Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Симфония и цезарепапизм династии Исавров.




Взаимоотношения между светской властью и властью духовной, церковной, религиозной для любой страны на протяжении истории человечества являлись одной из наиболее важных проблем. Для России эта проблема оказалась весьма болезненной при переходе от первого капитализма к первому социализму. При переходе от недостроенного социализма и коммунизма ко второму капитализму роль Русской православной церкви по многим внешним признакам стала быстро расти, но говорить о том, что возникла новая симфония светской и церковной власти по видимому рановато. Не приходится говорить и о сколько-нибудь сбалансированной религиозной политике постсоветского российского руководства. Многие авторитетные российские и зарубежные исследователи находят в российской истории и жизни немало родимых пятен византизма. От Византии Русь в своё время приняла христианство. Правители России заявили претензию на то, что Москва будет третьим Римом, а четвёртому Риму не бывать. С другой стороны, являясь наследницей Византийской державы, Россия может вполне разделить судьбу Византии. Предостережением о такой возможности стал документальный фильм

В отечественной учебной, публицистической, да и научной литературе почему-то не принято вспоминать о том, как и при каких обстоятельствах взаимоотношения между государством и церковью в Византии приобрели были «отформатированы» до той модели, которую собственно и принял Владимир I.

Восточные славяне ещё были заскорузлыми язычниками в то время, когда в Византии решали важнейший вопрос – кто в доме хозяин? Вопрос этот решался в сложнейших исторических условиях, когда ещё сравнительно молодое византийское государство переживало довольно тяжёлые времена. В конце VII – начале VIII вв. налицо был острейший политический кризис. В обстановке почти непрерывной анархии и дворцовых переворотов за 22 года сменилось шесть императоров. Источники сообщают о занятном техническом приёме, который исключал возвращение свергнутого императора на престол. Неудачникам отрезали нос или выкалывали глаза. Не очень толерантно, но весьма эффективно. Внутренние проблемы, как это обычно некстати бывает, осложнялись внешнеполитической ситуацией. На Византию наседали арабы, которые под флагом недавно обретенного ислама вели успешные завоевательные войны. Византия оказалась на грани существования.

В этой ситуации военно-служилая знать одной малоазийской фемы привела к власти стратига Льва III, который был родом из Исаврии, что в Малой Азии. Стратиг – что-то вроде губернатора, в руках которого находилась военная и гражданская власть, то есть имелся определенный опыт.

Авторитет лидера чаще всего приобретается в результате успешных военных действий. В 717-718 гг. воины под руководством Льва III приобрели секретное оружие или военно-техническую новинку. С помощью так называемого греческого огня (эта смесь горела даже на воде) была уничтожена большая часть арабского флота, а затем были разбиты и остальные силы арабов.

В лавровом венке победителя было легче приступать к коренным реформам внутри страны. А ситуация была следующей. Крупное светское землевладение было разрушено. Стал формироваться новый слой землевладельцев, заинтересованных в земле и сильной государственной власти. В современной России официальные идеологи, уподобясь попугаям, бесконечно мусолят «синдром Шарикова», попрекая большую часть россиян, бывших «совков», в стремлении «всё отнять, да и поделить». Между тем не надо быть профессиональным историком, чтобы понимать, - вся история человечества строилась на том, что кто-то у кого-то что-то отнимал и делили «более правильно».

В Византии в начале VIII в. около половины лучших земель было сосредоточено в руках церкви и монастырей. Последние нахоились в особо привилегированном положении, так как прежние императоры за хорошее местечко в лучшем мире своими жалованными грамотами освобождали монастырские земли от повинностей и налогов. В Византии такая льгота называлась экскуссия, а в Западной Европе – иммунитет. Налоговая база постоянно сужалась, деньги были нужны, так как войны не кончались.

