КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правление Киевских князей в IX – начале XII вв.Литература. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. Блок М. Апология истории. – М., 1986. – Гл.I. Ионов И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления//Общественные науки и современность. 1994. №6. Ключевский В.О. Методология русской истории// Сочинения: в 9 т. – М., 1989. – т.6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1994. Введение. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1991. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992. – Ч.I. – С.90-180.
Тема. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Древняя Русь. 1. Периодизация средневековья. Античное наследие. 2. Происхождение и расселение восточных славян. 3. Образование Древнерусского государства и его развитие в IX - начале XII вв. Средневековье занимает важное место во всемирно-историческом процессе. Его деление на периоды является одной из дискуссионных проблем современной историографии. Наиболее распространенная схема деления истории следующая: Древний мир: конец IV тыс. до н.э. – V в н.э.; Средневековье: раннее – V в. до серед. XI в.; классическое или зрелое – с конца XI до XV в.; позднее – с XVI до начала XVII в.; Новое время: XVII-XIX в.; Новейшая история: XX в. В период средневековья были заложены основы западноевропейской цивилизации, которая, как полагают большинство исследователей, плод синтеза античного и варварских обществ. Они стали активно взаимодействовать в ходе так называемого великого переселения народов в IV-VI вв.. Древняя Греция и Рим (греко-латинская цивилизация с XI в. до н.э. до V в. н.э.) знали частнособственнические отношения, неизвестные или слаборазвитые в окружающем мире, проявилось частное товарное производство, ориентированное преимущественно на рынок, первый в истории образец народовластия – демократия, которая в древней Греции ассоциировалась со свободой, а единовластие с рабством и насилием. Разумное сочетание общественных интересов и интересов личности виделось через хорошие законы. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер. Она предполагала наличие привилегированного слоя. Из сферы ее действия исключались женщины, свободные иноземцы, рабы. Огромно значение античного мира и в развитии культуры. Великое переселение народов и крушение Римской империи открыли новую эпоху в судьбах народов раннесредневековой Европы и вывели на историческую арену славянские племена, занявшие обширные территории Центральной и Восточной Европы и объединившиеся в мощные племенные союзы. Славяне обособились от индоевропейской общности, включавшей современные германские, балтийские, романские, греческие, иранские, кельтские и индийские народы, в середине II тысячелетия до н.э.. Прародиной древних славян предположительно была территория от реки Одер на Западе и до Карпатских гор на востоке. В середине I тысячелетия н.э. происходит выделение из общего праславянского мира отдельных ветвей славянства: западных, южных и восточных. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Осваивая восточно-европейскую равнину, славяне вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв. славяне объединились в общности имеющие территориально-политический характер – племенные союзы. Это был первый этап на пути становления государственности у восточных славян. В широком значении под государством понимается страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представленные высшим органом власти. В узком смысле под государством принято понимать организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Перечисленные в «Повести временных лет» около полутора десятков племен и являлись первой ступенью государственности у восточных славян (поляне, древляне, северяне, дреговичи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, ильменские славяне и др.). На смену родовой общине приходила соседская. Общинников объединяло прежде всего не родство, а общность территории, хозяйственной жизни. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Князья имели дружины, свидетельствующие о появлении органов власти. Постепенно складывались феодальные отношения. Наблюдались две формы собственности – личная (приусадебная земля, дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья). Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Князья передавали права на владение землей своим вассалам, обязанным за это нести придворную военную службу. В зависимость от феодала попадали и крестьяне-общинники, проживавшие на этой земле. Становление земельной частной собственности происходило также и путем захвата князьями и дружинниками соседских общин и подчинением себе старой родоплеменной знатью общинников. Начинается социальная дифференциация. Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд князем своей подвластной территории, «сбор одежд» (очевидно пушнины) и сбыт собранных ценностей вниз по Днепру и Дону в Византию, и в земли Халифата. Хозяйство носило натуральный характер. Однако с развитием производительных сил становился возможным обмен продуктов земледелия на ремесленные товары. Начали складываться города как центры ремесла, торговли, обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которого возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. К кремлю примыкали поселения ремесленников – посад. К IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов. На западе средневековый город – это центр торговли, ремесла, культуры. На Руси же он являлся и политическим центром, к которому тяготела округа. Это был своеобразный город-государство по типу близкий к античным городам – полисам. Верховным органом власти, существенно ограничивающим и контролирующим власть князя являлось вече. Однако городская община на Руси, в отличие от древнегреческой, была основана на труде свободных. Племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы, протогосударственные объединения. Накануне образования Древнерусского государства их было три: Куяба (с центром в Киеве), Славия ( с центром в Новгороде) и Артания(предположительно с центром в Рязани или Чернигове). К IX в. на базе полянского союза племен по утвердившемуся в исторической литературе мнению сложилось крупное политическое объединение «Русь», включающее в себя часть северян. Итак, складывание Древнерусского государства – это результат длительного внутреннего развития восточнославянского общества. Норманнская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства включил в «Повесть временных лет» рассказ о призвании в качестве князей (предположительно в 862 г.) трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Этот легендарный летописный рассказ послужил основанием для появления так называемой норманнской теории. Она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Эта теория подверглась критике уже в XVIII в. М.В. Ломоносовым. Научная несамостоятельность норманнской теории очевидна. 1. Варяги появились в Восточной Европе, когда Древнерусское государство уже сложилось. 2. Варягов на Руси использовали как наемную военную силу. Новгородцы пригласили на княжение, но могли неугодного князя и изгнать. 3. Нет следов сколько-нибудь затяжного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. 4. Факт призвания варягов, если он имел действительно место, говорит о происхождении династии, но не государства. Происхождение Рюрика в научной литературе также является предметом дискуссии. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию, хронологические рамки которого с IX – до начала XII веков. С IX до середины X в.– время первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав); вторая половина X - первая половина XI в. – время расцвета Древней Руси (Владимир I, Ярослав Мудрый) и вторая половина XI – начало XII в. – переход к удельным порядкам (Ярославичи, Святополк II, Владимир Мономах, Мстислав Великий). Развитие Древнерусской государственности требовало изменений в идеологии, господствующей формой которой в средние века была религия. В 980 г. Владимир I провел первую религиозную реформу. Он предпринял попытку объединить славянские языческие божества, установить культ Перуна. Однако эта попытка потерпела крах. В 988 г. Владимир I провел вторую религиозную реформу. В качестве государственной религии был принят византийский вариант христианства. Почему? 1. Христианство в X веке представляло значительную культурную и политическую силу в Европе и на Ближнем Востоке. Языческая Русь для других стран оставалась страной «варваров». 2. Византийское христианство являлось религией, находящейся в тесном союзе с государственной властью, церковь была в политическом подчинении государства. Западноевропейская же церковь претендовала не только на духовную власть, но и светскую. Владимиру I не нужен был такой сильный оппонент внутри государства как церковь. 3. Между Киевом и Константинополем существовали экономические и политические связи, усиливающие взаимный интерес. 4. Византийское христианство не содержало в своей культовой практике ничего специфически национально-этнического. Кроме того не последнюю роль в выборе веры сыграла эстетика византийского обряда. Русские купцы, побывавшие в Софии Константинопольской, говорили Владимиру I: «…и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…».[2] 5. На Руси христианство имело корни и до официального принятия. Первой из русских правителей приняла христианство княгиня Ольга. Христианами были и многие из русских купцов, бывавшие в Византии, и варяги, нанимаемые русскими князьями. Принятие христианства Древней Русью явилось реализацией исторической закономерности. Однако быстрого и повсеместного его утверждения в обществе не произошло. Это был сложный и длительный процесс. Происходило смешение языческих и христианских верований и обрядов. Значение принятия христианства. 1. Укрепила государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 2. Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширялись. 3. Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. К Началу XI в. Древняя Русь стала огромной державой. Ее периметр составлял примерно 7000 км.[3] Она простиралась от бассейна Вислы на западе до Камы и Печоры на востоке; от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и «Студеного» моря (Ледовитого океана). Обширность территории порождала целый ряд обстоятельств влиявших на историческое развитие: 1. Долгое время существовали значительные резервы расширения земельного хозяйства. 2. Существовали возможности широкой стихийной колонизации и ухода из феодальной зоны. 3. Дальность расстояний облегчала независимую политику и бесконтрольность местной власти. Одной из мер внедрения государственного начала являлось размещение сыновей великого князя в крупных периферийных городах. Однако эта мера не помогла избавиться от местного сепаратизма. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась усобица между его сыновьями, закончившаяся в 1019 г. восшествием на великокняжеский престол Ярослава Мудрого. С его именем связывают появление первого письменного свода законов Древней Руси «Русской Правды». (В договорах Руси с Византией 911 и 944 гг. имеются ссылки на «закон русский», но он не дошел до нашего времени). Под названием «Русская Правда» содержится целый комплекс юридических документов XI-XII вв. отразивший эволюцию русской социальной жизни. 1. Древнейшая Правда или Правда Ярослава 1015-1016 гг. 2. Дополнения к Правде Ярослава: «Устав мостникам», «Покон вирный» (Положение о сборщиках судебных штрафов). 3. «Правда Ярославичей» (Правда Русской земли). Утверждена сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 г. 4. «Устав Владимира Мономаха» 1113г. 5. «Пространная Русская Правда». Примерно 1120-1130-е годы. Нередко ее датируют началом XIII в. Помимо светского законодательства в Древнерусском государстве существовало обособленное от него законодательство церковное. В XI – XIII вв. оно оформлено под названием «Уставов», приписанных Владимиру I и Ярославу Мудрому. Уставы содержат материал по семейному праву. Культура Древней Руси синтезировала в себе славянские и византийские традиции, языческие и христианские представления, являясь самобытной и высокоразвитой.
Таблицы и схемы. Социальные группы населения Древнерусского государства.
Раннефеодальная монархия (IX – начало XII вв.).
Правление Киевских князей в IX – начале XII вв.
[1] Рекомендуется ко всем темам курса. [2] «Повесть временных лет». Цитируется по: История Отечества: IX – середина XIX века. ЧастьI: Хрестоматия. – М.,1996, с.45.
[3] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХII – ХIII вв. – М., 1993, с. 403
|