КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика мифологического сознанияФольклор
Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore («народное знание», «народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов. Фольклор – это совокупность различных видов и форм массового словеcно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Это выражение в конкретных произведениях народных знаний и представлений о мире и человеке. Виды фольклора: поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Специфика мифологического сознания Народная духовная культура является порождением мифологического сознания. Мифология, отражая отношения человека и природы, является наиболее древним способом понимания им мира и самого себя, способом объяснения всего происходящего в природе и человеческом сообществе. В исторически ранние времена человек еще не выделял себя из окружающей среды, следствием чего стало очеловечивание природы. Человек переносил на природные объекты собственные свойства, приписывал им способность видеть, слышать, ощущать запахи, вступать в семейные отношения и т. д. Такое одушевление природы получило название «анимизм», от латинского anima – душа. Собственное тело выступало для человека в роли идеальной модели, при помощи которой можно было описать космическое пространство, Землю в целом и даже бытовые предметы, что нашло отражение во многих языках, в том числе и в русском: жерло (горло) вулкана, устье (уста) реки, ножка стола и т. д. Для описания структуры мира человек изобрел универсальный способ: систему двоичных противопоставлений (пары противоположных друг другу признаков, имеющих положительное и отрицательное значение): 1) структуру пространства - верх/низ, небо/земля, север/юг, близкий/далекий и др.; 2) временные координаты - день/ночь (свет/мрак), лето/зима, весна/осень и т. п.; 3) структуру общества - мужской/женский, свой/чужой, старший/младший и др.; 4) мир стихий и космических объектов - огонь/вода, воздух/земля, солнце/луна и др.; 5) цветовые характеристики мира - белый/черный (светлый/темный) и т. п. Древнюю религию славян, отражающую их миропонимание, называют язычеством. Его основной чертой является множественность культов: предков, плодородия, животных, растений, природных стихий. Базовой является идея о существовании во Вселенной двух миров: «того» и «этого» света. «Этот» свет - мир человеческого социума и освоенной им природы. На «том» свете обитают высшие силы, воплощающиеся в образах божественных и демонических персонажей, душ умерших предков и персонифицированных сил природы. Эти высшие существа казались человеку наделенными властью как над ним самим, так и над окружающей его действительностью. Благополучие и процветание человеческого сообщества полностью зависело от их воли - доброй или злой. Этой идее подчинены представления о следующих сферах: 1) пространстве (оно предстает одухотворенным, населенным людьми и духами, наполнено самыми разными природными и созданными человеком объектами: лес, поле, луг, дороги, река и дома, образующие пространство деревни; центр мироздания - вертикальная ось, от которой пространство разворачивается в стороны); 2) времени (две модели: первая основана на смене времен года, фаз Луны, дня и ночи (существуют солнечный и лунный календари); вторая базируется на однонаправленности человеческой жизни, имеющей начало и конец); 3) природных стихиях (земля имеет первостепенное значение (мать-земля), воздух - сфера пребывания душ, которые покидают умирающих; вода - источник жизни, но одновременно и граница между «этим» и «тем» светом; огонь может быть разрушительным и нести смерть (пожар), но одновременно служит символом тепла и домашнего уюта, поскольку связан с центром жилища – очагом); 4) человеческом сообществе (значимыми являются категории возраста, пола, соответствие возраста и социальной принадлежности, профессия); 5) потустороннем мире (обитателями «того» света являются души умерших, духи, олицетворяющие природные стихии, болезни, хозяйственные объекты (водяные, домовые, лесовые, русалки, хлевники и т.п.). Обитатели «того» света - могущественные существа, способные управлять стихиями. Колдуны и ведьмы находятся на грани двух миров, поэтому они – не вполне люди). Сильное воздействие на традиционную культуру сказало принятие христианства на Руси в 988 году. Приняв эту веру, русский народ сделал ее своим именем: крестьяне - христиане, и оно постепенно вытеснило все существовавшие ранее названия отдельных групп населения (смерды, холопы, чадь и пр.). Христианское мировоззрение основано на противопоставлении категорий добра и зла. Новым стало и понятие греха, связанное с нарушением религиозной нравственности и христианского закона. Принятие христианства дало толчок к усилению личностного начала в традиционной культуре в связи с осознанием ответственности каждого за свои грехи. При всем различии языческой и христианской мировоззренческих систем в них существует много общего, например, представление о существовании двух миров. Если в народной культуре «тот» свет един, то в христианстве он разделен на рай и ад, что следует из представлений о добре и зле. Изменения в представлениях о мире: 1) пространство – появляется храм (сакральный центр мира); 2) время – появляется церковный календарь, новые точки отсчета времени - от сотворения мира и от Рождества Христова; 3) потусторонний мир – совмещение языческих духов с образами христианских святых. С принятием христианства в народную культуру вошли символы и атрибуты церковного обихода, которые наделялись магической силой: крест, икона, свеча, святая вода, просфоры и т. п. Вхождение в русскую культуру свода книжных христианских текстов обусловило создание общего церковнославянского литературного языка (в фольклоре появляются духовные стихи, народные молитвы). Результатом длительного взаимодействия народных верований и христианства явилась единая картина мира, в рамках которой оказывается возможным сочетание веры в Бога и почитание предков, находится место как для демонологических персонажей, так и для христианских святых.
|