание), бывалыцина — фабулат (повествование, утратив­шее особенности воспоминания действующего лица-очевидца).
Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица. Это дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантасти­ческими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертве­цах). По нашим наблюдениям, в бывальщинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным. Спасение приходит неожиданно, вследствие жеста (крестного знамения) или слова (упоминания Бога, например: "О Господи!"). Вместе с тем быличка и бывальщина имеют много общего. Они с большой полнотой и цельнос­тью сохраняют древние языческие представления восточных славян.
Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу­чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывалыци-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци­онально воздействовать на них, внушить страх перед демони­ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не­большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де­моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи­стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер­тями.
Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес­просветной ночью, в тумане, при свете месяца... Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес­тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд­ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель­ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.
Встреча с демоном всегда неожиданна. И столь же неожиданно он исчезает из глаз. Как правило, сюжет строится на стремлении демоничес­кого существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Вместе с тем некоторые демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогают ему: например, домовой ухаживает за скоти­ной; леший качает колыбель забытого в поле ребенка. Промежуточное положение между миром демонов и миром людей занимают колдуны, ведьмы, знахари — люди, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой (нередко эти свойства приписывались также и мельнику).
Леший часто является стариком со взлохмаченными волоса­ми и длинной седой бородой; он может быть также с рогами и козлины­ми ногами. Водяной — огромный голый старик с большим животом, зелеными волосами и бородой из водорослей. Демон может иметь или принимать зооморфный облик: ласки, кошки, свиньи, барана. Домовой по ночам ухаживает за лошадьми, расчесывает им хвосты и гривы; по другим представлениям, домовой — маленький старичок, мирно ковыряющий за печкой свой лапоть. Черти пируют вокруг костров, играют в карты, устраивают свадьбы. Русалки танцуют и поют, раскачиваются на березе, греются в бледных лучах месяца, расчесывают свои длинные волосы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты