КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. История характерологииХарактер изучался еще в античности (Платон, Теосфат). Множество работ посвящено изучению характера. (Галль, Лазурский, Левитов, Асмолов, Климов, Рубинштейн, Фромм, Фрейд, Хорни, Братусь, Юнг, Павлов). В своей работе «Очерк науки о характерах» (1909) П.Ф. Лазурский представил оригинальную концепцию научной характерологии, в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью НС. Согласно Лазурскому, характер – это совокупность наклонностей, имеющих анатомо-физиологическую основу. Под наклонностью он понимал возможность неоднократного повторения у наблюдаемого лица того или иного душевного процесса. Сходную точку зрения имел и Нечаев (1929). В своей работе «Характер человека» он дает следующее определение характера: «Характер – это природные черты, которые являются врожденными особенностями организма, которые укрепляются и расшатываются последующими воздействиями среды». Однако, согласно Нечаеву, решающими остаются все же природные, наследственные характеристики. Нечаев выделял три типа характера: спокойный, возбудимый и стремительный, а также промежуточные, например, спокойно-стремительный. Лесгафт в своей работе «Семейное воспитание ребенка» разводит понятия «характер» и «темперамент». Согласно Лесгафту, характер, в отличие от темперамента, формируется в обществе, в процессе общения. Основным фактором формирования характера является семья. Так, Лесгафт анализирует, каким образом семья влияет на образование «школьных» типов детей. Выделяет шесть типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, злостно-забитый, мягко-забитый, угнетенный. Лесгафт показывает, каким образом семья оказывает влияние на формирование типов характера. Так, дети честолюбивого типа вырабатываются в семьях, где принято восхищаться детьми, стараясь внушить им желание первенствовать. Добродушный характер вырастает под влиянием спокойной и разумной домашней обстановки, где любящие родители относятся с вниманием и пониманием к нуждам ребенка, но не балуют и не изнеживают его. В 1944 году Левитов в работе «Проблема характера в психологии» рассматривает характер как свойство личности и дает два определения характера: частное и общее. Общее: Характер – качественное своеобразие личности, представляющее известное единство с его психическим складом. Частное: Характер – психический склад личности, определяемый главным образом чертами направленности и воли. В.Н. Мясищев определяет характер, как «все то, что в свойствах психики присуще одному человеку и отличает его от других, это личность в ее своеобразии». З. Фрейд выделяет в характере как биологическую, так и социальную составляющую. Концепция характера была сформулирована Фрейдом в 1908 году. Согласно Фрейду, при фиксации на той или иной психосексуальной стадии развития формируется определенный тип характера. В. Райх развил концепцию Фрейда. Он полагал, что характер формируется как некая защитная структура, обращенная против возникающей в сознании ребенка тревоги, вызванной интенсивными сексуальными переживаниями и сопровождающим их страхом наказания. В результате сдерживания импульсов у человека со временем формируется характерный панцирь. Райх постоянно призывал своих пациентов ясно осознавать собственные черты характера. Когда пациент переставал относиться к внешним проявлениям своего характера, как к само собой разумеющемуся, его мотивация к изменению в лучшую сторону усиливалась. Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э.Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем. Согласно Фромму, личность – это сумма врожденных и приобретенных свойств, которые характеризуют индивида и определяют его уникальность. Характер – основное приобретенное свойство; это относительно постоянная совокупность всех устремлений индивида, которая не является инстинктивной по своей природе, при помощи которого человек соотносит себя с культурной и природной средой (например, эгоистичный и альтруистичный характер). Характер воспитывается и восполняет недостаток инстинктов. Характер может не осознаваться своим носителем. Главные свойства нашего характера позволяют нам вести себя последовательно и эффективно. (Действительно, мы часто не задумываемся над тем, как нам отреагировать или как поступить; просто делаем, и наши поступки в своей повторяемости создают характер). Согласно Фромму, люди соотносятся с окружающим миром в основном по двум направлениям: 1) через ассимиляцию (приобретение и использование вещей и людей) – непродуктивный путь и 2) через социализацию (познание себя и других) – продуктивный путь. Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный характер. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.
Тема 4. Современные представления о характере Характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер заключается в индивидуализации свойств личности. И эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в этом мире. Характер – результат индивидуализации и социализации свойств индивида. Формирование характера зависит от социальных условий, принятия типической нормы. Когда речь идет о характере, тогда мы характеризуем отношения этого человека с окружающими. Характер указывает, как действует человек, а личность указывает на то, ради чего человек действует, какую цель он выбирает. Проявление характера – это руководство своими желаниями. Личность в своем развитии «снимает» характер, т.е. руководствуется не только хотением, но и моральными, этическими ценностями. Основа характера – это генетические свойства темперамента. Наличие некоторых генетических предпосылок характера не равно утверждению о его генетической предопределенности (близнецы в разных семьях). Средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера. Характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях. Следует отличать характер от психических состояний (настроений). Он отличается большей степенью устойчивости и постоянства. Хотя психическое состояние, если оно устойчивое и постоянное, может превратиться в свойство характера. Условия формирования свойств характера – это формирование устойчивого отношения, зависящего от социально-типического отношения, а не от ситуационного. Функции характера: 1. Характер определяет способ действия, с помощью которого и проявляется отношение личности к цели. 2. Для выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность), стилистика речи (устной, письменной). Структура характера Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут выделяться отдельные черты, или стороны. Эти черты не изолированы друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, то есть основания полагать, что он и не будет обладать качествами инициативности (опасается неблагоприятного оборота инициированного им поступка), решительности (принятие решения предполагает ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Но при этом очень вероятно, что трусливый человек обладает такими чертами, как угодливость (по отношению к сильному), конформность, жадность, недоверчивость. Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, будет обладать именно такой структурой характера. В различных ситуациях эта структура может быть значительно преобразована, и в ней даже могут появиться такие черты, которые, казалось бы противоположны, например, трусливый может быть наглым. Структурность характера выражается также в определенной иерархичности его черт. Среди черт характера выделяют основные и второстепенные. Основные черты задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Второстепенные определяются основными. Как мы уже сказали, характер – сложное психическое образование, состоящее из многочисленных черт. Эти черты выражают отношение человека к своему делу, окружающим людям и к самому себе. - в отношении к своей деятельности и труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду. - в отношении к другим людям проявляются такие черты, как общительность и замкнутость, коллективизм и индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д. - в отношении человека к себе для характера показательны: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или недооценка себя.
|