КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация народных праздников
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто. Учитывая задачи данной работы, в которой в качестве иллюстрации будут рассматриваться главным образом праздники зоны европейской культуры, мы кратко остановимся на терминах, употребляемых для определения праздника в древнееврейском, латинском и русском языках. Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг» от глагола «хагаг» - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Эта церемония часто упоминается в дошедших до нас древних источниках, в которых описываются ритуалы религиозных праздников. Последующее древнееврейское название праздника звучало «мо эд» - урочный час; лишь позднее установилось и вошло в канонические книги иудаизма употребляемое и ныне название праздника «йомтов». В латинском языке для нас важны два термина: «feriae», который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и означает праздничные дни, дни отдыха, каникулы, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день. Современные лингвисты термин «feriare» выводят от слова «fanum», означающего освященное место, а термин «festum» от санскритского корня «бхас» - блестеть. Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни. Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг» от глагола «хагаг» - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря [13, с 167]. Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени) [10, c 381]. В Толковом словаре русского языка С. Ожегова дается пять значений слова «праздник». 1. День торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений [14, c 345]. Первые три значения относятся к официально установленным праздникам, вторые два к неофициальным — народным или личным праздникам. Праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства. Для жизненно важных ситуаций есть обычаи, предписывающие их участникам строго определенный порядок действий, имеющих, чаще всего символическое значение, которые обозначаются понятием обряд. Эти действия, как правило, являются коллективными, публичными. Иными словами обряд выступает как формализованный обычай, совершаемый в определенном месте в положенное время и по специальным поводам. Обряд может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, и он связан зачастую с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе (обряды посвящения, дни рождения, свадьбы, похороны, коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в памятных датах). Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества [17, c 115]. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п. Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери, и храмовые — местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. К праздникам, не связанным с церковной традицией – календарным праздникам - относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские, молодежные праздники. Народный праздник– явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного времяпрепровождения. Содержание народного праздника народа имитирует жизнь, Участники народного праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, суббординационных отношениях. Никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия. Стихийное стремление «победить» на «свалке сцеплялке», «на кулаках», «в подножках» и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном К «календарным» относят народные праздники весенне-летнего и Исходными принципами деятельности организаторанародного праздника выступают: Принцип передачи всем участникам народного праздника Принцип взаимодополняемости и взаимодействия принимающих Принцип постепенного и последовательного распределения Структура народного праздника. В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника и определенный набор обязательных действий(ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются: 1) «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества), 2) «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - «до середины» и «после нее»), 3) «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с
|