Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВА




Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мо­тива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (пол­нота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива — личностная, индивидуальная или обществен­ная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей — биологи­ческих или социальных — они направлены, с какой деятельностью — игровой, учеб­ной, трудовой, спортивной — связаны).

Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, ко­торое, в свою очередь, зависит, как отмечает К. В. Судаков (1972), от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме. Гипоталамо-ретикулярные центры оказывают восходящее активирующее влия­ние на кору головного мозга. Таким образом, гипоталамус выступает в роли генера­тора энергии, необходимой для формирования побуждения к действию.

Однако силу мотива определяют и психологические факторы: знание результа­тов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, а не жесткое регламентирование.

Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на преимущественно экспрессивный его характер, требующий немедленной и исчерпывающей «энергетической разрядки» в соответствующей внешней деятельности. К таким мотивам обычно относится вопрос: «Тебе что, заго­релось?» Аффективные побуждения ситуативно-импульсивного типа встречаются чаще всего у детей, но могут быть и у взрослых. Однако у них больше возможностей преодолеть это побуждение. Даже небольшое затягивание аффективного разряда (например, счет до десяти) может привести к снижению силы эмоций, а следова­тельно и силы мотива, дает время подумать о последствиях.

Сила мотива больше, если мотивация внутреннеорганизованная, т. е. когда че­ловек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений (по­требностей, желаний).

К. Левин полагал, что намерение, т. е. постановка цели, носит в себе напряже­ние, направленное на достижение цели. Поэтому сила мотива (потребностное на­пряжение) слабеет, если цель достигается (что можно связать с затуханием доми­нантного очага возбуждения — по А. А. Ухтомскому). Однако считать это верным для всех без исключения случаев нельзя. Во-первых, этому противоречит возникно­вение у человека экстаза, в процессе развития которого возбуждение и напряжение нарастают (в то время как, казалось бы, чем дольше удовлетворяется потребность, тем меньшее напряжение должно оставаться; вспомним, в связи с этим, и опыты Дж. Олдса (1977) с самораздражением мышами «центра удовольствия», во время которых они нажимали на рычаг для замыкания электроцепи до 2000 раз подряд!). Во-вторых, потребностное напряжение может ослабевать или даже исчезать совсем при переходе мотива в оперативную мотивационную установку, т. е. когда достиже­ние цели становится в данный момент невозможным. Следовательно, цель не до­стигнута, а напряжение ослабевает.

Измерение силы мотива представляет значительные трудности.

По Дж. Аткинсону (J. Atkinson,1964), сила стремлений человека может быть оп­ределена при помощи следующей формулы: М = Пду х Вдц х Здц, где М — сила мотива­ции (стремления); Пд — сила мотива достижения успеха как личностное свойство (диспозиция); Вдц— субъективно оцениваемая вероятность достижения поставлен­ной цели; Здц— личностное значение достижения данной цели для человека. Выра­женность П, В и 3 в совокупности и определяет силу мотива.

По Дж. Роттеру (J. Rotter, 1954), сила стремления (поведенческий потенциал) выражается формулой: ВРХ,SiRa = f /EX,Ra,Si& RVa,Si /, где Raцель, хсоответству­ющая данной цели форма поведения, Е — ожидание того, что данное поведение х приведет к желаемой цели, Ra,Siситуация, в которой находится человек в данный момент времени; ВРХ,SiRaповеденческий потенциал, связанный с формой поведе­ния х в ситуации St рассчитанной на достижение цели Ra, RV — ценность или значи­мость для человека достижения цели Ra в ситуации Si, & — знак обязательного объ­единения, совместного действия соответствующих переменных.

Ожидание связано, по Дж. Роттеру, с локусом контроля, т. е. со склонностью человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям (внешний и внутренний локусы контроля). При наличии у человека внутреннего локуса контроля он более настой­чив в достижении цели, чем при наличии внешнего локуса.

В. Вроом и Е. Деси (V. Wroom, E. Deci, 1972) считают, что сила стремлений зави­сит от сочетания вероятности достижения привлекательных целей в заданной ситу­ации и ожидания того, что предпринятое действие в самом деле приведет к достиже­нию поставленной цели.