Для отобрания земель в казну, для секуляризации церковного имущества надо было найти повод или его создать. Лев III так и поступил. Он издал эдикт, которым запрещалось иконопочитание. Арабы икон не имели, а воевали неплохо. Культ разных святых явно отвлекал от поклонения императору. Новое правительство Византии считало, что очищает церковь от суеверий и укрепляет её позиции в борьбе с ересями и исламом. Независимо от логики данного нововведения оно произвело должный эффект – спровоцировало монахов на сопротивление государству. Началась бешеная агитация. Произошло несколько восстаний. С ними император справился быстро. Многие монастыри были уничтожены. Монастырские здания превращались в казармы. Дело доходило до того, что монахов под угрозой ослепления или смерти заставляли вступать в брак. Но главная, как говорит молодёжь, «фишка» заключалась в том, что все монастырские земли были конфискованы и поделены между военно-служилой знатью. Отняли и поделили! А наши «попугаи» Шариковым пугают.

Лев III (717-741) и его сын Константин (740-775) с большим энтузиазмом молотили монастрскую оппозицию на Балканском полустрове и в восточных провинциях. Папа Римский резко выступил против иконоборчества, проклял иконоборцев и ликвидировал византийскую администрацию. Дружба дружбой, а табачок врозь! «Всё ведь из-за бабла», - как говорят в современной России.

Таким нехитрым способом, за счёт церковно-монастырских земель первым Исаврам удалось поправить финансовое положение служилого сословия и ситуацию в империи в целом. Империя была спасена. В IX в. монашество не представляло никакой опасности, было перевоспитано в должном направлении и иконоборчество сделалось ненужным, так как раскалывало правящий класс.

В 842-867 гг. правил Михаил III. В его малолетство его мать и регентша императрица Феодора без какого бы то ни было сопротивления восстановила «православие» и иконопоклонение. Произошло примирение правительства и служилой знати с обиженным клиром. Зато жестоким преследованиям, почти поголовному истреблению подверглись павликиане, которые в своё время подали Льву Исавру дельную мысль. Часть павликиан бежала к болгарам, где стала известна под именем богомилов. «Мавр сделал своё дело, мавр может рвать когти».

Система отношений между светской и церковной властью стала называться симфонией. На самом деле это был цезаропапизм, то есть полное подчинение церкви светской власти. Папа Римский старался утвердить папизм. Владимиру I подходил именно цезарепапизм, как и всем последующим правителям.

Первый русский коммунист Сергей Радонежский.

Сергий Радонежский (около 1321-1391). Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, учился с трудом. Родители разорились и перебрались из Ростовской земли в село Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью, принял монашеское имя Сергий и соорудил маленькую Троицкую церковь, положив начало будущей знаменитой Троице-Сергиевой лавре.

Пятьдесят лет Сергий Радонежский рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Он жил для других, самоотверженно преодолевая все жизненные невзгоды. Сергий приобрел колоссальный моральный авторитет. Считалось, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и направил с князем иноков Пересвета и Ослябю, погибших в сражении.

У Сергия было необычайно выразительное скуластое худощавое лицо, обрамленное копной густых рыжеватых волос и широкая, уже тронутая сединой борода. На шитом покрове в изображении Сергия (конец XIV – начало XV в.) мастер сумел передать отсутствующий, устремленный «внутрь себя» взгляд слегка раскосых глаз. Облик аскета, отшельника подчеркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру «старца». Это один из наиболее ранних и, как считается, достоверный портрет человека XIV в.

Над могилой Сергия Радонежского, который был причислен к лику святых на следующий год после смерти, был построен собор. На территории Троице-Сергиевой лавры (в 70 км к северу от Москвы, современный г. Сергиев Посад) находятся соборы, построенные в XV-XVII вв., Московская духовная академия и духовная семинария[28].

Русские православные священники, возможно, не вели споров о цивилизационной принадлежности Руси, Московского княжества, но и у московских князей, потомков Даниила Александровича, и у жителей русских земель поддерживали неприязнь и даже ненависть как к «папистам», так и в «басурманам». Подозрительность к любым иностранцам, иноверцам зародилась не в правление И.В.Сталина, а значительно раньше. С XV и почти до конца XVIII в. совращение православного человека в любую другую веру наказывалось как опаснейшее преступление. Русская ксенофобия была обращена и на Запад, и на Восток.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты