КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детский фольклор
1. Самозапись детского фольклора взрослыми Прежде чем записывать детский фольклор, необходимо обратиться к собственной памяти. Начните работу с самозаписи. Лучше всего включить магнитофон и записать устный рассказ о памяти детства на магнитофонную пленку. Возможен и другой вариант записи. Устный рассказ всегда предполагает присутствие слушателя. В соответствии с этим удобно первоначальные записи производить вдвоем. В таком случае каждый из участников попеременно становится то слушателем, то информантом. Создается естественная ситуация общения, столь необходимая в условиях собирательской работы. В этом общении нужно ориентироваться на следующие вопросы:
1. Попробуйте вспомнить и описать Ваше первое детское воспоминание. С чем оно связано? Какие переживания Вы испытывали? Возникала ли память об этом переживании в будущем? 2. Какие рассказы о Вашем раннем детстве часто повторялись в Вашей семье? (Например, рассказы о том, как ребенок чем-то рассмешил или удивил близких или наоборот - испугал, огорчил, потерялся, заблудился, вернулся домой с прогулки позже назначенного часа и т.п.) 3. Какие необычные формы слов Вашего детского языка запомнили Ваши родители? (Например, «людь» от «людей», «никовойный», «всехний», «одуван» и т.п.) 4. Какие строки песен и стихов Вы понимали по-своему, не понимая их реального смысла? (Например, пятилетний мальчик с пафосом читает первую строку пушкинского стихотворения, «Как ныне сбирает все вещи Олег»...) 5. Строки каких колыбельных песен или потешек запомнились Вам с детства? Кто из взрослых их пел или приговаривал? 6. Помните ли Вы, что отвечали Вам взрослые на вопрос: «Откуда берутся дети?» Что по этому поводу думали Вы сами? 7. Чем пугали Вас взрослые, пытаясь оградить Вас от опасностей во дворе или на улице? (Например, «бабаем», «стариком», «цыганкой» - «утащат», «посадят в мешок», «уведут в лес» и т.п.) Кто пугал таким образом? (Например, бабушка, мать, отец, старшие братья или сестры и т.п.) 8. Что действительно Вас сильно пугало? Чего Вы боялись больше всего? Как долго преследовал Вас этот страх? Каким образом удалось от него избавиться? 9. Когда впервые Вы узнали о смерти? Как Вы понимали происшедшее? Ощущали ли страх? Что говорили Вам взрослые? В каком возрасте пришло понимание неотвратимости смерти? Что Вы при этом думали? Как преодолевали страх? 10. Рассказывали ли Вы в детстве страшные истории? В какой детской группе? (Например, одноклассников, дворовой компании, в пионерском лагере и т.п.) Как Вы относились к такому рассказыванию? (Например, боялись, любили рассказывать сами, не верили и т.д.) Какие рассказы Вы помните до сих пор? 11. Рассказывали ли пародии на «страшные истории»? Как они назывались? (Например, «страшные анекдоты», «антистрашилки» и т.п.) 12. Помните ли как в детстве рассказывали «пугалки»? Какие? (Например, «В черном-черном лесу...» и т.д.) Рассказывали ли сами? Чем привлекало рассказывание? 13. Помните ли детские рассказы о вызывании духов? Каких? Кто рассказывал об этом? Пробовали ли сами «вызывать»? Кого? Как это делалось? Что при этом говорили? В каком возрасте верили, что вызывание духов возможно? Когда эта вера прошла? 14. Над чем в детстве смеялись? Что казалось особенно смешным? В какие смешные ситуации попадали Вы сами или Ваши друзья? Обижались ли, когда над Вами смеялись? 15. Были ли у Вас прозвища? Дразнили ли Вас? Как Вы к этому относились? Знали ли отговорки на дразнилки? Какие? 16. Какие анекдоты запомнились с детства? Любили ли сами рассказывать анекдоты? Расскажите и запишите на магнитофонную пленку все анекдоты, которые Вы знаете сейчас. Назовите Ваши любимые анекдоты. Почему Вы выделяете их среди других? 17. Назовите любимые игры Вашего детства. 18. Запишите все считалки, с помощью которых в игре выбирался ведущий? 19. Запишите все приговорки, при помощи которых участники игры делились на две (несколько) команд? 20. Знали ли Вы в детстве «садистские стишки»? Какие? Нравились ли они Вам или наоборот вызывали раздражение? Почему? Как и кому они рассказывались? Пелись ли такие стишки под гитару? Кем? В какой ситуации? Записывались ли «садистские стишки» Вами или Вашими сверстниками? Сохранились ли такие записи? 21. Приходилось ли Вам составлять анкеты и заводить альбомы? В каком возрасте? Что побуждало к этому? (Например, альбом подруги, повальное увлечение всего класса, анкета запомнилась в пионерском лагере и т.п.) Можете ли Вы такие альбомы подарить нашему архиву? Если нет - что служит препятствием? 22. Помните ли Вы песни-переделки на слова известных поэтов классиков? Какие (назовите и сделайте запись на магнитную пленку)? Какие стихотворные пародии хрестоматийных текстов Вам приходилось слышать? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку. 23. Слышали ли Вы анекдоты, героями которых были герои классических литературных произведений? Назовите и сделайте запись на магнитную пленку. Рассказывали ли такие анекдоты сами? Если нет - почему?
