КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как жертва неблагоприятных условий социализацииУспешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой — способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний и до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, то есть конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в общество, также становится жертвой социализации — девиантом, правонарушителем и т. д. Однако повторим то, о чем уже шла речь. Вышесказанным проблема не исчерпывается. Социализация человека в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящиеся или могущие стать жертвами неблагоприятных условий социализации. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психо-соматическими дефектами и отклонениями. Столь же явно к числу жертв относятся сироты и все люди, находящиеся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей, находящихся в пограничном психическом состоянии и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, родившихся в семьях с низкими экономическим, моральным, образовательным уровнями; а также метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Названные категории жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другое (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), г другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни — неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения — противоправное поведение и др.). Говоря о жертвах неблагоприятных условий социализации, надо вспомнить, что социализация наряду с характеристиками, общими для всех или большинства обществ, находящихся на определенной стадии развития, имеет свою специфику, которая определяется историей и культурой конкретного социума. Поэтому понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» неидентично в разных культурах (и даже в субкультурах), государствах и обществах. Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва жизненных обстоятельств; а в другой — нет. Это касается даже такого, казалось бы, бесспорного случая, как наличие физического дефекта. В ряде культур некоторые физические дефекты, приобретенные с рождения, не только не превращают человека в жертву, а, наоборот, делают его в восприятии окружающих «избранным» (калеки в некоторых странах современного Востока; юродивые в средневековой России1!. Кроме того, в различные исторические эпохи в одной и той же культуре или в субкультуре одна и та же характеристика человека может расцениваться по-разному: как признак жертвы в предлагаемом толковании или нет (наппимер, неравенство в с&ере образования и вытекающие из него следствия для социального статуса человека). Важно иметь в виду, что жертвы социализации в нашем понимании по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте — лишь в ряде наиболее развитых государств. По-разному воспринимаются жертвы в религиозном ' и в общественном сознании: сирота — человек, почти всюду заслуживающий сочувствия; бедный, во-первых, имеет существенно различные признаки своего положения в разных странах, а, во-вторых, вызывает различное отношение Ли в непосредственном социальном окружении (если наркоман, как правило, осуждается, то алкоголик может вызывать и сочувствие). Восприятие окружающими человека как жертвы определяется обычно в сопоставлении с каноном человека и социальными нормами, существующими в конкретных этносах, регионах, социально-профессиональных и половозрастных группах, в ближайшем социальном окружении, А, например, нормы могут быть не одинаковыми. Так, пьянство подростка нередко рассматривается в его референтной группе как признак соответствия ее нормам, а не как социальное отклонение. Попутно надо иметь в виду то, что хотя любое общество порождает жертв неблагоприятных условий социализации, отношение к ним в том или ином обществе может быть принципиально различным: оно может признавать или не признавать те или иные типы жертв таковыми, заботиться о них или игнорировать само их существование.
|