КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этнические корни русскихВопрос об этногенезе один из самых сложных. По данным лингвистики начальная точка отсчета славянской истории — середина II тысячелетия до н. э. Известно, что в I—II вв. н. э. предки славян размещались в бассейне реки Вислы и на побере- t жье Балтийского моря. Они назывались венедами и жили в окружении балтских и финских племен. В VI в. венеды уже занимали огромную территорию от Вислы до Дуная. Тогда же началось великое расселение славян, их разделение на три ветви: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты). К VII в. оно завершилось. Анты были предками современных русских, украинцев и белорусов. Они расселились в центральной части бассейна реки Дунай. Вот как об этом сказано в "Повести временных лет": "По мнозЬхъ же времянЬх сЬли суть словЬни по Дунаеви, гдЬ
есть ныне Угорьска земля и Болгарьска"1. Дунайский период оставил заметный след в фольклоре восточных славян2. В середине VI в. на территорию Северного Причерноморья, в Подунавье и на Балканы вторглись многочисленные кочевые племена — авары. Анты постепенно мигрировали от берегов Дуная через Карпаты в бассейн Днепра и на его обширные притоки: реки Рось, Припять, Сож, Сулу, Сейм, Десну. Они расселились по Среднерусской возвышенности. Сначала здесь образовался догосударственный союз племенных объединений (в него входили поляне, северяне, древляне, родимичи, вятичи, дреговичи, полочане, кривичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи и др.). В IX в. сложилось государство Русь со столицей в Киеве. Его жители стали называться русами (русичами, росами). Первые письменные сведения о восточных славянах встречаются у византийских авторов (с VI в.) и арабских путешественников (VIII—IX вв.). Свидетельства собственной, древнерусской письменности начинаются с памятников XI в. Летописцы пересказывали исторические предания о прошлом своего народа, воспроизводя при этом типично фольклорные художественные приемы3. В течение ряда веков русичи осуществляли непрерывные перемещения, особенно активно — на северо-восток, где смешивались с племенами финно-угров, нередко ассимилируя их. "...Так или иначе ассимилируясь, финно-угры оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую номенклатуру в названиях рек, озер, селений и местностей, а также черты своих языческих верований"4. Со временем в центре северо-восточных земель возникла новая столица восточнославянского государства — Москва. В XIII в., после нашествия Золотой Орды, началось разделение древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов. "Русские начали складываться в единое этническое целое на обломках растерзанной полчищами Батыя Древней Руси"5. К XV в. завершилось образование трех восточнославянских языков, сложившихся на основе древнерусского языка. Таким об-
разом, исторические корни русского языка и устного народного поэтического творчества связаны с периодом древнего восточнославянского единства. В равной мере это относится к украинцам и белорусам. Три братских народа продолжали жить одним государством, активно общались друг с другом. В их устной поэзии выработалась близкая образная система, общий художественный стиль. Все это — духовное наследие от времен Руси.
К примеру, рассказывает волшебную сказку русский ли, украинский или белорусский сказочник, в ней Баба Яга обязательно скажет: "Фуфу-фу, русским духом пахнет!" А герой сказки, брошенный старшими братьями в подземном царстве, всегда будет стремиться именно на Русь: "Не хочу я от тебя ни злата, ни серебра, а вынеси меня на Русь!" Упоминается в сказках и Червоное море (то есть "прекрасное, красивое") — это древнерусское название Черного моря, которое другие народы называли еще Русским.
Восточнославянские сказки, песни, обряды запечатлели общую этническую историю трех народов, а также их славянскую духовность, ментальность. Восточные славяне имеют общность во всех сферах жизни, но наряду с этим существуют значительные отличия. Они проявляются и в фольклоре. В этом отражается реальное многообразие живой народной традиции, "художественная капризность" русского духа.
|