КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживанияАктер должен научиться по своему желанию вызывать к действию заложенные в нем воспоминания. Вызванные повторные воспоминания переходят в чувства, которыми актер и заживает, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства. К. С. Станиславский говорил: «Артист может переживать только свои собственные эмоции. [...] Всегда действуйте от своего лица человеко-артиста. От себя никуда не уйдешь. [...] Всегда, вечно (нужно. — Л.Н.) играть на сцене только самого себя, но в разных сочетаниях, комбинациях задач, предлагаемых обстоятельствах, выращенных в себе для роли, выплавленных в горниле собственных эмоциональных воспоминаний. [...] Зерно, задатки почти всех человеческих качеств и пороков в нем (актере. — Л. Н.) заложены»[124]. В приводимых ниже упражнениях следует искать не самое чувство, а детально вспомнить предлагаемые обстоятельства, действия, вызывающие данное чувство. Упражнения (на вызов повторных воспоминаний, переживаний) . Вспомнить случай, когда: 1. Собирались на приятное свидание. 2. Были чем-нибудь недовольны. 3. На что-то злились. 4. Достигли личного успеха. 5. Совершили поступок, вам было стыдно. 6. Получили приятные новости. 7. Получили секретное сообщение. 8. Завидовали кому-то. 9. Проявляли любопытство. 10. Сплетничали о ком-то. 11. Скучали где-то. 12. Обманывали кого-то, вас обманывали. 13. Над чем-то злорадствовали. 14. Торжествовали. 15. Вам было страшно, жутко. 16. Спасались от преследования. 17. Выздоравливали после долгой болезни. 18. Рассорились с дорогим и близким вам человеком. 19. Состоялось приятное знакомство. , 20. Получили подарок. 21. Готовились сделать подарок любимому человеку. 22. Переживали горе, смерть близкого человека. 23. Была неприятная беседа. 24. Ожидали в доме приятного гостя. 25. Было первое объяснение в любви. 26. Посещали больного близкого человека. 27. Посещали больного малознакомого и т. д. В дальнейшем, работая над спектаклями, после того как будет разбужена эмоциональная память и возникнут повторные чувства, надо продействовать сначала в этих пробужденных вами предлагаемых обстоятельствах, потом в созданных вновь сегодня — здесь, затем в предлагаемых обстоятельствах взятой в работу пьесы. Пример: случай, когда вам было страшно, жутко: а) на предлагаемые обстоятельства, пережитые когда-то и воскрешенные эмоциональной памятью. — Идем вечером с подругой по лесу, неся на длинной палке тяжелую сумку с продуктами. Лес густой, большой, заросший, сумрачный. Кругом тихо, ни души. И вдруг нам показалось, что вдали кто-то пробирается сквозь чащу. Нам стало страшно, мы остановились, посмотрели друг на друга и замерли. Шум продолжался. Посоветовавшись, конечно, не словами, а взглядами, жестами, мы на цыпочках, стараясь не производить никакого шума (не дай бог хрустнет сучок под ногами или. задетый плечом), двинулись дальше, то и дело замирая и прислушиваясь. Отойдя на порядочное расстояние, мы бросились бежать и бежали, пока лес не остался далеко позади; б) на созданные вновь предлагаемые обстоятельства сегодня — здесь. Вечер. Сидим с сестрой дома. Я читаю, она разгадывает кроссворд. Звонок. Я пошла открывать дверь. Спрашиваю кто? Молчат. Но я слышу, что за дверью человек. Спрашиваю вторично — молчат. Накидываю цепочку и приоткрываю дверь: стоит высокий парень, в руках у него связка ключей, он делает движение к двери, я мигом захлопываю ее и снова спрашиваю, что надо. Опять молчание, но чувствую — «он» там за дверью. Бросаюсь к сестре, торопливо рассказываю все ей. Мы с ней хватаем тяжелые предметы: она — пестик от ступки, я — топорик и идем к двери. Стоим и напряженно ждем. Через некоторое время я прикладываю ухо к двери и слушаю. За дверью тихо. Подождав еще немного, открываем дверь — его там кет, он ушел; в) этюд на ту же тему из пьесы. И. Штока и Я. Дрды «Чертова мельница». «(К мельнице, крадучись, подходят Дишперанда и Кача.) Кача. В такой темноте невинной девушке с дороги сбиться ничего не стоит. Дишперанда. Страшно... Как страшно... Не буду бояться, ни за что не буду больше бояться... Кача. Идите вперед, ничего не бойтесь, я сзади. Дишперанда. Нет, я сзади. Кача. Нет, я сзади. Дишперанда. Но ведь я принцесса! Кача. Вот и идите впереди! Дишперанда. Ой, кажется, черт! Кача. Это куст! Дишперанда. А вдруг на нас нападут разбойники! Кача. Если мы идем к чертям, неужели будем бояться разбойников?! Дишперанда (натыкаясь на притаившегося Мартина). Ай-ай-ай!..» и т. д. Можно сделать несколько упражнений на ту же тему, но в разных пережитых вами предлагаемых обстоятельствах и пробужденных эмоциональной памятью. Можно даже и не делать упражнений, а только вспомнить предлагаемые обстоятельства и действия данной темы, и если повторное чувство, воскрешенное эмоциональной памятью, крепко и ярко, переносить его в спектакль. Эмоциональную память необходимо тренировать каждодневно, не только в часы занятий, но и дома.
|