Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Личностные особенности и стиль жизни гомосексуалов




 

Очевидно, говоря о любом проявлении какой-либо стороны человеческой жизни, нужно подразумевать не только норму, но и различное отклонение от нее. К тому же особенностей сексуальности человека огромное количество, к таковым следует отнести и гомосексуальность, «как отклонение от нормы в сексуальном поведении». Вопрос о природе сексуальной ориентации интересен и важен. На сегодняшний день, гомосексуалы являются одной из самых стигматизированных групп общества. Трудность работы с гомосексуалами обусловлена тем, что дискриминация относится к самой интимной сфере человеческой жизни - сексуальной.

На первый взгляд, предметом исследовательского интереса является именно люди с гомосексуальной ориентацией. Еще совсем недавно специалисты в области психического здоровья считали своим долгом помочь гомосексуалам изменить их сексуальную ориентацию. Тем не менее, расширение научных знаний в таких областях как биология, психология и социология обогатило наши представления о сексуальности и вытеснило многие культуральные мифы о гомосексуалах. Западная культура стала намного лояльнее относиться к индивидуальным различиям и к правам отдельных меньшинств, что в свою очередь повлияло на восприятие и мышление профессионалов.

Одним из наиболее сложных и мало разработанных вопросов остается вопрос о половой (гендерной) идентичности гомосексуалов. Исключение гомосексуальности из списка психических заболеваний в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Признание возможности и допустимости существования гомосексуального влечения у здорового человека (вне рамок психических заболеваний) вовсе не снимает, а скорее даже обостряет вопросы, от которых ранее можно было запросто отмахнуться и отнести их к категории личностной аномалии или иным болезненным проявлениям. Вынесение проблемы, связанной с однополыми отношениями, за пределы компетенции одних только психиатров лишний раз подчеркивает актуальность и не разработанность тематики.

Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.

Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. Понятия эго-синтонии и эго-дистонии при этом представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации. Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуал, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, что, по мнению большинства авторов, является невротической реакцией.

В процессе многочисленных исследований обнаруживаются определенные закономерности в формировании и протекании гомосексуальной идентичности, которые являются основой для формулирования различными авторами собственных концепций развития гомосексуальной идентичности. Самой известной из них является модель Вудмана, которую можно охарактеризовать как феноменологическую, поскольку она ориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее психологических процессов. Она включает четыре стадии, напоминающие стадии утраты и скорби. Это стадии отрицания, нарушения идентичности, торга и стадия принятия. Согласно этим этапам отнюдь не следует, что конечным результатом формирования идентичности геев является депрессия, однако преодоление депрессии ведет к формированию здоровой сексуальной идентичности.

Не менее важным этапом в становлении здоровой гомосексуальной идентичности является самораскрытие (coming out). Это процесс, в ходе которого гомосексуал информирует всех остальных о своей истинной сексуальной ориентации. Сохранение анонимности сопровождается чувством тревоги. Каждый гомосексуал должен решить, когда позволить себе стать открытым и сообщить другим о своей сексуальной ориентации. Подобное сокрытие носит жертвенный характер, поскольку невозможно быть полноценной личностью, подавляя такой центральный аспект своего «Я».

Иногда сам факт встречи с клиентом нетрадиционной сексуальной ориентации приводит к некоторой беззащитности и бессилию специалистов, поскольку психолог или психотерапевт, в силу собственной гетеросексуальной идентичности (в подавляющем большинстве), опыта, а также собственной системы убеждений и ценностей, слабо представляет внутренние противоречия клиента-гомосексуала. И тогда в терапевтическом поле встречаются уже не один человек, который испытывает трудности и боится, а двое, осознавая при этом, что клиент с гомосексуальной ориентацией на сегодняшний день не частый гость кабинета психолога, психотерапевта или сексолога, в силу собственной выраженной ятрофобии (фобия, навязчивый, выходящий за обычные рамки страх перед врачами). Изучая рекомендации по работе с лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией иногда кажется, что читаешь инструкцию к использованию какого-то иностранного предмета, где даже расписаны рекомендации, как и когда, делать именно то или это, на какой стадии. Действительно существует специфика в работе с такой категорией клиентов, но данная специфичность отражается не столько в области технологических и технических методик самого консультирования, сколько в области терапевтической диады и контакта между психологом и клиентом с гомосексуальной ориентацией. Процесс терапии предполагает взаимовлияние двух людей, встречу их совсем разных картин мира, ценностей, убеждений в отношении сексуальности, в отношении нормы и патологии, и далеко не редкое явление в консультативной практике - это внутренняя гомофобия самого психолога, и тогда в процесс консультирования вторгаются проекции, совершенно не относящиеся к клиенту. Не менее важна и общая подготовленность психолога к встрече с клиентом нетрадиционной сексуальной ориентации, которая должна включать в себя:

  • Подготовленность в области сексологии и сексологического консультирования;
  • Подготовленность в области частной и общей психиатрии;
  • Личную терапию, поскольку решение личных сексуальных проблем, внутренних противоречий и осознание внутренней гомофобии, призвана сглаживать острые углы в консультировании;

Специалисты, не имеющие адекватной научной информации или испытывающие неудобства при работе с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации, должны признаться себе в этом и отказаться от консультирования. [3]

Многие люди уверены, что геев можно безошибочно распознать по женственной внешности, высокому голосу и мягким манерам, а лесбиянок - по агрессивности и мужеподобию. Это, конечно, иллюзия. Стопроцентный "натурал" может иметь женственную внешность и высокий голос, а мускулистое тело бодибилдера - быть внешней оболочкой, скрывающей застенчивую женственность и гомоэротизм.

Разумеется, в любом стереотипе есть какое-то зерно истины. Многие мужчины-гомосексуалы в детстве отличаются мягкими, женственными чертами лица; своим матерям, сверстникам и посторонним наблюдателям они кажутся менее маскулинными, но более красивыми или "хорошенькими", чем обычные мальчики. На любой геевской тусовке можно встретить не только изящных, похожих на мальчиков, мужчин, но и толстых, грубых и волосатых (один из показателей маскулинности) мужиков. Сами геи распознают "своих" - эту способность, в основе которой лежит тренированная интуиция, они называют "гейдар" или "геевский радар". Не столько по телесному облику, сколько по тонким психологическим признакам: особый взгляд, походка, жесты, манеры, повышенное внимание к привлекательным мужчинам и т.д. Некоторые из этих признаков возникают автоматически, сами собой, но большая часть вырабатывается путем подражания в процессе общения с себе подобными. Надо же людям как-то обозначить, сделать себя узнаваемыми.

Социально-демографический профиль геев тесно связан с особенностями их общества. Западноевропейские и американские геи - преимущественно горожане. 27% американских геев и лесбиянок (и только 18% гетеросексуалов) живут в городах с населением свыше 3 млн., а 61% - свыше 1 млн. жителей. В больших городах у них есть свои излюбленные районы проживания, где они составляют значительное меньшинство, а то и большинство населения (например, в Западном Голливуде). Но, как мы видели выше, это объясняется не тем, что геи рождаются в больших городах, а миграционными процессами и поиском себе подобных.

Уровень образования американских, канадских и немецких геев значительно выше среднего. Например, среди восточногерманских геев доля интеллигентов вдвое превышала средние показатели по ГДР, а в ФРГ высшее и среднее специальное образование имели 59% опрошенных гомосексуалов.

Это объясняется главным образом психологическими факторами. По многим психологическим тестам (особенно по направленности интересов) гомосексуальные мужчины больше похожи на женщин, чем на гетеросексуальных мужчин, а лесбиянки - наоборот. В детстве эти различия проявляются особенно сильно. Школьные отметки "голубых" мальчиков, как правило, выше среднего уровня. Возможно, дело не столько в способностях, сколько в том, что у маленьких геев есть дополнительный стимул к учебе и интеллектуальному развитию: поскольку многие из них не могут преуспеть в типичной мальчишеской деятельности, спорте и соревновательных играх, они вынуждены искать другие пути самореализация.

При этом художественно-гуманитарные интересы у них решительно превалируют над практическими и естественнонаучными. Гомосексуальные мальчики везде и всюду предпочитают силовым и соревновательным видам спорта актерскую деятельность или танцы.

Это сказывается и на будущей профессиональной деятельности. Среди американских геев больше людей, имеющих собственное дело, и лиц так называемых свободных профессий (18% против 11% в среднем по США). Многие мужчины-геи предпочитают работе на производстве индустрию развлечений и сферу обслуживания (актеры, шоумены, дизайнеры, продавцы, парикмахеры и т.д.) В целом, это весьма успешная социальная группа, хотя представление, будто все они богаты, не соответствует действительности и продиктовано в значительной мере завистью.

Личные установки и ценности американских геев отличаются от типичных для "стопроцентного американского мужчины". Они гораздо больше "натуралов" озабочены собственным Я. Интроспекцию, потребность в самопознании признали важной ценностью 43% геев и лесбиянок и только 23% гетеросексуалов.

Так называемая "геевская чувствительность" проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости и чувствительности к стрессам. Некоторым из них жизнь кажется слишком напряженной, они хотят сделать ее более спокойной, избегая рискованных профессий и лишней ответственности. Многие геи испытывают недоверие к миру и окружающим людям, подозревая их во враждебном к себе отношении (такая настороженность, коренящаяся в их личном и историческом опыте, типична для всех дискриминируемых меньшинств). В то же время их отличает повышенный артистизм.

Геи больше обычных мужчин заботятся о своей физической форме, состоянии здоровья и внешности, включая одежду, придают больше значения личному общению, охотнее выходят за рамки повседневности, выше ценят воображение и личное творчество. Это типично не только для художников, но и для самых обычных геев-потребителей. Эгоцентризм и гедонизм, жажда удовольствий, новизны, развлечений и приключений часто приходят в противоречие с нормами традиционной буржуазной морали.

В отличие от типичного мужчины-"трудоголика", целиком поглощенного карьерой и зарабатыванием денег, геи умеют ценить разнообразный досуг, вкусную пищу, путешествия в дальние страны и т.п. Они тратят значительно больше времени на посещение магазинов и получают от этого больше удовольствия, чем "натуральные" мужчины, внимательнее следят за модой, покупают больше предметов роскоши, книг, произведений искусства, чаще ходят в театры. Эстетические качества обиходных вещей для них часто важнее утилитарных. В одном исследовании профессиональных интересов, "реальные" ценности предпочли 3% геев и 23% "натуралов", а художественные соответственно - 30% и 15%. В одежде геи чаще предпочитают новые, необычные, подчас вызывающие модели. Однако маркетинговые исследования показывают, что в сфере потребления, как и во всем остальном, геи не образуют единой группы и принадлежат к разным субкультурам.

С появлением новых методов измерения фемининности, маскулинности и андрогинности, выяснилась несостоятельность и многих стереотипов. По данным многих исследований, лесбиянки выглядят более энергичными и самостоятельными, чем обычные женщины, а их представления о своей сексуальной идентичности, зависят, как и у мужчин, прежде всего от господствующих социальных стереотипов и нормативных ожиданий, причем гендерные/половые свойства для них часто важнее сексуально-эротических.

Лесбийская идентичность, как и геевская, не является монолитной и у всех одинаковой. Хотя типичные "лесбийские автобиографии" воспроизводят один и тот же тип и процесс развития (непохожесть на других, мужеподобие, напряженные отношения с ровесницами и т.п.), за общими чертами скрываются существенные индивидуальные и социально-классовые различия.

Прежде всего бросаются в глаза о социально-психологические различия между маскулинными, мужеподобными "буч" и подчеркнуто женственными "фем". Это разные типы женщин, с разными потребностями и стилями жизни. Поскольку мужеподобные "бучи" более видимы, массовое сознание склонно принимать за лесбиянок только их. Классическая схема сексологии начала XX века, по которой хищная мужеподобная "извращенка" совращает невинную жертву, полуженщину-полуребенка, до сих пор популярна в обществе.

Продолжается и спор о том, является ли разница между "буч" и "фем" врожденной или это просто сексуально-ролевые различия. Некоторые радикальные лесбиянки отвергают этот вопрос с порога, как нечто оскорбительное, но он так же правомерен, как обсуждавшийся выше вопрос о психологических особенностях феминизированных мужчин-геев. Не говоря уже о гипотетических, но более чем вероятных связях между телосложением и психикой, мужеподобные девочки имеют гораздо меньше шансов быть принятыми сверстницами и это накладывает отпечаток на все их психическое развитие. "Бучи" раньше "фем" осознают и открыто декларируют свою гомосексуальность и значительно больше представлены в политической и общественной сфере. Невротических реакций, характерных для феминизированных мужчин, у них нет, наоборот, они часто являются лидерами не только в женских, но и в смешанных группах. Однако с сексуальной ориентацией это не связано. Сравнивая степень социальной приспособленности маскулинных, фемининных и андрогинных (это измерялось специальными тестами) мужчин и женщин, психологи нашли, что маскулинность для женщины во многих ситуациях выгоднее, чем высокая фемининность. Социальное раскрепощение женщин также благоприятствует этому.

Различия между "буч" и "фем" не следует абсолютизировать. Многие лесбиянки не причисляют себя ни к одной из этих категорий. Например, среди опрошенных в 1989/90 американских лесбиянок 18.5% определили себя как "фем", 14.7% как "буч", 47.9% сочли себя андрогинными, а 18.8% не нашли подходящего определения. Как и у обычных мужчин и женщин, различия в телосложении, психологии и сексуальном поведении лесбиянок сплошь и рядом не совпадают. По своим общепсихологическим свойствам, "бучи" выглядят более маскулинными, "фем" - более фемининными, а андрогинные лесбиянки - более андрогинными. Но существенной разницы в семейном статусе, отношениях с матерью, домашних ролях или в сексуальной практике (интенсивность половой жизни, способность испытывать оргазм, инициатива, сексуальная техника, получаемое удовольствие и выполнение инсертивной "мужской" роли), между этими тремя типами женщин не выявлено. Внешние формы поведения, одежда, манеры и прочее чаще всего подстраиваются под глубинные психологические свойства.

Геи и лесбиянки имеют некоторые типичные групповые особенности, но эти особенности не универсальны. Существуют разные психологические типы геев и лесбиянок, а за типами надо видеть личности. Это касается и сексуального поведения. [44, 45]

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты