Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кончина старца Иосифа




15 августа 1959 года отец Иосиф почил о Господе - в Новом скиту, куда он перебрался за пять лет до кончины вместе со своим братством: отцом Арсением, всегдашним своим сподвижником, монахом Иосифом, ныне духовником Ватопедской обители, иеромонахом Харалампием (в будущем игумен обители Дионисия), иеромонахом Ефремом (который стал игуменом монастырей Филофея, Каракалу, Ксиропатам и Констамониту), а также со своим родным братом, о. Афанасием. Наш отец Ефрем часто их навещал, несмотря на то, что был освобожден от своих священнических обязанностей, так как два недавних послушника, Харалампий и Ефрем, уже были иеромонахами. В день смерти старца Иосифа, а это был праздник Успения Божией Матери, отец Ефрем, после того как отслужил литургию в Катунаках, отправился их проведать. Шел он медленно, так как знал, что после Божественной литургии Старец будет отдыхать. В Святой Анне к нему подбежал запыхавшийся отец Афанасий: «Иди скорей! Старец отошел!» «Отошел? Он же мне обещал, что попрощается со мной, прежде чем отойдет!» Отец Ефрем до сорокового дня недоумевал по поводу обещанных слов своего Учителя. В тот памятный день, когда он спокойно, как обычно, занимался рукоделием, келлия внезапно наполнилась благоуханием. Отец Ефрем осмотрел весь дом и убедился, что никто ладана не возжигал. И только тогда он вспомнил данное ему обещание: так ведь это душа Старца, уходя из земного мира, на сороковой день попрощалась с ним!

С тех пор отец Ефрем очень часто видел старца Иосифа во сне (почти каждые 15 дней), обычно сидящего в удобной гостиной и утешающего его в скорбях, которые в 60-е годы достигли своего апогея. Он нежно говорил отцу Ефрему: «Душа моя, терпи». Наш подвижник чувствовал облегчение и продолжал свои труды. Позднее один из послушников отца Ефрема записал: «Сегодня, в день Святой Троицы в 1989 году, Старец сказал нам, что его во сне посетил старец Иосиф. После того как они расцеловались, старец Иосиф радостно ему сказал: „Хочу передать тебе экклезиологию"13). Много лет я уже не видел отца Ефрема таким обрадованным. Удивителен тот факт, что отец Ефрем не знал такого слова - „экклезиология".

Трудно переоценить значение старца Иосифа в жизни отца Ефрема. Многие его изречения, советы, примеры, откровения, духовные наставления были взяты им из духовного опыта старца Иосифа. Образцом монашеской общины служило для него братство Старца, которое отец Ефрем впоследствии имел в качестве примера и для нас, недостойных. Он сам был живым повторением старца Иосифа. Кто-то точно определил, познакомившись с ним: «Отец Ефрем - это надгробный памятник своему Старцу».

Отец Ефрем хранил в своем архиве, как драгоценную реликвию, письмо старца Иосифа - его духовное благословение. Вероятно, в 1959 году, незадолго до смерти, отец Ефрем попросил находившегося в Новом скиту Старца, чтобы тот написал ему собственноручно письмо. Он хотел его иметь как благословение. Вот это письмо:

«Утроба моя божественная и священная, возлюбленное дитя мое, отец Ефрем, прими от меня отеческое целование, прими всю любовь мою, молитву мою. Десять дней, как мне очень тяжело, я ничего не ел. Уже два дня, как прислали лекарства из Америки. Я начал их принимать и почувствовал облегчение. Посмотрим, насколько они помогут. Я не думаю, что выздоровлю. Сколько ни старается братия, ничего не получается, только задерживают меня с уходом. Я уже весь отравлен, тело мое и червям не понравится и оно не сможет разложиться. Они даже не станут его кушать. Вот так. Но ты оставайся спокоен, сейчас еще не пришел мой час. Передай мое благословение сподвижнику Прокопию. Всей душой обнимаю вас. Смиренный и многострадальный старец Иосиф».

