КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вселенная РазумнаяМаксим Карпенко * * * ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ Эта книга, автора которой я лично хорошо знаю, результат многолетней работы. Она была начата еще в то время, когда за попытки публикаций подобного толка их создателей привлекали и подвергали..., в лучшем случае они становились объектами для назидательных поучении. Новые отношения в обществе, возникающие сейчас на грани веков и ростки нового восприятия мира, сделали возможным некоторый качественный сдвиг в анализе накопленных фактов, научном их осмыслении и, главное, в возможностях распространения знаний. Сегодня в нашей стране уже состоялся целый ряд публикаций по тематике непознанных явлений. Тем не менее, многое из фактов, касающихся разного типа феноменов и попавших в печать, не имеет объяснений официальной науки. Данная книга, на мой взгляд, оригинальна прежде всего своей направленностью. Ее автор не ставил перед собой задачи наращивать фактологический материал, он попытался систематизировать имеющийся и подобрать своеобразные объяснительные версии для показа самого хода событий. Оригинальная методологическая концепция автора привлекает своей простотой, корректностью и аргументированностью. Язык работы свободен от излишней вычурности, убедителен и вместе с тем достаточно строг. Позиции, в которых следует разобраться, преподнесены читателю ненавязчиво, вовремя и к месту связаны с теоретическими выкладками, подкреплены фактологией. Если весь цикл подобных книг можно назвать "Земные феномены", то именно это издание, па мой взгляд, соотносимо с понятием "вводное". Читатель, ведомый автором, входит в круг проблем, необъясненных пока наукой, шаг за шагом знакомится с подходами к их возможным путям познания. Размышления М.Карпенко о путях эволюции живого вещества, аномальных ситуациях, особенностях человеческого восприятия, свойствах полевой связи далеко не всегда совпадают с утвердившимися трафаретами. Именно это обстоятельство и делает книгу М.Карпенко неординарным изданием. Своеобразие точек зрения автора буквально "втягивает" читателя в разбор сложнейших парадигм пространства и времени, в поиск ответов на загадки эпох. Безусловно, что анализируя многочисленные источники, автор не всегда мог опираться на абсолютную достоверность приводимых в них фактов. Не исключены поэтому привнесенные теми или иными исследователями оплошности в фактологии, хотя не они играют здесь главную роль. В заключение могу лишь сожалеть о некотором запоздании в сроках издания этой работы, сравнительно давно завершенной автором. Однако надеюсь, что за ней последуют другие издания о феноменах, наблюдаемых обитателями нашей загадочной планеты и шелест страниц очередных изданий поведет читателей увлекательными дорогами поиска. В.Казначеев, академик АМН СССР, председатель Всесоюзного комитета по проблемам энергоинформационного обмена в природе Союза НИО СССР. * * * Книга первая "Я одержим подозрением о существовании иного порядка вещей, более таинственного и менее постижимого." Хулио Кортасар * * * Предисловие "Есть Мир, необозримо разнообразный и необозримо протяженный во времени и пространстве, и есть Я, исчезающе малая частица этого Мира. Появившись на мгновение на вечной арене бытия, она старается понять, что есть Мир и что есть сознание, включающее в себя всю Вселенную и само навсегда в нее включенное. Начало вещей уходит в беспредельную даль исчезнувших времен; их будущее - вечное чередование в загадочном калейдоскопе судьбы. Их прошлое уже исчезло. Оно ушло. Куда? Никто этого не знает. Их будущее еще не наступило, его сейчас также нет. А настоящее? Это вечно исчезающий рубеж между бесконечным, уже не существующим прошлым и бесконечным, еще не существующим будущим... Мертвая материя ожила и мыслит. В моем сознании совершается таинство: материя изумленно рассматривает самое себя в моем лице. В этом акте самосознания невозможно проследить границу между объектом и субъектом ни во времени, ни в пространстве. Мне думается, что поэтому невозможно дать раздельное понимание сущности вещей и сущности их познания. Фундаментальное решение должно быть единым и общим..." Р. Бартини * * * Когда-то давным-давно в возрасте, который принято называть нежным, я, как, впрочем, и все в этом возрасте, начал задавать вопросы: "а для чего я живу?", "для чего живут люди, если они смертны, если они в конце концов умирают?.." От взрослых я получал не очень понятные для меня, но вроде бы успокаивающие ответы, суть которых сводилась примерно к следующему: "Жизнь, - говорили они, - прекрасна сама по себе... Она прекрасна даже без цели, ибо сама по себе является целью... Надо радоваться жизни, радоваться каждому прожитому дню... К тому же каждый должен сделать в своей жизни что-то, что увеличило бы сумму счастья на земле... Ты должен жить так, чтобы лучше и счастливей становилась жизнь твоих детей, будущих поколений людей..." Да, в то время меня удовлетворили такие ответы, и надолго. Но время шло, и жизнь начала задавать все те же вопросы, и все с большей настойчивостью: это, наверное, происходит в зрелом возрасте с каждым. Проходит радость молодости, тают несбывшиеся мечты, все больше, тяжелей и страшней становится груз невосполнимых потерь. И наверное, поэтому одной из первых наук человечества была философия, пытавшаяся найти ответ на вопросы: "Кто Я есть?", "Куда Я иду?". Я по-прежнему, а может быть, в еще большей степени, чем раньше, не знаю ответов на эти вопросы и не для того я пишу эти заметки, чтобы просветить потрясенное человечество. Цель моя гораздо скромнее. В течение многих лет меня интересовала проблема НЛО, но только в последние годы, когда я благодаря поддержке и помощи прекрасных по своей человеческой сущности людей - энтузиастов изучения этой проблемы - смог заниматься ею вплотную, для меня открылись удивительные вещи. Проблема НЛО оказалась не то чтобы с двойным дном - она предстала бесконечной, полной загадок бездной. Постепенно отчеты свидетелей о наблюдаемых объектах, посадках и даже контактах с гуманоидами начали отходить на задний план. Появился и стал быстро расти интерес к поразительному хитросплетению проявлений необычного на нашей, такой привычной и, казалось бы, хорошо известной планете, ко всему тому, что я в дальнейшем буду называть необычными явлениями. Вопросы, заинтересовавшие меня, вызывали и вызывают постоянную резко негативную реакцию со стороны государственных научных кругов. Но, в конце концов, всегда существовала критика взглядов, расходящихся с общепринятыми: критиковали, и весьма сурово, и гелиоцентрическую систему, и "идеалистические концепции" в физике, и вейсманизм-морганизм. Ф.Энгельс в "Диалектике природы" пишет: "... традиция является могучей силой не только в католической церкви, но и в естествознании". Впрочем, история науки преподносит нам довольно-таки странный урок: большинство из еретических взглядов для дня сегодняшнего становятся научной нормой дня завтрашнего. Ниже я расскажу об одной довольно-таки экстравагантной гипотезе, объясняющей это странное обстоятельство. Сегодняшняя наука живет полностью убежденная в полном соответствии наблюдаемой и теоретической картины мира истинному положению вещей: "Для материалиста наши ощущения суть образы единственной и последней объективной реальности - последней не в том плане, что она уже познана до конца, а в том, что кроме нее нет и не может быть другой". Человек не хочет признать, что его органы чувств убоги, что приборное усиление этих органов просто расширяет их диапазон, не неся принципиально новой информации. И хитроумные приборы, позволяющие нам видеть радиацию, и теплеровские фотографии газовых струй, и многое другое, по сути, перевод с одного диалекта на другой - но в рамках одного языка электромагнитных волн. Мы до сих пор не знаем ответа на вопрос о том, что такое время или что такое гравитация? У нас нет органов чувств, способных сказать о гравитации больше, чем наши подошвы, или объяснить, что такое время во внеэнтропийных категориях. Поборники объективности сиюминутной истины как главный козырь выдвигают тезис о соответствии установленной истины повседневной практике человечества. Да, это так. Но не являются ли наши органы чувств необходимыми и достаточными для жизни в локальном мире Солнечной системы, для практических действий в этом мире и для формулирования адекватных этой практике локальных истин? И не слишком ли смелы и самонадеянны предположения о полной идентичности мировых законов и констант для всей Вселенной? И эти вопросы сегодня задают себе многие. "...