В. С. Мерлин (1971) для измерения силы мотива предлагает два пути: измерение степени нужды и измерение степени влияния мотива на эффективность деятельно­сти.

Первый показатель, по сути, измеряющий силу потребности, неоднократно ис­пользовался в опытах на животных. Критерием служила скорость, с какой живот­ное устремляется к пище. Например, в одном эксперименте животных приучали находить кормушку в сложном лабиринте. В случае, когда животные голодали двое суток, скорость поиска (т. е. пробежки к кормушке) была большей, чем при голода­нии в течение одних суток. Другой раз все животные голодали одинаковое время. Обнаружилось, что скорость пробежки у них увеличивается по мере приближения к цели. Отсюда можно предполагать, что при этом сильнее становится и мотив (по­требность). Эту закономерность американский психолог Г. Холл (G. Hall, 1961) на­звал градиентом цели.

Нечто подобное градиенту цели обнаруживается и у человека. Так, у работаю­щих людей физиологи труда выявили эффект «конечного порыва», когда прибли­жение финиша увеличивает работоспособность. Роль близости или дальности цели видна и в данных Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко (1999): настойчивость (до­стижение отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия) опрашиваемые оценивали у себя во многих случаях ниже, чем проявление упор­ства, т. е. достижение близкой («здесь и сейчас») цели несмотря на неудачные попытки.

В одном из исследований было показано, что у детей проявляется разная степень интереса и старательности при изготовлении бумажных изделий в зависимости от обещания отдать им эти изделия сразу или через неделю. В мотивах индивидуаль­ной деятельности дальность цели влияет на активность детей в большей степени, чем в общественных мотивах. Когда дети делали изделия для себя, но не получали эти изделия неделю, это снижало их активность. Когда же они изготавливали изде­лия для других, то снижения активности не было.

Конечно, в реальном поведении человека провести подобные измерения слож­но. Приходится обходиться такими показателями (в основном для биологических потребностей), как количество съеденного, выпитого, нахоженного (для удовлет­ворения потребности в движении). Поэтому во многих случаях приходится дове­рять мнению самого субъекта о степени выраженности у него той или иной потреб­ности.

Использование второго показателя измерения силы мотива (эффективности де­ятельности) обосновывается так: чем более выражен у человека интерес к какому-нибудь делу, тем успешнее он его делает (В. С. Мерлин). Однако сам автор отмеча­ет, что успешность деятельности зависит от многих факторов, а не только от силы мотива. Поэтому данный показатель можно использовать лишь в простейших зада­ниях (прыжке в длину, удержании усилия на заданном уровне и т. п.) при сравне­нии силы мотива во время соревнований одиночек или команд (в последнем случае у большинства сила мотива увеличивается, что приводит к большей мобилизации и к лучшему результату).

Но и в этом случае определяется не абсолютная, а относительная сила мотива. При этом надо иметь в виду, что прямая зависимость между силой мотива и эффек­тивностью деятельности встречается только при возрастании силы мотива до опти­мального уровня; дальнейшее увеличение ее и нарастание возбуждения приводят к снижению эффективности деятельности (закон Йеркса—Додсона).

Характеристикой мотива считается и его устойчивость. По существу, под этим понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригид­ность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интере­сов. Можно говорить и об устойчивости намерений, но тогда речь должна идти уже о мотивационных установках.

В качестве примера измерения этой характеристики мотива можно привести опыты М. Овсянкиной (М. Ovsiankina, 1928), проведенные в лаборатории К. Леви­на, во время которых испытуемые, после прерывания выполнения задания, сами, без всякой инструкции, возвращались к его выполнению, объясняя это наличием напряжения (потребности, побуждения); это напряжение у одних оказывалось инертнее, чем у других.

Устойчивость как характеристика в большей мере относится не к мотивам как таковым, а к другим мотивационным образованиям: мотивационным установкам, интересам, привычкам (о которых речь пойдет в разделе 8.2).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты