КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЗВОЛЕНИЕ ГОВОРИТЬ СВОБОДНО
Лет в двенадцать моя дочь Лорен начала иногда употреблять бранные слова. Всякий раз я вежливо просил ее выбирать более приемлемые выражения. Однажды она стала спорить со мной. Она заметила, что я сам иногда употребляю грубые слова, — почему же это запрещено ей? Я объяснил, что, будучи взрослым человеком, я знаю, где и когда использовать эти выражения, а она ребенок и пока не знает этого. Просто она еще не вполне понимает, в каких случаях такой язык уместен, а в каких — нет. Прежде чем использовать грубые слова, нужно научиться контролировать себя и воздерживаться от этих выражений. Вначале девочка никак не хотела уступать. Она говорила, что этими выражениями пользуются все ее соученики и она тоже будет. Пользуясь новой свободой предподросткового возраста, Лорен настаивала: «Я не перестану». В ответ я просто повторил свою просьбу: «Я понимаю, что другие дети пользуются этими словами, однако это невежливо».
Лорен: Я не перестану говорить эти слова, и ты не можешь меня заставить. Я: Я знаю, что не могу контролировать тебя, когда меня нет рядом сдобой. Я не могу сделать так, чтобы ты не бранилась, общаясь с друзьями, но я запрещаю тебе делать это при мне. Я хочу, чтобы при мне ты использовала вежливые слова. Лорен: А если я стану ругаться и при тебе? Что ты сможешь сделать? Я: Я просто попрошу тебя прекратить и напомню, что я не хочу, чтобы ты ругалась. Я хочу, чтобы ты говорила вежливо. Лорен: А если я все равно буду ругаться? Я: Если ты будешь упорствовать, тебе придется взять тайм‑аут.
На этом наш спор закончился. Мы дулись друг на друга до конца того вечера, а затем оба обо всем забыли. Она явно испытывала границы свободы среднего школьного возраста и привыкала к той части своего «я», которой хотелось бросить мне вызов. Через несколько дней она снова выругалась. На тот момент у нас обоих было достаточно времени, чтобы обдумать свою позицию в этом противостоянии. Забравшись в машину, Лорен стала ругаться по поводу какого‑то происшествия, которое ее расстроило. Я отреагировал так же, как прежде: «Лорен, я не хочу, чтобы ты говорила эти слова при мне». Дочь сказала: «Папа, мне очень сложно не ругаться. Все дети ругаются. Я чувствую, как эти слова теснятся во мне и нужно дать им выход. Я не знаю, что делать». Я ответил: «Я об этом думал и, кажется, нашел компромиссное решение. Я хочу, чтобы ты просто старалась говорить вежливее. Если же иногда тебе нужно выпустить пар, я разрешаю тебе ругаться, однако я хочу видеть, что ты все‑таки учишься контролировать свою речь, поэтому, прежде чем выругаться, попроси у меня разрешения. Помнишь, как в фильме „Звездные переселенцы“ члены экипажа спрашивают у капитана позволения говорить свободно? Спрашивай у меня, и я решу, уместно ли тебе в той или иной ситуации говорить настолько свободно». Это оказалось прекрасным решением проблемы. Когда Лорен хочется сказать что‑то нехорошее, она тут же шепчет мне на ухо: «Капитан, позволите ли вы мне говорить свободно?» Если я позволяю, она с удовольствием высказывает все, что накипело у нее на душе. Таким образом она научилась управлять своими эмоциями и разговаривать вежливо, когда требуется.
|