Среди современных ученых все шире распространяется и зреет убеждение в том, что некоторые, освященные временем, универсальные и как бы очевидные законы природы на самом деле лишь приближенно описывают физическую реальность. Это, конечно, фантастически хорошее приближение и в условиях повседневного бытия, безусловно, верное, но готовое нарушиться, как только мы перейдем к иным условиям", - говорит математик доктор Дж.Гарднер. Бурное развитие астрономии, стремительно раздвигающей горизонты наблюдаемого мира, преподносит одну загадку за другой, но, право, складывается впечатление, что теоретические рассуждения по поводу природы наблюдаемых, феноменов почти столь же таинственны, как и сами небесные тайны. И на самой Земле наблюдалось и наблюдается немало необычных явлений, объяснения которых при помощи имеющегося теоретического аппарата порой весьма малодоказательны и, к сожалению, очень часто носят высокомерно-менторский характер. Мы живем в вероятностном мире, и человечество прошло трудный путь познания этого, крайне непривычного факта от детерминистского мира Аристотеля, управляемого жесткими причинно-следственными связями, до размытого, размазанного микромира, где частицы обладают "тенденцией к существованию", а события имеют "тенденцию происходить". С древних времен ученые с недоверием относятся к понятиям "случай", "неопределенность", "вероятность", считая эти понятия отражением нашего непонимания мира. Математическая статистика и квантовая механика допустили закономерность случая в науке. Постепенно зреет и укрепляется убеждение в том, что многое, если не все, в этом мире случайно, что сам наш мир по своей внутренней, физической сущности имеет вероятностный характер. Человечеству предстоит мучительная перестройка мышления, ибо та дискретная логика, которую оно разрабатывало и которой пользовалось на протяжении веков, должна будет уступить место логике вероятностной, где, по меткому выражению, приведенному в одной из статей С.В.Мейеном и В.В.Налимовым, Фигаро, который по правилам дискретной логики либо здесь, либо там, следует представлять размазанным по всей сцене. Вероятностность как физическая характеристика нашего мира является причиной того, что любое, пожалуй, научное исследование дает некоторое количество сиротских данных или точек, не укладывающихся на теоретические кривые. И виной тому не только методические погрешности - это есть характеристики нашего мира в данном месте и в данный момент времени, полученные данным наблюдателем. Исследования распределения вероятностей явлений в самых, казалось бы, разнообразных областях естествознания, таких, как физика, биология или социальная психология, показали, что вероятность любых явлений, происходящих в нашем мире, описывается, как правило, весьма похожими плавными волнообразными кривыми, область под пиком которых показывает долю процессов, наиболее часто встречающихся, высоковероятных. Нисходящие же ветви таких кривых определяют долю событий маловероятных. Но если подобный волнообразный вид кривой распределения присущ явлениям нашего мира, то, по-видимому, закономерным будет вывод о том, что и все множество явлений нашего мира или наш мир в целом может быть описан такой кривой. Здесь не имеет принципиального значения точный вид кривой распределения вероятностей и математически строгое формализованное описание этой кривой - гораздо важнее качественный вывод о том, что чем выше вероятность событий, тем больше их количество, и наоборот. Причем необходимо еще раз подчеркнуть справедливость этого положения для окружающего нас мира, поскольку принципиально возможны миры с другими типами распределения вероятностей и причинно-следственных связей. Вероятность осуществления того или иного события может рассматриваться и в качестве мерила прочности причинно-следственных связей. Если мы знаем, что событие А со стопроцентной вероятностью, или вероятностью, равной единице, служит причиной события Б, которое тогда будет называться следствием, то в этом случае можно говорить о жестком детерминизме или абсолютной прочности причинно-следственных связей между событиями А и Б. В случае, когда событие А никогда не может привести к реализации события Б, говорят о нулевой вероятности или полном отсутствии причинно-следственных связей между этими событиями. Наибольший интерес представляют промежуточные случаи, когда событие А может быть причиной Б с некоторой, отличной от нуля и единицы, вероятностью. В рассматриваемом аспекте исторический прогресс науки можно определить как постепенное продвижение по кривой вероятности, как углубление познания в сторону явлений и процессов, все менее вероятных, все менее детерминистских, все труднее воспроизводимых. Наука нашей цивилизации, начав с детерминистских воззрений древних, движется по асимптотическим ветвям кривой вероятностного мира, что, кстати, вполне закономерно совпадает с материалистическими представлениями о бесконечном, асимптотическом процессе познания истины. Однако было бы, по-видимому, ошибкой считать единственной физической причиной существования необычных явлений только вероятностность нашего мира. В качестве источника описываемых далее в этой книге феноменов можно трактовать и гипотетические высшие пространственные измерения, и параллельные миры, и миры с иным течением времени. Более подробно об этих гипотезах будет рассказано в последних главах книги. Наконец, нельзя исключить воздействие на наш мир каких-то разумных сил. Я не хочу призывать на помощь для объяснения непонятных явлений божественный промысел, как не имел его в виду и К.Э.Циолковский, писавший: "...Факты эти указывают на присутствие каких-то сил, каких-то разумных существ, вмешивающихся в нашу человеческую жизнь. С точки зрения современной науки, известными нам силами природы их не всегда можно объяснить, не предположив существования особой разумной силы. Скажу откровенно, до последнего времени, пораженный ярким светом науки, я отрицал таинственные явления и объяснял их то известными законами природы, то галлюцинациями, обманом, фокусничеством, забывчивостью, невежеством, болезненностью и т.д... Но не все... Какая-то малая часть их, хоть и естественна, но не может быть объяснена без вмешательства разумных сил, исходящих от сознательных и неизвестных нам существ. Одни из этих существ подобны нам, только более совершенны, какими и мы будем, другие составлены из более легких элементов... Какие из этих существ вмешиваются в нашу жизнь, решить трудно. Конечно, это нисколько не противоречит известным силам природы, но мы до сих пор не допускали возможность участия иных существ в земной жизни". Работая над этими заметками, я основное внимание уделил сбору и рассмотрению возможно большего количества фактов. Поскольку же эта информация касалась временами вещей вроде бы совсем уж невероятных, передо мной должна была встать проблема выбора системы интерпретации собранного массива фактов. Путей было несколько. Идя путем сомнения в истинности информации, я, собственно говоря, не отошел бы от стандартной официальной трактовки и моим вкладом могли бы быть лишь еще более изощренная ругань и издевательства в адрес как фактов, так и людей, о них сообщающих. Разумеется, на этом пути самые удивительные факты не могут дать ничего нового. К тому же это амплуа почти монопольно присвоила себе одна наша достаточно многостраничная и очень многословная газета. Можно было бы углубиться в изучение паспортных данных очевидцев, но это, естественно, послужило бы не изучению феноменального мира, а выяснению личности очевидцев, что может быть интересно только в психосоциальном или криминальном смысле. Оставалось подойти к необычному так, как оно этого заслуживает - с открытым сердцем, не неся ненужных сомнений. Откровенно говоря, я выбрал последний вариант не колеблясь, и говорю о возможных путях подхода для тех, кто пройдет все сначала, и, дай ему Бог, до конца, которого, впрочем, скорее всего нет. Подобный подход не имеет большой популярности в науке, ибо он означает включение веры (не в религиозном, разумеется, смысле) в систему научного познания, хотя, определяя понятие веры, самое что ни На есть официальное научное издание утверждает, что "вера - это уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент еще не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально". Можно сослаться еще на один авторитетный источник: "Каждая наука проходит стадию, когда за недостаточностью достоверного знания ученые вынуждены заменять доказательства и опровержения верой и неверием", - писал Резерфорд. Дальнейшее движение человечества на пути познания потребует коренной ломки не только фундаментальных представлений о мире, но и, одновременно, изменения самого содержания, всей методологии науки. Эту идею сэр Джеймс Фрэзер сформулировал следующим образом: "В конечном итоге и магия, и религия, и наука- это всего лишь способы теоретического мышления, и подобно тому, как наука вытеснила своих предшественниц, в будущем ей на смену может прийти другая, более совершенная гипотеза. Возможно, это будет радикально иной взгляд на вещи, точнее, на их тени на экране ума, взгляд, о котором наше поколение не может составить себе ни малейшего представления". Заслуживает внимания тот факт, что эта мысль была высказана почти за тысячу лет до сэра Джеймса Омаром Хайямом: "Нам в мечети твердят: "Бог основа и суть!" Мудрецы нас к пауке хотят повернуть. Но, боюсь, кто-нибудь вдруг придет и заявит: "Эй, слепцы! Есть иной, вам неведомый путь!" Здесь я не буду ссылаться па авторитеты и приводить примеры, свидетельствующие о глубоком кризисе в современном естествознании. Об этом говорили и говорят ведущие ученые, творцы науки, такие, как А.Эйнштейн, Н.Бор, Х.Альфвен, Л.Бриллюэн, П.Дирак, И.Е.Тамм, Р.Оппенгеймер, Р.Дикке и другие. Кризисные ситуации наблюдаются в биологии, теории эволюции, теории происхождения жизни и др. Такое положение в науке сложилось не случайно и не по чьему-то злому умыслу или недостатку стремления к знаниям. Не вина, а беда человека в том, что жизнь его складывалась как вечная борьба за выживание на этой "голубой, самой прекрасной из планет". Суровые в большинстве районов Земли природные условия, резкие сезонные изменения, постоянные и повсеместные катаклизмы - землетрясения, наводнения, извержения вулканов, сели и лесные пожары - устремили человека на борьбу с окружающей и, как следствие, со своей собственной природой. Нелегкая жизнь на Земле сделала человека в большей степени борцом, нежели мыслителем, на что, наверное, большого ума не требуется: ведь редкий человек в редчайшие моменты высокого умственного напряжения использует больше трех-четырех процентов объема своего мозга. "Я заподозрил, что это еще меньшая часть нашей психики, чем мы предполагаем. Подавляющее большинство наших действий бессознательно. Все, что мы умеем, что уже освоили раньше, мы делаем не задумываясь. Сознание включается лишь тогда, когда человек вынужден заниматься чем-то незнакомым, а это бывает не так уж часто", - писал американский психолог Джулиан Джейнс. Обратив свой интеллект на покорение, обуздание природы, на создание условий, пригодных для жизни, человек совсем не преуспел в познании самого себя. Но свято место пусто не бывает и, наверное, почти одновременно с возникновением древнейших наук, связанных, как все и всегда науки, с практическими нуждами, - таких, как астрономия, геометрия - возникла и развилась религия - система мышления, взявшая на себя объяснение всех проблем духовного мира человека. Началась длительная борьба науки и религии за власть над умами людей. Результат этой борьбы известен: наука одержала над религией, над ее наивными и бездоказательными представлениями практически полную, законодательно закрепленную многими государствами победу. В этой борьбе, где выработанный веками научный метод, предполагающий строгое доказательство, проверку и перепроверку утверждаемых истин, противостоял религии, основанной целиком и полностью на догматических и недоказанных положениях, симпатии людей постепенно перешли на сторону науки. Немаловажную роль в этом сыграло и то обстоятельство, что наука добилась зримого прогресса в создании комфортной искусственной среды обитания человека, в создании материальных благ, в войне с природой. Одновременно становилось ясным, что плоды прогресса полны не только меда и сахара. Совсем недавнее, полное самодовольства высказывание: "Человек не может ждать милостей от природы..." и т. д. заменилось грустной шуткой-констатацией: "Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали". Во все времена считалось, что бездумная трата природных ресурсов, варварское обращение со средой обитания приведут к заметным негативным последствиям лишь где-то в неимоверно далеком будущем, где ужасно умные потомки найдут неведомые выходы из создавшегося положения: изобретут какой-нибудь карманный реактор или, в конце концов, снарядят звездолет куда-нибудь. Но вот мы, обитатели Земли конца второго тысячелетия от новой эры, совершенно незаметно и стремительно, на глазах одного поколения оказались теми самыми потомками, на которых уповало все предшествующее человечество. Теперь уже именно мы должны искать выход: потомков просто может уже и не быть. Но наши поиски до сих пор никак не выходят из стадии демагогических и прекраснодушных призывов друг к другу. Начали истощаться природные ресурсы, казавшиеся совсем недавно неистощимыми на многие века источниками благополучия и прогресса. Уже появляются футурологические таблицы, предсказывающие сроки полной выработки того или иного химического элемента из недр, и прогнозы эти сбываются. Рост населения ведет к поискам все более интенсивных методов земледелия, и все больше и быстрее истощаются почвы. Полностью вылавливаются целые виды рыб, что вынуждает все глубже забрасывать тралы в поисках все более экзотических и съедобных морских существ. Хищнически вырубаются леса. Повсюду лихорадочно подсчитывают запасы нефти и угля. Экологически безумные производства разрушают саму природную среду обитания человека. Гибель лесов от кислотных дождей, отравление рек, озер, морей и целых океанов, загрязнение атмосферы токсичными газами, радиацией, дымом и углекислотой поставили Землю на грань катастрофы. Изощреннейшие военные изобретения, во внедрении которых как ни в чем ином преуспевает наша цивилизация, казавшиеся бы в прошлые века воплощением "абсолютного, метафизического зла", угрожают полным уничтожением всей биосферы Земли в результате чьих-либо амбиций, ошибок или утверждения приоритета одних фетишей над другими. Представления о прогрессе как о восходящем движении человечества не выдержали проверки временем. "Глобальное разрушение окружающей среды, совершенствование оружия массового уничтожения, гибель прогрессивных режимов и установление жестокости в отношениях между людьми... все это делает сомнительным представление о линейном прогрессе, вытекающем из логики истории..." - пишет немецкий социолог В.Хольштейн. Впечатляющую модель нашей цивилизации показал А.И.Вейник. Представьте себе "...процесс размножения бактерий в ограниченной по объему питательной среде. Рост числа бактерий, сначала очень медленный, со временем все больше и больше ускоряется и, наконец, приобретает характер "взрыва"... Постепенно микробы пожирают окружающую среду и начинают задыхаться в собственных отходах. С этого момента скорость роста "народонаселения" замедляется, а затем и вовсе прекращается. В конце концов вся микробная цивилизация переходит в мир иной. Такая схема развития присуща любой цивилизации, которая паразитирует на окружающей среде и деятельность которой определяется только ее возможностями, и ничем другим не ограничивается..." Интересно, какие планы строили сотни поколений этих микробов по "завоеванию космического пространства"? Величайшей целью и надеждой человечества провозглашена космическая экспансия. В этом видится решение проблемы выбора цели и, одновременно, выход из создавшегося кризисного положения. Но что мы понесем к звездам? Свою вражду, подозрительность, жестокость и хищничество? Мы испоганили Землю, а теперь мечтаем добраться до звезд. Мы собираемся нести в Галактику свою пиратскую мораль, свои великодержавные, колонизаторские представления. Конференции по контактам напоминают военные советы людоедов перед нападением на соседнее племя - разница только в туманной наукообразности речей и большей, правда, только с точки зрения собравшихся, элегантности одежд. Чего стоит, например, знаменитый парадокс Ферми: раз мы до сих пор не стали объектом колонизации со стороны более развитых рас - значит, мы единственные умники во всей Вселенной. И лестно, и руки для вселенского разбоя развязаны. Следуя этой логике, можно сказать, что, если ты прошел ночью через незнакомый, пустынный город и тебя не убили и даже не ограбили, то, значит, этот город вымер. Логика гангстеров! Обычным стало в таких кощунственных рассуждениях ссылаться на К.Э.Циолковского: "Земля - колыбель человечества..." и т. д. Похоже, что цитирующим не знакомо больше ничего из трудов Циолковского, кроме этой, с кровью вырванной цитаты. Совсем нечто другое имел в виду Циолковский, когда говорил: "Неужели вы думаете, что я так недалек, что допускаю эволюцию человечества и оставлю его в таком виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками, двумя ногами и т. д. Нет, это было бы глупо. Эволюция есть движение вперед. Человечество как единый объект эволюции тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии". Разумеется, не расползающуюся по Вселенной, жрущую и жаждущую жратвы, размножающуюся протоплазму имел в виду К.Э.Циолковский! Не все уничтожающую экспансию вырвавшейся из колбы чумы! Деструктивная сторона прогресса стала основой того, что современное общество, поощряя науку в ее прагматических устремлениях, в то же время все более критически относится к ней. Эта критика особенно обострилась в последнее время. Помимо сомнения в том, что наука может быть единственным источником истинной картины мира, большую роль сыграл процесс дегуманизации науки. Со времен греческих, индийских, ацтекских и тибетских мудрецов, столетиями изучавших человека, прошли века. Наука устремила свои интересы преимущественно па познание внешнего мира, видя в человеке всего лишь либо биологический объект, либо элемент социологических изысканий. Интересы науки все в большей и большей степени стали определяться технологическими потребностями общества. "Едва ли можно сомневаться, что много более девяти десятых ученых-исследователей работают в областях знания, которые никакого отношения не имеют к той картине Космоса, которая считается результатом научной работы. Они совершенно не заинтересованы в этой картине и с пей в течение своей научной деятельности не встречаются. Ее изменения в области их знаний не сказываются. Они вполне без нее обходятся", - писал В.И.Вернадский. Устанавливая свои узкопрагматические истины, наука построила бездушную модель природы, полностью лишенную человеческих ценностей и содержания. Пользуясь анализом как своим основным методом, наука расчленяет объекты познания, нимало нс заботясь о создании целостной картины мира, включающей в себя человека. По словам Н.Ф.Федорова, "все развитие наук состоит в разделении и отвлечении; человека наука рассматривает отдельно от условий его существования, антропологию от космологии, точно так же душу отделяют от тела, психологию от соматологии; последняя также разделяется на физиологию и анатомию; словом, чем далее идет анализ, тем мертвеннее продукты его". Считая своей главной и единственной задачей установление причинно-следственных связей, т. е. отвечая на вопрос "почему?", наука оказалась безразличной к вопросу "зачем?", "для чего?". Еще в прошлом веке английский писатель Дж.Гиссинг предвидел: "Я ненавижу и боюсь науки, потому что, по моему убеждению, она на долгое время, если не навсегда, станет беспощадным врагом человечества. Я предвижу, как она разрушит всю простоту и теплоту жизни, красоту мира, как реставрирует она варварство под маской цивилизации, как затемнит она человеческие умы и ожесточит сердца". Эскалация рационализма обернулась изживанием воображения, материальное благополучие породило душевную неустроенность. "Именно этими причинами следует объяснить странную меланхолию, которую можно часто наблюдать у жителей демократических стран посреди окружающего изобилия, а также охватывающее их среди спокойного и удобного существования чувство отвращения к жизни", - писал французский социолог А.Токвиль. Лозунги всех без исключения исторически прогрессивных движений в конечном счете сводятся как к общему знаменателю к одному: "Хлеба для всех! Умножения материальных благ и их справедливого распределения!" "Каждому по потребностям!!" - вот тот идеологический максимум, до которого дошли лучшие умы Земли за всю ее историю. Прогресс и совершенствование цивилизации измеряются только ростом производства все более роскошных и утонченных предметов потребления. А что касается "роста культурного уровня населения", то, как уверяют нас казенные оптимисты, набьем вот брюхо, и тут же начнет расти культура, и все будут дружно коллекционировать спичечные коробки, писать маслом и заниматься икебаной. Не будет этого. Вспомните "Модель человека, полностью удовлетворенного желудочно" братьев Стругацких, или их же Страну Дураков, где показана вымышленная страна, достигшая полного материального благополучия, страна изобилия, общество массового потребления, набившие брюхо люди, которым и пальцем шевелить не надо, чтобы получить любые блага, народ, потерявший цель и смысл жизни. Духовный вакуум, бесцельность существования жители Страны Дураков пытаются заполнить поисками развлечений, принимающих все более и более извращенные формы. В этом-то они прогрессируют: от элементарного пьянства и "дрожки" - удивительного пророчества авторов, в деталях предсказавших облик современных дискотек задолго до их появления, - до щекочущих нервы аттракционов типа смертельно опасных похождений в заброшенном метро, сладострастного ритуала уничтожения произведений искусства и легко доступной любому психотехники, полностью выключающей людей из реальной жизни. И ведь вся эта фантазия, весь этот гротеск, эта превосходно, по-мастерски построенная модель безобразного, абсолютно сытого будущего указывается в одной короткой фразе, которую произнес в магнитогорском трамвае молодой пьяный парень в ответ на упреки: "А чё делать-та?" В этой фразе, как в зеркале, четко и даже афористично выражена суть проблемы. Я понимаю, что перед миром стоит много других серьезнейших проблем: угроза полного уничтожения человечества, экологические и ресурсные проблемы, нехватка продовольствия и миллионы голодающих. Но что делать одному человеку с его одной-единственной жизнью, если объектом интереса для философов давным-давно стало общество, а для государственных деятелей - население? Почему общество отвергло один из человечнейших принципов этики Канта - принцип самоценности человеческой личности, которая не Должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества? Человек рождается вечным, а потому добрым и открытым для всего мира. Счастье детей - в их поистине животном ощущении собственного бессмертия и вечности всего окружающего. Внезапно постигнув свою смертность, мимолетность своего существования, люди вступают в сложные, зачастую беспредельно запутанные отношения с миром, где главную роль играют фальшивые материальные идеалы. Да, нельзя жить без пищи и одежды, но изысканная еда, богатые платья, машины, дачи, всевозможные ухищрения современной техники становятся объектом престижа, зависти и вожделения, становятся мечтой и смыслом жизни. Старуха из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке" вполне может служить символом целеустремлений нашей цивилизации и их тщетности. Сегодня, как говорит американский социолог Т.Роззак, в качестве образца для подражания выступает лояльный потребитель, хорошо приспособленный для жизни кормилец. Но почему современное общество не считает своим кумиром художника, мудреца, святого? Производство и потребление, потребление и производство - вот тот замкнутый круг, в который заключила человека современная цивилизация, материальный прогресс. Прогресс, превратившийся в самоцель, незаметно ставший самостоятельной и уже неподвластной человеку силой, сам определил рост материального благополучия как наиглавнейшую, самую основную цель общества. Но во имя прогресса, во имя роста богатства общества был забыт человек, его ум, его душа, его мечты и надежды, его такая жалкая, такая короткая жизнь. Наука почти покончила с религией - этой хитрой бестией, жирные попы которой обещают загробное худосочное Христово царство божие. Но почему, несмотря на все успехи прикладных и прочих наук, религия все еще жива? Может быть, люди все же хотят хоть где-нибудь получить ответ на вопрос: "ЗАЧЕМ?" Я тоже не знаю ответа на этот вопрос. Но любуясь богатством красок, переливами света в пестром калейдоскопе необычного, я осознал, что в этой игре феноменов может скрываться - нет, даже не разгадка, - а намек, тонкая подсказка природы, которая поможет найти ответы на самые главные вопросы, стоящие перед человеком. Именно здесь могут находиться истины о предназначении человека, человечества - а ведь знать, для чего ты жил, пожалуй, самое важное, что хотел бы знать любой человек, перед тем, как уйти из этого мира. В этой книге рассказывается об удивительном мире феноменов, о необычных, неконтролируемых, невоспроизводимых и часто непознанных явлениях; явлениях, по поводу которых у религии не находится иных слов, кроме "чур меня!", а у науки - "не может быть!", явлениях, каждое из которых - чудо, которое, по словам Фейербаха, "находится в противоречии не с природой, а с нашими представлениями о ней". Почти сто лет назад философ Карл Дю-Прель писал: "С точки зрения нашего миропонимания все явления распадаются на две категории: согласующиеся с нашими теориями и им противоречащие. Если бы существовали только явления первого рода, то дальнейший прогресс был бы совершенно невозможен, ибо в таком случае прекратился бы процесс приспособления к действительности. Следовательно, тот, кто верит так же непоколебимо в будущий прогресс, как в непрерывный прогресс в прошлом, должен признать априори существование явлений, противоречащих нашим теориям". Здесь будет идти речь о явлениях второй категории. Вместе с тем мне не хотелось представлять всю эту информацию, не сделав попытки объяснить ее при помощи каких-то гипотез, ибо, как было сказано Д.И.Менделеевым, "лучше опираться на гипотезу, которая со временем рискует быть признана неудачной, чем вообще ни на что не опираться". И такие гипотезы были найдены. Эрудированный читатель вряд ли найдет в этой книге для себя что-либо новое: приведенные факты.по большей части известны, а гипотезы выдвинуты не мной. Я вообще далек от мысли предлагать здесь новые теории, объясняющие устройство мироздания, наоборот, надеюсь, что излагаю мысли, высказываемые и разделяемые многими. Мне кажется, и в этой книге я постараюсь подтвердить эту мысль, не останавливаясь, впрочем, на доказательстве специально, что гипотезы, способные как-то объяснить явления, лежащие под хвостами кривой распределения вероятностей; могут иметь в большей степени мировоззренческий характер, нежели теории жесткого и жестокого детерминизма. Критик, помимо всего прочего, обязательно упрекнет меня в эклектичности. Ну что ж, на мой взгляд, в этом нет ничего плохого: эклектика - всего лишь пренебрежительная кличка синтеза, и семантически они соотносятся примерно так же, как понятия "кобель" и "самец собаки". Эти заметки посвящены молодежи и обращены в первую очередь к ней. К людям, еще не успевшим устать от мелочной суеты жизни и не несущим печальный груз потерь и разочарований, и я буду считать задачу этой книги выполненной, если она увлечет хотя бы одного молодого человека на вечную дорогу познания, потому что есть все-таки в этой жизни одно-единственное достойное человека занятие - узнавать правду о мире и о своем месте в этом мире. "Попытка понять Вселенную - одна из очень немногих вещей, которые чуть приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии", - писал нобелевский лауреат Стивен Вайнберг. Только познание, жадные и бескорыстные поиски истины, радость найденного ответа могут противостоять "материократии", "сытой гастрее", как называл эту человеческую тягу к избытку благ великий мудрец Федоров. Потому что эти поиски истины имеют великую цель: понимание пути рода человеческого. Я уже упоминал о том, что одной из основных рабочих гипотез, принятых мной, является принцип доверия к фактам и к людям, их сообщающим. Естественно предположить, что при таком подходе итогом этой работы может стать собрание более или менее классифицированных случаев недобросовестных сообщений, ошибок наблюдения или игры человеческой психики. Но не все. "Все не есть действительность, но все также не есть недействительность. Мы не должны жить во Вселенной с принципом: все или ничего. Для некоторых проблем, может быть, не существует решения вообще". Второй основной принцип, примененный мной в этой работе, может быть выражен нехитрой присказкой: "Сказка ложь, да в ней намек..." Здесь мной руководило, главным образом, отвращение к общепринятому представлению о предках как о темных, недалеких и таких неинтеллигентных людях: ведь в современных повествованиях даже о каком-либо гиганте древней мысли между строк все равно проскальзывает этакое снисходительное похлопывание гиганта по плечу: "Надо же, до чего додумался!" Другой причиной такого отношения к древним источникам явилось ощущение приблизительности и даже ложности постулатов современной науки, вычурной сложности логических конструкций, а также странной правдоподобности древних мифов, скрывающих в своей удивительной поэзии какие-то неуловимые, не дающиеся сразу в руки факты. Современная философия уверена, что "фантазия вообще не может выйти за пределы заложенного в возможностях человека. Сознание конструирует свой мир из реальных элементов..." Древние источники - это не есть сплошь сборники развлекательных сказок еще и потому, что существовавшая в древности традиция обязывала ученых таить и зашифровывать добытые знания, и ниже я постараюсь показать на нескольких примерах, что древними исследователями руководил отнюдь не эгоизм, а чувства, гораздо более возвышенные и, наверное, к сожалению, утраченные ныне. Работая над этой книгой, я не часто затруднял себя подробными ссылками на цитируемые источники, на их авторов. Иногда я ограничивался кавычками, иногда обходился без них. Это не небрежность и не неуважение к авторам. Причиной этого является отношение к авторскому праву, которое я нахожу самой гнусной разновидностью частной собственности - собственностью на мысли. "Мыслить, анализировать, придумывать - это не аномальная деятельность, а нормальное дыхание разума... Всем людям должны быть по силам все мысли, и думаю, что когда-нибудь так и будет", - утверждает Хорхе Луис Борхес. Знания обо всем есть везде, и гений, может быть, отличается от людей обыкновенных только лучшим, по сравнению со средним уровнем избирательности своего приемника рассеянной в пространстве информации. А постоянная настройка на требуемую волну информации, способность выделить полезный сигнал из "белого шума" обеспечивается, как известно, только упорным, изнурительным, повседневным напряжением мысли. Рассказывая о гипотезах, мне, естественно, пришлось вводить понятия, относящиеся к той или иной отрасли знаний, и оперировать ими в дальнейшем. Передо мной встала сложная задача из класса "и волки сыты, и овцы целы", ибо, с одной стороны, я стремился к доступности чтения этих заметок для любой категории читателей, а с другой стороны, даже малейшая некорректность формулировок и выводов могла мгновенно вызвать антипатию специалистов и, как следствие, их неприятие всего материала в целом. Короткое, общедоступное и в то же время корректное определение таких, например, понятий, как энтропия или Мир Минковского, оказалось, к сожалению, для меня невозможным. Мне пришлось что-то упрощать, что-то опускать, жертвовать тонкостями, подчас важными, во имя простоты изложения. Одним словом, я пренебрег мнением узких специалистов, разделяя мнение о них Э.де Боно: пусть себе сидят по своим ямам. Здесь, видимо, следовало бы выразить признательность всем тем людям, которые своим участием в обсуждении вопросов, затронутых л этих заметках, в подборе и предоставлении материалов, в поисках литературы помогли мне. Однако я не буду называть их имен, ибо понимаю, что не все они разделяют все взгляды, выраженные в этих заметках. Я просто говорю им всем: "Спасибо вам!" . * * * Глава первая. Неопознанные летающие объекты "Когда к обезьяне, старожилу вивария подселили другую обезьяну, та сообщила новенькой, что временами наблюдается странное явление: вспыхивает свет и невесть откуда на пол клетки падает банан. После того, как свет наконец-то вспыхнул, а банан не появился, новенькая стала называть обезьяну-старожила мошенницей". Из жизни вивария "Кто-то или что-то когда-нибудь, в свое время, расскажет нам об этом все. Наши небеса заполнены и всегда были заполнены Троянскими конями. Они действуют, подчиняясь таинственному графику, сея абсурд и неразбериху на своем пути". Джон А. Киль * * * В июне 1947 года американец Кеннет Арнольд, летевший на самолете над вершинами Каскадных гор, штат Вашингтон, увидел в небе плывущие строем девять светящихся дисков. Позже в беседе с журналистами Арнольд назвал их "летающими тарелками". Этот термин и это странное событие явились первым камешком той лавины сообщений о неопознанных летающих объектах, которая, то усиливаясь, то стихая, докатилась до наших дней и продолжает будоражить воображение многих мужчин и женщин по всему миру. Не утихают споры о природе феномена, в которых отстаиваются самые противоречивые гипотезы; открываются и закрываются, разрешаются и запрещаются всевозможные любительские и государственные комиссии, комитеты, кружки, общества и секции. Появились люди, целиком посвятившие себя исследованиям в новой, одной из самых неортодоксальных и противоречивых наук нашего времени - уфологии. Я не стану пересказывать историю этих поисков, где как в зеркале отразились человеческие надежды и чаяния, пороки и страсти; где истина и даже ее поиски отдавались в жертву соображениям сиюминутной политической выгоды или научного престижа - обо всем этом достаточно много писалось. Здесь я хочу совсем немного рассказать о НЛО. Немного, потому что НЛО, как мне показалось, - всего лишь кусочек мозаики, звено очень длинной цепи необычных явлений, вдоль которой мне хотелось бы пройти как можно дальше. Я хочу рассказать о НЛО то, что сообщали очевидцы, которые, сами не подозревая этого, во многом повторяли свидетельства друг друга, ибо при всем, казалось бы, непостижимом разнообразии феномена, разнообразии, которое заставило французского исследователя Гверина сформулировать закон, гласящий: "В уфологии всякий закон немедленно фальсифицируется последующими наблюдениями, и именно так скоро, как он сформулирован", проявления феномена несомненно имеют общие черты. Эти черты, сообщенные неосведомленными и независимыми наблюдателями, являются одним из критериев достоверности того или иного наблюдения. В этом отношении в силу, мягко говоря, весьма малой распространенности уфологической литературы у нас в стране очень ценны отечественные наблюдения. Я читал сотни писем людей самых различных социальных слоев и самого различного уровня образования и могу отметить только то ощущение искренности, которое они несли в себе. И еще - во многих письмах ясно чувствовалось облегчение людей, которые наконец-то выговорились. Они просто не могли никому рассказать о своем опыте, ибо попытки поделиться с кем-нибудь своими, далеко неординарными впечатлениями неминуемо наталкивались на стену насмешек и скепсиса. Даже те редкие, скажем, просто уникальные публикации, которые прошли по нашей прессе в последние годы, сыграли большую роль не только для становления отечественной уфологии, но и для множества людей, которые смогли, сравнив и отождествив свой опыт с чужим, убедиться хотя бы в собственном психическом здоровье. К сожалению, подобных, более или менее непредвзятых публикаций, откуда можно было бы получить хоть какую-то мало-мальски объективную информацию, было крайне незначительное количество - их можно перечесть по пальцам. Существенно больше доля материалов совсем другого рода, где суть дела затемнена старательным остроумием, а очевидцы представлены как не совсем нормальные люди. Подобные статьи приводили и приводят к тому, что мы лишаемся колоссального массива наблюдений, о которых люди просто стесняются рассказывать. Да и кому, на самом-то деле! Наблюдения очевидцев, которые приводятся ниже, никак не классифицированы. Я не стремился привязать их к какому-либо месту или времени и не искал общности их характеристик. Опыт классификации, предпринятый разными исследователями в разных странах, показал лишь удивительное многообразие феномена, его прямо-таки упорное нежелание вписываться в какую-либо схему. Один из крупных исследователей феномена НЛО как-то признался мне с горечью, что его многолетний труд по классификации НЛО ничего, собственно говоря, не дал для понимания истинной природы явления. Цель этой главы другая. Я хочу показать несколько отчетов очевидцев, на примере которых продемонстрировать необычность феномена, необъятность географических границ его проявлений, его непостоянный характер и его фантастическую изменчивость. Я начну этот обзор с сообщений самых распространенных, каких без всякого преувеличения тысячи. Многие наблюдатели по всей земле сообщают о светящихся или блестящих объектах самого разнообразного вида, совершающих в небе удивительные эволюции. Группа жителей Оренбургской области в один из осенних вечеров 1971 года наблюдала в небе маленький, летевший прямо на них и увеличивающийся в размерах шарик. Небо при этом "стало каким-то черным". Шар крутился вокруг своей оси, как глобус, "и даже можно было разобрать очертания материков и океанов". Мистер Джек Энсониус из Прери Вью, Канзас, ехал домой, когда около 22 часов увидел в небе свет и какой-то ярко-голубой объект появился над ним. Пока Энсониус разглядывал его, объект будто взорвался, став наполовину огненно-красным, и выбросил три пылающих хвоста, достигших поверхности земли. Объект двигался в западном направлении и скоро исчез из виду. Энсониус проехал еще по дороге и вдруг... "Все небо осветилось огромной вспышкой. Прямо передо мной тарелкообразный объект начал делиться на две части, одна из которых оставалась голубой, а вторая - огненно-красной. Когда расстояние между половинками увеличилось, между ними образовалась соединительная лента примерно 1,5 фута толщиной. Пока я наблюдал за ним, объект снова взорвался и исчез во вспышке". Осенью 1982 года в Кемеровской области в 19 часов были видны два светящихся круга, приближающихся друг к другу. Когда круги сблизились, "на них зажглись два прожектора", которыми эти крути осветили друг друга, после чего направили свет на землю. Через 2-3 минуты прожектора выключились, а светящиеся крути в полной тишине разошлись и исчезли. Ранним июльским утром 1983 года с транспортного судна "Зенит", стоявшего в двух милях от острова Шикотан (Курилы), шесть человек из команды наблюдали, как внезапно возникший ярко-оранжевый шар, имеющий размеры раз в десять больше полной Луны, медленно проплыл между судном и островом с севера на юг и "исчез там, как будто его выключили". В 1958 году, около полуночи, в городе Болотном Новосибирской области по небу медленно, с очень тихим гулом проплыла красно-оранжевая светящаяся. чечевица. От горизонта до горизонта она пролетела за 15 минут. 22 октября 1983 года около 23.45 женщина наблюдала с балкона своей квартиры в Бибиреве, Москва, возле Луны отчетливо обрисованный черный квадрат. Квадрат был виден в тучах, подсвеченных розовым светом. Размеры его приблизительно были равны двум лунным дискам. Квадрат сохранялся неизменным, несмотря на то, что тучи вокруг были в движении и дойдя до границ квадрата бесследно растворялись. Звезд в квадрате видно не было. Минут через десять квадрат разрушился, розовый свет пропал. В то же самое время группа очевидцев на Арбате наблюдала большую вертикальную пульсирующую веретенообразную черту розово-оранжевого цвета. Высота черты была равна примерно 5-8 диаметрам Луны. Явление продолжалось около 15 минут. Сообщения о подобных более или менее правильной формы световых явлениях составляют, бесспорно, большинство и служат источником минимального беспокойства ученых, склонных объяснять все эти феномены с точки зрения тривиальных естественно-научных представлений. Для объяснения феномена уже привлекались миражи, "особые условия" наблюдения планет, горение болотного газа, хемолюминесценция, стаи птиц и насекомых, метеозонды и метеориты. Необходимо, по-видимому, очень сильное воображение, чтобы представить облако в виде правильного треугольника или квадратную стаю птиц! Примером торжества науки над здравым смыслом служит феномен, известный как Лоббокские огни. Вечерами 25 и 30 августа 1951 года в Лоббоке, Техас, сотни людей, среди которых были и астрономы-наблюдатели, видели пролетающие в очень правильном клинообразном строю огни. Фотографом-любителем были сделаны снимки феномена. Последовало разъяснение: на фотографиях изображено отражение городских огней на животах птиц, пролетающих стаей. У меня есть копии этих снимков, и я полагаю в высшей степени сомнительным, чтобы кому-либо удалось совершить подобное, используя даже гораздо более совершенную, по сравнению с 1951 годом, фототехнику. Впрочем, желающие могут попробовать. В 1985 году тысячи жителей города Чимботе на севере Перу стали свидетелями того, как странный объект овальной формы в течение четырех минут облетал улицы и площади города. От летевшего зигзагами объекта исходили яркие лучи, напоминающие свет прожектора. "Стало светло, как днем, при солнечном свете, - писала газета "Кроника", - несмотря на то, что в городе в результате затяжных дождей вышла из строя система электроснабжения. Затем на большой скорости загадочный объект удалился в сторону Тихого океана". Особое место среди сообщений о НЛО занимают сведения об объектах, поведение которых кажется наблюдателям разумным. В начале января 1967 года, утром, пассажиры автобуса, ехавшего по сельской дороге в Свердловской области, увидели двигавшийся над автобусом голубоватый шар. "Шар вытянулся по направлению к автобусу, и из него появился хоботок, похожий на объектив фотоаппарата, который направился на пассажиров. Автобус остановился. Нас словно пронзили какие-то лучи. Все очень испугались. Через некоторое время шар втянул в себя "объектив" и скрылся в воздухе". Очень эмоционально описывает виденное контролер ОТК из Нальчика. Летним вечером 1981 года она вместе со своим мужем наблюдала НЛО с балкона квартиры: "Километрах в 6-10 от нас облака осветились ярким светом... Круг света становился все ярче. Было очевидно, что там, за облаками что-то приближается к земле... Вырвавшись на огромной скорости сквозь облака, НЛО сразу затормозил. Ярко освещенный предмет имел форму полусферы. Сзади него по ходу полета тянулся мощный сноп света... напоминающий свет мощного прожектора... Свечение НЛО и прожектора было желтоватого цвета... НЛО резко затормозил. Далее аппарат замер в воздухе под облаками, завис... на 10-15 секунд. Следующим его действием было резкое перемещение "прожектора" с торца полуокружности на дугу образующей. Через 3-5 секунд объект начал двигаться наклонно вниз, набирая быстро все большую скорость! Он делал это с невероятной легкостью... Он буквально растаял на глазах". 2-3 декабря 1983 года над рядом областей юго-запада европейской части СССР наблюдалась впечатляющая серия феноменов, о чем сообщала газета "Труд". Наблюдения очевидцев складываются в следующую картину. Начало явления приходится на 21.45-21.50 московского времени. В городе Волчанске наблюдался объект в виде темной сигары с расположенными по ее краям рядами огоньков. На ее фоне было видно множество других огней, расположенных без видимого порядка. За "сигарой" летели три языка пламени, похожие на выхлоп ракеты. В 21.50 в городе Красноград Харьковской области группа учителей и учеников средней школы наблюдала пролет с северо-запада на юго-восток целой "плеяды" радужных огней разного размера. В 21.45 в Боровянском районе Киевской области видели пролет с юго-запада на северо-восток светящегося тела, сзади которого, словно на привязи, летела яркая красная звезда. На некотором расстоянии от них летело множество огоньков салатового цвета. В 21.50 в городе Горловка Донецкой области очевидец наблюдал пролет с запада на восток параллельно земле раскаленного, желто-красного тела. Хвост тела светился всеми цветами радуги. По краям хвоста располагались шарики небольшого размера, также переливающиеся всеми цветами радуги. В 21.50 в той же Донецкой области, в городе Дружковка, появились две звезды. Затем от них протянулись друг к другу как бы световые нити, которые соединили объекты между собой. Через 7-10 секунд из-за горизонта появилось много светящихся шаров, которые, приближаясь к очевидцу, увеличивали свои видимые размеры. Звезды и шары летели синхронно. В 21.50 в Гомельской области наблюдалось увеличивающее свои размеры светящееся пятно, которое через некоторое время разделилось на три светящихся тела, причем тело, расположенное посередине, было в несколько раз больше двух боковых, оно медленно превратилось в длинную вытянутую линию, светящуюся очень ярким светом, сравнимым по яркости с электросваркой. Очевидец, проживающий в деревне Почаново Барановичского района Брестской области, описывает увиденное им в 21.50 явление: "Метрах в 300 от нас, на высоте примерно 30-40 метров, над крышами домов пролетело странное сооружение в виде треугольника, правда, точных очертаний не было видно, но огромное впечатление произвели на нас два шара или просто светящиеся крути, которые, в сущности, и подтолкнули к мысли о треугольной конструкции наблюдаемого объекта... От этих шаров исходили языки голубоватого пламени... Шары располагались под углом относительно друг друга; меньший шар был впереди и выше второго, большого шара. Они летели параллельно земле, с запада на восток. Скорость их движения была небольшой: за 40-45 секунд они пролетали около 2 километров. Явление наблюдали с разных мест одновременно пять человек". Вот что написали ученики седьмого класса школы-интерната из Киева: "...