 

1) Каруля - одна из самых суровых пустынь Афона на южном склоне Святой Горы. ^

2) Речь идет о двух главных группировках старостильников. ^

3) Т. е. пурпурную. В одеянии этого цвета (Царского) в иконописи разрешено изображать только Саму Владычицу и Ее мать - святую Анну. ^

4) Новый календарь - григорианский календарь (новый стиль), одобренный на Константинопольском совещании (май-июнь 1923 г. ) как «исправленный юлианский стиль». Синодальным решением Элладской Церкви 23 марта 1924 г. был введён в церковное пользование григорианский календарь (оставляя без изменения Пасхалию, дабы не нарушить постановление Первого Вселенского Собора (325)). ^

5) (гр. ) - ревнитель. ^

6) Матфеевцы - последователи архимандрита Матфея (Карпафакис) (+ 14/27 мая 1950 г. ), духовника трех афонских монастырей, активного деятеля старостильного движения Греции, возникшего в 1924 году после календарной реформы. В 1927 году греческое правительство приняло новый закон о Святой Горе, коим деятельность сторонников иеромонаха Матфея была запрещена. В июне 1935 г., разорвав каноническую зависимость от Греческого Синода, епископы Хризостом Флоринский, Герман Димитриадский и Хризостом Закинфский рукополагают архимандрита Матфея (с ним ещё трёх архимандритов) в епископа Вресфенского. 14 июня 1935 г. церковным судом Элладской Церкви они запрещаются в служении. В 1938 году епископ Матфей и Герман Кикладский, вследствие разногласий среди старостильников, создают самостоятельную группировку. ^

7) Флориниты - старостильники, последователи митрополита Хризостома Флоринского (+ 8/21 сентября 1955 г. ), который в 1935 году покинул ряды официальной иерархии и возглавил общину «Истинных Православных Христиан», выступавших за возвращение старого календаря и разрыв церковного общения с Константинопольским Патриархатом и общающихся с ним Церквей. ^

8) Возможно, видя кипение ревности наших старцев, Господь постепенно приводил их к правильному выбору, то есть к каноническому соединению с Церковью, через возвращение к умеренному крылу зилотов. ^

9) Стасидия - специальное деревянное кресло с откидным сиденьем. В стасидии можно стоять, опираясь на подлокотники, полусидеть и сидеть. ^

10) Архимандрит Гавриил Дионисиатский (+25. 10. 1983) - один из авторитетнейших старцев-игуменов Святой Горы. На Афон пришел в 1910 году. К его мнению прислушивалась не только вся Святая гора, но и вся Греция. Помимо благодатных даров духовного руководства, незаурядного ума и рассуждения, обладал даром слова в летописании Святой Горы (на греческом языке издано более 5 его книг). Был глубоким «исследователем времен», разрешителем серьезных проблем в отношениях государства и Святой Горы. Как Духовник имел непререкаемый авторитет. ^

11) Песнописец - сочинитель церковных кондаков, икосов, тропарей, стихир, канонов. Монах Герасим Микроагиоананит (1905-1991) - гимнограф Великой Церкви Вселенского Патриархата. Подвизался в Малом Скиту Святой Анны. Будучи почти самоучкой, оставил после себя сорок семь объемных томов (35442 страницы) сочиненных им церковных последований служб различным святым, праздникам. Уже при жизни, помимо большой славы великого песнотворца, был весьма почитаем и как духоносный старец. ^

12) Достойно замечания, что о. Ефрем не сам принимает это решение, а посоветовшись с духоносными старцами, то есть опять-таки избирая путь послушания. И старец Гавриил и старец Герасим не были зилотами и находились в каноническом единстве с Вселенским Патриархатом, и именно поэтому их совет был расценен боговдохновенным. ^

13) Экклезиология - историческое, догматическое, каноническое и правовое учение о Церкви. ^

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты