КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия тождестваЕсли разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться. [править]Взгляды Гегеля на политику и право Ступени познания мира (философия духа): § субъективный дух (антропология, феноменология, психология), § объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), § абсолютный дух (искусство, религия, философия). Политико-правовые взгляды: § Идея — это понятие, адекватное своему предмету; соединение субъективной и объективной реальности. § Действительность (истинное; образ) — то, что сложилось закономерно, в силу необходимости; проявляет изначальный замысел. Противопоставляется «существованию» — объекту, взятому в конкретный момент. § Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего и действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Должна выявлять идеи, лежащие в основании права и государства. § Понятие «право» — это то же самое, что и естественное право. Право и основанные на нём законы «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью». § Ступени идеи права: § Абстрактное право: свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. § Мораль: умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). § Нравственность: умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство. § Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. § Разделение власти: государь, исполнительная и законодательная власть. § Государь — формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое. § Исполнительная власть — чиновники, управляющие государством на основе закона. § Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Бюрократическая система — опора государства. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. § Гражданское общество (или буржуазное общество) — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). § Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации». § Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности — неприемлемо для государства. § Подлинной свободой обладает лишь всеобщая воля (а не индивидуальная). § Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью. § Подлинная свобода людей была в прошлом. [править]Основные сочинения § Феноменология духа (1807) § Наука логики § Философия права (1821) § «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816) Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «ЭФН»: 1. «Наука логики» § «Наука логики» (Wissenschaft der Logik, 1812-16, переработанное издание 1831; также называется Малой наукой логики) 2. «Философия природы» (Naturphilosophie) 3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes) § «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 — первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук») § «Основания философии права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821) § «Философия истории» (Philosophie der Geschichte) § «Философия религии» (Philosophie der Religion) § «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik) § «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie) Сочинения, не относящиеся к системе и малые сочинения: § «Философская пропедевтика» § «Положительность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96) § «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800) § «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02) § Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801) § «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801) § «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802) § «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802) § «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802) § «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803) § «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803) § «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент) § «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817) § «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817) § «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828) § «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828) § «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830) § «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831) [править]Издания русских переводов сочинений Гегеля § Гегель Феноменология духа (Репринтное воспроизведение издания 1959 г. Вступ. статья К.А. Сергеева и Я.А. Слинина). — СПб.: Наука, 1992. — (Слово о сущем). — 5000 экз. — ISBN 5-02-028167-0 § Гегель Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова). — Москва: Академический Проект, 2008. — 767 с. — (Философские технологии: философия). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1050-5 [править]
|