2. Запись детского фольклора от детей Самозапись существенно облегчает непосредственную работу с детьми. При собирании и записывании детского фольклора нужно помнить, что все вопросы собирателя должны быть обращены к личному опыту ребенка, должны быть понятны и актуальны для него. Если ребенку не интересны вопросы собирателя, он никогда не будет на них отвечать. Прежде чем производить запись, необходимо определить, с какой группой детей Вы будете работать. Это может быть небольшая группа детсадовцев (от 4 до 7 лет), младших школьников (от 7 до 10 лет), подростков (от 10 до 14 лет), старшеклассников (от 14 до 17 лет). Работа может быть организована в разновозрастной группе двора или школьного лагеря; в группе только девочек или только мальчиков. Накануне записи целесообразно познакомиться с детьми, представиться им, рассказать о характере и целях собирательской работы. Опыт показывает, что лучше всего работать в небольших группах, не превышающих 8-10 человек. При записи детского фольклора от дошкольников и младших школьников необходимо задавать следующие вопросы:
1. В какие игры вы играете дома? С кем? (Например, с подружками или друзьями; со старшими братьями или сестрами и др.) 2. Играете ли дома в прятки? Как выбирается ведущий? Как он называется? (Например, «вода».) 3. Какие слова произносит ведущий, когда все прячутся? (Например, «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать...» и т.п.) 4. Какие знаете считалки? Покажите, как считаетесь. 5. Если играете дома, где прячетесь? 6. Как к таким играм относятся взрослые, Играет ли с Вами мама и папа? Бабушка? 7. Играете ли в жмурки? Выбираете ли «водой» самых маленьких? Помогаете ли им во время игры? 8. Где больше любите играть: дома или на улице? Почему 9. Кто играет со скалкой: девочки или мальчики или те и другие? Вместе или порознь? 10. Выкрикиваются ли какие-нибудь слова во время прыжков? Как меняются движения? Что считается выигрышем? 11. Какие игры с мячом Вы особенно любите? (Например, «Штандар», «Лапта», «В лягушку» и т.п.) Расскажите о правилах каждой игры. Какие слова произносятся во время игры и что они значат? 12. В какие прятки вы играете? (Например, «московские», «простые», «симбирские») Чем эти игры отличаются друг от друга? 13. Когда играете в «классики»? Какие виды «классиков» знаете? Кто играет? (Например, только девочки; девочки вместе с мальчиками; только мальчики.) Какие правила нужно знать во время игры? Кто и как начинает игру? Кто выигрывает? (Если игра сопровождается рисунками на асфальте, то необходимо воспроизвести эти рисунки в тетради.) При записи на магнитную пленку необходимо записать как комментарии детей к игре, так и собственные непосредственные наблюдения за игровым поведением участников. 14. Дружная ли у вас компания? Не обижаете ли вы друг друга? Не дразнитесь ли? Если дразните кого-то - за что и как? Обижаетесь ли когда дразнят вас? 15. Если выходите на улицу с куском хлеба или печеньем - что вам могут крикнуть? (Например, «Сорок восемь, половинку просим и т.п.) Что нужно ответить? (Например, «Сорок один - ем один».) Как дразнят жадных? Как дразнят ябедников? Что нужно сказать, чтобы дразнилка стала необидной? Как можно помириться, если вы все-таки поссорились? 16. Играют ли у вас в игру «Скажи...»? (Например: «Скажи лягушка». - «Лягушка». - «У тебя в носу подушка».) Как называется эта игра? (Например, «заманка», «поддевка», «подколка» и т.п.) Какие еще заманки вы знаете, Обижаетесь ли на заманки? С кем играете сами в них? (Например, со взрослыми, с младшими братьями или сестрами, с маленькими детьми во дворе и т.