КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯСтр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации
Московская Государственная Академия Тонкой Химической Технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ)
Кафедра философии
Курс лекций по философии (краткое изложение) Часть IV Немецкая классическая Философия
Москва – 2010
УДК 1 (075.8) ББК 87.3 я 73
Рецензент:
Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть четвертая. Немецкая классическая философия. /Под редакцией проф., д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2010.
Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.5-6, 38-63) проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.6-11) доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.11-20, 63-70) доц., к.филос.н. Арапова Э.А., ст. преп., к.филос.н. Арапов О.Г. (С.33-38) ст. преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.25-33) ст. преп. Зубец Г.П. (С.20-25)
Авторы учебного пособия – преподаватели кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.
Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
МИТХТ им. М.В. Ломоносова Оглавление НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 4 ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) 6 Теория познания. 7 Априоризм. 7 Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. 8 Учение о «вещи-в-себе». 9 Учение об антиномиях. 10 Рассудок и разум. 11 Этика. 11 Сущность и специфика практического разума. 12 Этические категории Канта. 13 Категорический императив как нравственный закон. 15 Социально-политические взгляды. 18 Эстетика. 20 ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762 – 1814) 25 Об основоположениях философии Фихте. 26 Диалектика. 28 О назначении человека. 29 О назначении ученого. 30 О понятии наукоучения. 31 ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) 33 О предмете и задачах философии. 33 Натурфилософия Шеллинга. 34 Учение о познании. Трансцендентальный идеализм. 35 Философия искусства. 37 Значение философии Шеллинга. 38 ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) 38 Гегель о философии и ее назначении. 39 Философия и история философии. 41 Тождество бытия и мышления. 46 Диалектика Гегеля. Диалектическая природа познания. 49 Философия истории. 58 ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872) 63 Фейербах о единстве идеализма и религии. 63 Происхождение и сущность религии. 65 Человек как предмет философии. 66 Этика Фейербаха. 67
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. занимает особое место в истории мировой философской мысли. Творческое наследие таких мыслителей, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель имеет непреходящее значение. Кардинально не согласный с ними Л. Фейербах также сыграл большую роль в развитии философии. И. Кант и Г.В.Ф. Гегель – ключевые фигуры немецкой классической философии. Вместе с тем, понимание философии этого времени, последующего развития философии требует изучения всей немецкой классической философии в ее целостности. Заслугой немецких философов, хоть и не в одинаковой степени, является качественно иной подход к основополагающим философским проблемам. Прежде всего, с немецкими философами этого периода времени связано в высокой степени развитое философское самосознание – т.е. новый уровень понимания смысла и назначения философского знания, его мировоззренческой и методологической специфики. Немецкие философы, в наибольшей степени Гегель, по существу утвердили диалектику как философское миропонимание и философский способ познания. Исходя из диалектических идей философов прошлого, они совершили качественное преобразование отдельных идей и догадок в диалектику как таковую. Диалектика в немецкой классической философии, что главным образом относится к гегелевскому философскому учению, объективна по своей природе. Диалектика бытия, в конечном счете, определяет диалектику познания. Идея объективной природы диалектики неразрывно связана с концепцией сознания в немецкой философии. Раскрытие диалектической природы сознания и идея идеальности бытия, мира в целом представляют собой целостную концепцию. Мир диалектичен потому, что он духовен. Обоснование диалектической сущности сознания означало истолкование сознания и познания не как пассивного отражения действительности, а в его подлинной творческой активности. В результате этого проблема смысла, смысла жизни, человеческой жизни приобрела в философии совершенно новые аспекты и подходы. Понятно, что немецкая классическая философия оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие всей последующей философии и духовной культуры общества в целом.
ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) И. Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель. Основные работы Канта – «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельности Канта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это время он в основном занимается исследованием ряда естественнонаучных проблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системы из первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа). В этой гипотезе вся идейная часть принадлежит Канту, а математическая оценка возможности подобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века, когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва». В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение. В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.
|