КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические песни XIX в.Со второй половины XVIII в. образ царя в солдатских песнях начал снижаться, ему противопоставлялся образ того или иного полководца: Суворова, Потемкина, Кутузова, казачьего атамана Платова.
Цикл песен об Отечественной войне 1812 г. в художественном отношении очень отличается от ранних циклов. В нем уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже книжной лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный. (К примеру, содержание песни "Платов в гостях у француза" полностью вымышлено). Сюжет передается статично, неразвернуто, ему почти обязательно предшествует лирический зачин. Например, песня о беседе фельдмаршала М. И. Кутузова с французским майором (см. в Хрестоматии) начинается с зачина, выражающего восхищение русским военачальником:
Что не красное солнце да воссияло: Воссияла у Кутузова острая сабля. Выезжает князь Кутузов в чисто поле <...>
В песнях преобладают типические подробности, а герои раскрываются через их поступки, речи или с помощью сравнений. Однотипные жизненные ситуации предстают в старых, уже известных художественных формах. Например, был использован древний эпический мотив о том, как вражеский предводитель прислал русскому князю ультимативное письмо: Французский король царю белому отсылается: "Припаси-ка ты мне квартир, квартир ровно сорок тысяч, Самому мне, королю, белые палатушки".
Письмо повергает царя в уныние: Его царская персонушка переменилася. Царя ободряет Кутузов:
Уж он речь-то говорил, генералушка, Словно как в трубу трубил: "Не пужайся ты, наш батюшка православный царь! А мы встретим злодея середи пути, Середи пути на своей земли, А мы столики поставим ему — пушки медные, А мы скатерти ему постелим — вольны пули. На закусочку поставим каленых картеч, Угощать его будут канонерушки. Провожать его будут всё казачушкы"[151].
Художественной утратой исторических песен этого периода можно считать нередкое отсутствие в них сюжетной цельности. Некоторые песни состоят из случайных, отрывочных и незавершенных эпизодов, слабо увязанных между собой. Так, например, песня об атамане Донского казачьего войска М. И. Платове начинается с лирического зачина:
От своих чистых сердец, Совьем Платову венец. На головушку наденем, Сами песни запоем <...>
Далее солдаты рассказывают о том, как хорошо они в армии живут — обеспечены всем необходимым. Затем — немотивированный переход к сцене боя (Наши начали палить...), а в конце сообщается, что француз с армией валит и расточает угрозы каменной Москве (см. в Хрестоматии).
Подобные факты свидетельствуют о процессе переформирования старой системы фольклора, в особенности ее эпических форм. Народ искал новые способы поэтического выражения. Тем не менее исторические песни запечатлели важные события 1812 г.: бои под Смоленском, Бородинскую битву, разорение Москвы, переправу через Березину и др. Песни выразили патриотическое чувство крестьян, казаков, солдат; их любовь к народным героям — полководцам Кутузову, Платову; их ненависть к врагам.
В XIX в. были сложены исторические песни и о других событиях — например, о Крымской (восточной) войне 1853—1856 гг.| В песнях, посвященных обороне Севастополя, изображались му-| жество и героизм простых солдат и матросов.
Исторические песни — это устная поэтическая летопись народа, его эмоциональный рассказ об истории страны.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
|