Вечером 2 декабря в 22 часа мальчики седьмого класса находились в спальне. Вдруг Толя поднял глаза к окну и увидел, что вдали что-то летит, похожее на спутник с мигающими огнями. Летело очень низко, по форме напоминало ракету, вытянутую по бокам, но с шаровидной кабиной, а сзади выходили огонь и газы. Сбоку у хвоста горели огни, посередине, сверху над корпусом, была небольшая кабина. Ракета была серая, плыла она бесшумно, не издавая ни единого звука. С нами в комнате находились две наши воспитательницы, которые также видели эту ракету". Далее ребята обращаются к организации, в адрес которой было направлено это письмо, с просьбой объяснить наблюдавшееся ими явление. "...Мы прочитали наши киевские газеты и смотрели "Актуальную камеру" по телевидению, но ничего об этой ракете не услышали". В письме приводится рисунок, выполненный ребятами, на котором изображен аппарат необычной конструкции. На следующий день, 3 декабря 1983 года, в 19.10 около 150 человек наблюдали в Воронежской области на фоне ясного звездного неба группу из 20-30 "звезд", третьей-четвертой звездной величины, которая двигалась по небу с очень большой скоростью. Какой-либо системы в их расположении не было. Направление движения - с востока на запад. Американский исследователь Джон А.Киль назвал подобные светящиеся образования, часто не дающие наблюдателю оснований, называть их "объектами", "мягкими" НЛО, в отличие от "жестких", отождествляемых очевидцами как твердые тела. 3 августа 1966 года полицейские Уильям Ратлидж и Дональд Пек в течение двух часов наблюдали странный свет, появившийся над озером Эри. Он возник в виде яркой вспышки в 4.45 утра и, по словам обоих, двигался на восток, затем остановился, изменил цвет на красный и исчез. Через мгновение он появился снова; на этот раз объект был голубым. Ратлидж и Пек наблюдали за ним до 6.55. Когда взошло солнце, в его лучах объект перестал быть просто светом. Перед глазами изумленных полицейских предстал серебристый и, весьма вероятно, металлический объект, который в конце концов полетел в сторону канадской границы и исчез. Приведенные сообщения, по сути дела, капля в море имеющегося материала. Каталоги исследователей НЛО содержат описания многих десятков тысяч самых разнообразных инцидентов. В этих собраниях можно найти летающие кубы, треугольники, многоугольники, сферы, объекты, напоминающие гигантских насекомых и медуз. В нашем небе летают НЛО и в виде уже традиционных летающих тарелок, и напоминающие неспешно летящие ракеты. Они извергают огни всех цветов и движутся в сопровождении шариков-спутников. Довольно часты сообщения о наблюдениях, настолько необычных, что взятые в отрыве от массива наблюдений, они могут показаться просто нелепыми выдумками, но тем не менее они происходят и повторяются. Вот сообщение из Душанбе. В августе 1980 года свидетель, возвращавшийся домой, увидел на фоне редких облаков, освещенных ярким светом Луны, "белку, белую, как снег. Глаза, как бусинки, черные и хвост такой пушистый. Она прыгала по тучам и как бы парила в воздухе. Потом спустилась на землю и стала приближаться ко мне. Я очень испугался, упал на землю и накрыл голову пиджаком. Потом выглянул, посмотрел, где белка, а она снова скачет по облакам и потом исчезла..." Порой объекты маневрируют в полной тишине, порой издают самые разнообразные звуки: гул, взрывы, свист, шелест, шипение, шуршание, шорох, гудение, жужжание, звон, треск и т. д. и т. п. Реакция человека на НЛО отнюдь не ограничивается страхом. Среди, пожалуй, понятных и естественных чувств наблюдателями отмечены удивление и интерес. Кроме этого, бывает, очевидцы испытывают гнетущее беспокойство, сильное возбуждение, радость, приятное удовлетворение и даже такие, не очень понятные чувства, как "неописуемое ощущение" или "непонятное, неприятное ощущение". Отмечено некоторое количество воздействий, которые трудно назвать обычными и в большинстве своем приятными: это - физические воздействия на человека. Об этом будет говориться в главе, посвященной контактам. Многочисленны свидетельства о нарушениях в работе автомобильных двигателей, радио- и телевизионных приемников, перебоях в электроснабжении, связанных с НЛО. 18 июля 1981 года у очевидца, ехавшего на мотоцикле по шоссе Красноярск-Енисейск, неожиданно заглох мотор. Остановившись, он увидел в 100 метрах перед собой объект в виде полусферы с иллюминаторами. Через несколько минут рядом, также из-за заглохшего двигателя, остановились "Жигули". Водитель машины, выйдя, также стал наблюдать за объектом. Через несколько минут объект диаметром 10-12 метров поднялся на высоту 30-35 метров, завис и, развив огромную скорость, улетел. На месте посадки остались оплавленные камни и асфальт. В тот же самый день, 2 декабря 1983 года, когда над юго-западной частью СССР проходила волна наблюдений НЛО, над одним из аэродромов Воронежа в 22 часа многочисленными очевидцами был замечен объект, идущий на высоте около 400 метров с юго-западного направления. Это был темный объект овальной формы, длина которого была примерно равна длине самолета ТУ-134, с утолщением в средней части до 10 метров. Из кормы объекта вылетало "спокойное" пламя, искры и шлейф дыма. Объект летел беззвучно. По бокам на одинаковых от центрального объекта расстояниях летели два светящихся шара, соединенные с ним какой-то светящейся гребенкой. За шарами тянулись шлейфы ярко-белого с синеватым оттенком пламени, искры и дым. Длина этих хвостов составляла около 60 метров. Над стоянкой самолетов объект произвел яркую вспышку, направив луч в сторону стоянки. После этого поочередно исчезли оба шара. Объект прошел вдоль взлетно-посадочной полосы на высоте 400-500 метров со скоростью 300-400 км/час. В конце полосы он произвел вспышку, аналогичную первой, увеличил скорость и исчез в северо-западном направлении. Во время пролета объекта вышло из строя освещение аэродрома. Впоследствии было выяснено, что по неизвестной причине "выбило" защиту электросети. Рабочие на двух буровых, находящихся в 30 километрах от города Навои Узбекистана, в предутренние часы в феврале 1983 года наблюдали гигантский, медленно и низко - 60-100 метров над землей - летящий аппарат в виде треугольника черного цвета: "по площади такой, какую занимает звено из трех самолетов". В слегка вогнутом основании этого треугольника виднелось очень небольшое сопло, в котором пульсировало алое пламя. Летел он совершенно бесшумно. "Всем, кто видел этот аппарат, стало как-то жутко, и мы почувствовали, что от него по нам прошла какая-то тень, хотя было темно". Всего на этих двух буровых, расположенных в 100 метрах друг от друга; объект наблюдали семь человек. Когда рассвело, приехали геофизики, работавшие в 5 километрах, и рассказали, что тоже видели этот объект. Двое рабочих с буровой, расположенной в 10 километрах, также видели этот объект, но не в виде треугольника, а в виде цилиндра. Этот цилиндр, пролетая, включил три фары ярчайшего света, осветившего землю. И в этом случае во время пролета черного треугольника по неизвестной причине отключилась Навоийская ГРЭС и ЛЭП на Зеравшан, что и было записано в дежурном журнале. Точки наблюдения этого объекта, нанесенные на карту, ложатся на прямую, параллельную ЛЭП от ГРЭС на Зеравшан. Через полтора года, в ночь с 8 на 9 июля 1984 года, рабочие буровых опять наблюдали этот объект. Он летел, как они утверждают, на большой высоте и очень быстро. На этот раз объект нес пять огней: впереди-большой, меняющий цвета от бордового до ослепительно-белого, два "обычных" белых - по краям, и сзади - два вытянутых языка пламени из сопел. Впечатляющий объект наблюдали в марте 1973 года на острове Диксон. Около 22 часов кто-то вбежал в клуб, где люди сидели в ожидании кинокартины, и крикнул: "Летающая тарелка!" Все выбежали и увидели, что с моря, со стороны Новой Земли, приближается ярко светящаяся точка, которая через минуты выросла во что-то, по форме напоминающее берлинскую телебашню, с шаром у вершины и сильно расширяющейся кормой, в торце которой наблюдатели видели конические сопла. Объект двигался горизонтально и совершенно беззвучно. На довольно большом расстоянии от шарового утолщения о
|