п.) 17. Знаете ли как ответить на вопросы: «За чем Чапай бурку купил»? «По чему солдат ходит в сапогах, а министр в ботинках»? Знаете ли еще такие вопросы? 18. Слышали ли вы о вызывании духов? Каких? (Например, Пиковой дамы, Жевательного короля, Золушки, Гномика, Русалки и т.п.) Кто вам об этом рассказывал? Пытались ли вызывать сами? Кого? Для чего? (Например, попросить что-то; «просто интересно» и т.п.) 19. В какое время можно вызывать духов? (Например, когда дома никого нет; когда взрослых нет; когда взрослые ложатся спать и др.) 20. Где это нужно делать? (Например, в ванной комнате, на кухне, в коридоре, в детской спаленке, в шкафу и т.п.) 21. Что при этом нужно делать? (Например, выключить свет, зажечь свечу и т.п.) 22. Какие слова надо произнести, чтобы пришел тот, кого вызываешь, или чтобы желание исполнилось? 23. Как узнать, приходил ли «вызываемый»? (Например, по стуку; по пятну, которое появилось на зеркале; по испарившейся в стакане воде и т.п.) 24. Когда вы перестали верить в вызывание духов? 25. Приходилось ли вам гадать о том, что с вами будет? Как это происходило? (Например, по руке, по таблицам, по цифрам и т.п.) Знаете ли вы смешные гадания («заманки»)? 26. Знаете ли вы страшные истории? Какие? (Например, «Красная рука», «Желтое пятно», «Черные занавески», «Черное пианино» и т.п.) Кто вам их рассказал? Собираетесь ли специально, чтобы рассказать друг другу такие истории? В какое время? (Например, вечером, в жмурки, к ночи и т.п.) Где собираетесь? (Например, в беседке на улице, в подъездах, в палате после отбоя и т.п.) Могут ли при этом присутствовать взрослые? 27. Верите ли вы, что «страшные истории» - то, что на самом деле было? Боитесь ли, когда их рассказывают? Вспоминаете ли об услышанном, когда остаетесь дома одни, или когда перед сном выключаете свет? Что помогает преодолеть страх? (Например, присутствие старших по возрасту; смешная шутка; смешной конец истории и т.д.) 28. Как рассказываются «пугалки»? Каким голосом? С какими движениями? Что вы чувствуете, когда вас хватают за руку? Почему смеетесь? 29. Знаете ли «страшные анекдоты»? (Например: «У нас дома сегодня покойник...» - «Кто это?» - «Таракан. Я его утром убила») 30. Какие вы знаете анекдоты? (например, о Незнайке, о волке и зайце, о Чебурашке, о Винни Пухе и Пятачке и др.) 31. Рассказывают ли в вашей компании «непристойные» анекдоты? Кто их рассказывает? (Например, только мальчики; мальчики и девочки.) Как вы относитесь к этим анекдотам? Рассказываете ли сами? Если нет - почему? 32. Рассказывают ли множество анекдотов об одних и тех же персонажах? О каких? (Например, о «психах», об экстрасенсах, о людях других национальностей, о Вовочке, о Штирлице, о популярных актерах кино и эстрады, о Шерлоке Холмсе и Ватсоне, политические и т.п.) 33. Кто из ребят знает особенно много анекдотов и умеет их рассказывать? 34. Записываете ли вы услышанные анекдоты в особую тетрадь? Какие анекдоты с удовольствием рассказываете сами? Почему? 35. Знаете ли вы «садистские стишки»? Какие? Как они называются? Нравятся ли вам эти стишки? Почему? Как их исполняют? (Например, речитативом, под гитару, хором и т.п.) Покажите, как они поются. 36. Есть ли у маленьких (детей 7-8 лет) «тайны», «тайные ямочки», «тайные комнаты»? Где они находятся? (Например, в сарае, в саду, во дворе и т.п.) Что собой представляют? (Например, маленькую ямочку, дупло дерева, потайной уголок в темном помещении и т.п.) Чем их украшают? (Например, стеклышками, слюдой, фантиками от конфет, бусинками и т.п.) Что в них хранят? (Например, маленькую куколку, коллекцию фантиков и картинок от жвачек, камень необычной формы и т.п.) Чем маскируется «тайна»? (Например, забрасывается травой, листьями, закрывается доской, камнем и т.п.) Кто знает об этой «тайне»? (Например, подруга, сестренка, девочка из другого класса и т.п.) Произносятся ли какие-нибудь слова, когда «тайна» открывается другому? Что это за слова? Знаете ли вы «тайны» своих подруг, друзей? 37. Разговариваете ли на непонятном («тайном») языке друг с другом? Как создается такой язык? Покажите разговор на этом языке. 38. Известна ли вам игра в «комнату страха» («пещеру страха», «музей XIV века»)? Когда в такую игру играют? (Например, в гостях на дне рождении, когда взрослых нет в доме.) Как распределяются роли в этой игре? Кто становится ведущим? Кто «жертвой»? Повязывают ли «жертве» глаза? Кто ведет «жертву» в «страшную комнату»? Как она выглядит? Какое место становится главным и игре? (Например, кровать, стулья, на которых или под которыми лежит «покойник».) Как одевают «покойника»? Какое задание дается жертве? (Например, руками ощупать фигуру или лицо «покойника» и назвать его имя.) Чем заканчивается игра? (Например, неожиданным оживлением «покойника»; выступающей из темноты «страшной рожей», которую показывают испытуемому, сняв с глаз повязку.) 39. Какую роль вам приходилось исполнять в этой игре? 40. Какие еще другие персонажи в ней участвуют? Как они одеты? Что делают? 41. Какими средствами достигается оформление игрового пространства? (Например, простыни на окнах, выключенный свет, мерцание свечи в соседней комнате и т.п.) 42. Дети какого возраста принимают участие в этой игре? Какими средствами преодолевается страх? (Например, всеобщим смехом; внезапно включенным светом; включением магнитофона с записью популярного шлягера и т.п.)
Письменные формы школьного фольклора 43. С какого класса в школе начинают заполняться анкеты? 44. Случается ли, что заполняют анкеты не только девочки, но и мальчики? 45. Как составляют вопросы для анкет (переписываются, воспроизводятся по памяти, придумываются составителем анкеты)? 46. Кто отвечает на вопросы анкеты (одноклассники, друзья, ученики из параллельного класса)? Дается ли анкета для ответов всем подряд или по выбору составителя анкеты? 47. Что хотят узнать владельцы анкет о тех, кто отвечает на вопросы? 48. Показывают ли анкеты взрослым? Есть ли взрослые, которых можно попросить ответить на вопросы анкеты? Если нет, то почему? 49. По какому принципу создаются украшения анкет (рисунки, аппликации)? 50. Кто выполняет рисунки? Делает ли это сам владелец анкеты или кто-то из хорошо рисующих друзей? Как и где находится материал для аппликаций? Какие журнальные иллюстрации предпочтительны для украшения анкеты? 51. Сохранились ли ваши школьные анкеты? Можете ли вы их передать на хранение в фольклорный архив? Если нет - почему? 52. С какого класса анкеты заменяются альбомами? 53. В чем, по-вашему, главное различие анкет и альбомов? 54. Есть ли альбомы у мальчиков (или это исключительная принадлежность девочек)? 55. Помните ли вы, что побудило вас вести альбом? Когда и где это было? 56. Приходилось ли вам видеть альбомы своих старших родственников (родителей, бабушек и дедушек)? 57. Интересны ли вам эти старые альбомы? В чем их сходство и отличие с вашими? 58. Что вы записываете в альбом с особым удовольствием: афоризмы и стишки о любви; любимые песни; «гадалки»; песни-переделки; «школьные словари»; рассказы о любви; секретики и т.п.? Почему? 59. Каково участие в альбоме ваших друзей (фразы на память, образцы росписей, адреса и т.п.)? 60. Как вы выбираете рисунки и аппликации для альбома? Чем они вам нравятся? Обращаю внимание на то, что записям произведений детского фольклора должно предшествовать описание ситуации встречи собирателя с детьми, а также реакции детей, присутствующих при исполнении того или иного произведения. В качестве примера можно привести соответствующую запись школьного фольклора, которая была произведена в Фабрично-Выселковской средней школе Новоспасского района Ульяновской области студенткой филологического факультета УлГПУ Г. Федотовой: «26 октября 1990 г. Сегодня встретилась с учениками седьмого класса. Поразила их готовность отвечать на мои вопросы. Начали с так называемого «Школьного энциклопедического словаря». Информаторы: Лена Блохина, Миша Борисов, Алла Симакова, Ира Новикова, Алеша Ефимин - одноклассники. Вот, что я от них услышала: «Дорога в школу - «звериная тропа». Вход в школу - «штурмы Зимнего». Раздевалка - «они сражались за Родину». Девочка в школе - «спящая красавица». Учительская - «дворянское гнездо». Директор и учителя - «Али-Баба и сорок разбойников». Ученики на уроке - «мертвые души». Учителя и ученики - «волки и овцы». Ответ у доски - «репортаж с петлей на шее». Подсказчик - «герой нашего времени». Поднятая рука - «белеет парус одинокий». Отличник и двоечник - «принц и нищий». Староста в классе - «без вины виноватый». Буфетчица - «кому на Руси жить хорошо». Уборщица - «дикая собака Динго». Дорога из школы - «светлый путь».
Прозвенел звонок на последний урок, решила подождать конца занятий. Девочки обещали рассказать кое-что действительно рассказали. Лена Потапова мне в глаза посмотрела и сказала, что я... ревнивая. - Почему? - А у Вас глаза зеленые. Оказалось, что Коричневые глаза - красота. Карие - изменчивость. Серые - любовь. Тайная. Голубые - влюбчивость. Синие - коварство. Оля и Наташа Антоновы рассказали, кто в каком месяце для чего рожден. Каждая из девочек с удовольствием называла свой месяц: январь - для счастья; февраль - для встречи; март - для любви; апрель - для горя; май - для разлуки и т.п. Незаметно к нашему разговору присоединились девочки из 8 класса Таня Аверьянова, Наташа Чичкова, Лена Конева. Завели разговор на «любовную тему», причем, затронув этот вопрос, девочки захотели остаться одни, но как только Толя Кабакин услышал, что мальчишек хотят «выпихнуть» за дверь, твердо заявил, что они никуда не собираются уходить... Понемногу стала вытягивать из девочек все, что они знают. Таня сказала, что если мальчик дарит девочке желтые цветы, то значит, они скоро разлучатся; если белые, - к свиданью. Ну а уж если красные, - без любви здесь не обойтись. Наташа добавила: «Если в качестве подарка мальчишка приносит книгу, - значит, - к счастью. Кольцо - хочет дружить. Конверт - хочет познакомиться. Открытку - нравится ему. Расческу дарит к разлуке; цветы - объясняется в любви». Глядя на мальчишек, которые сидели, раскрыв рты и с удовольствием слушали, «о чем это здесь девчонки болтают», Татьяна объявила во весь голос, что, если в классе мальчик называет тебя на «ты», значит, уважает, нравишься ему. Если на «эй», - смеется, а если по имени, - любит. После этих слов все заволновались, начались выяснения, кто кого как называет. Забавная вышла сцена: дело доходило до обид со стороны девочек-семиклассниц на своих «джентльменов». Лена прочитала «школьный гороскоп» для мальчиков и девочек, по которому можно определить характер в соответствии с месяцем рождения. По просьбам мальчиков начали с них: Январь - скромный; февраль - сердитый; март - стеснительный; апрель - влюбленный; май - грустный и т.п. Вскоре мы распрощались, чтобы завтра встретиться опять. Кажется, день удался»...
|